Татьяна Михайловна, последние 3-4 года постоянной темой ваших выступлений, статей и книг стали размышления об экологии вообще и о судьбе животных в частности. Вы единственный православный философ, который так активно занимается этой темой. Вам принадлежит книга с парадоксальным названием: "святые животные". Звучит, как провокация, чем это вызвано?
- Мы живем в эпоху умаления жизни и несем огромную ответственность за то, что умирает не только культура, не только цивилизация, а именно жизнь. Через несколько лет как говорят ученые вымрут еще 25 миллионов видов животных. Это, несомненно, происходит от того, что в начале ХХ века "Бог умер", как говорил Ницше. Бога изгнали из сознания людей и из жизни. После этого из существования человека ушла вертикаль, и стали умирать все, ее создающие ценности. Это и ценность любви ("иссякла любовь"), это и ценность справедливости, чести, сострадания. И сама жизнь все больше и больше умаляется, иссякает. Становится все меньше нормального воздуха, нормальной воды, нормальной пищи. На Западе каждый второй ребенок рождается с болезнью аутизма замкнутости на себе, невозможности отзываться на окружающий мир, даже на ласки и любовь матери.
Все это накладывает на наши плечи, особенно на плечи христиан особую ответственность. Потому что именно христианская цивилизация развернула глобализацию во всем мире, подчинила себе многие культуры и подчинила не в самом лучшем стиле.
- Говоря с беспокойством о судьбах всего живого на земле, вы на самом деле не оригинальничаете, существует глубокая православная традиция в этом плане.
- Наша православная традиция, в отличие от католической и протестантской жизненна. Потому что наши подвижники не столько рассуждали на эту тему, сколько исправляли греховное повреждение, греховное падение человека в отношении к животным. Они общались с животными на райском уровне. Как говорил Исаак Сирин: "Животные обоняют запах рая и идут к святым". У нас множество примеров в житиях святых, которые я привожу в своей книге с намеренно провокационным названием "Святые животные", того, как святые дружили с животными.
Конечно же, в первую очередь каждый православный помнит об общении прп. Сергия Радонежского и прп. Серафима Саровского с медведем. Прп. Герман Аляскинский общался с горностаями, святые на Афоне и в Греции, где я часто жила, общаются даже со скорпионами, старец Исидор из Гефсиманского скита читал Псалтырь вместе с лягушкой (она всегда появлялась на пеньке рядом его домиком, когда он начинал читать кафизмы). Приснопоминаемый старец Николай Гурьянов даже пауков чествовал, мухи не разрешал убить, с котами своими разговаривал, как с лучшими друзьями.
- Я хочу присоединить к этим историческим примерам один современный и очень живой. Я только что вернулась из Покрово-Тервенического монастыря, с игуменией которого Лукианой (Рысевой) меня связывает давняя дружба. Матушка рассказала, какая у них произошла совсем недавно история с заблудившейся собакой. Бедная собака-охотница потеряла хозяина и пришла в монастырь, там ее накормила и она ушла. Через несколько дней в обители появился хозяин собаки, он прошел несколько десятков километров по лесу, и так же, как его питомица, вышел к неизвестному ему монастырю. Матушка рассказала ему, что, судя по описанию, именно его собака недавно гостила в обители, но где она теперь, она не знает. И попросила, что, если он найдет "потеряшку", чтобы обязательно пришел и сообщил. А сама матушка Лукиана стала молиться пред чудотворной иконой Тервенической Божией Матери: "Помоги соединиться двум любящим сердцам". Через день охотник пришел с радостной новостью собака нашлась.
- В лучших монастырях на деле хранят святоотеческую райскую традицию отношения к животным. Есть воспоминания о том, как св.прав. Иоанн Кронштадтский молился за страдающую скотинку, как многие наши старцы молились за тех животных, которые рядом сними жили.
- Все-таки расскажите не только о жизненном, но и о богословском осмыслении проблемы "Человек и животные".
- Животные служат святым как они служили когда-то Адаму в раю. И, как пишут прп. Макарий Великий, прп. Симеон Новый Богослов в раю произошла ужасная катастрофа: после грехопадения человек стал вселять ужас во всю тварь. Прп. Макарий пишет, что после грехопадения даже воздух стал сжиматься не хотел, чтобы человек им дышал, вода в реках не давала к себе подступить, животные хотели разорвать Адама и Еву. Но Господь по своему человеколюбию сказал: "Люди покидают рай, и вы за ними идите и служите дальше". И мы сейчас видим, что животные настолько трогательно служат людям, что даже спасают их от вымирания. Современная наука открыла, что собаки, обезьяны и прочие животные лечат от самых невероятных болезней. Детей от аутизма излечивает общение с лошадями, с собаками, с кошками. Недавно в Париже я была свидетельницей такой сенсации: несколько сот детей излечились за короткий срок от аутизма после общения с лошадками.
Общаясь с животными, человек может отрыть те качества и свойства личности, которые он не может открыть другому человеку, Животные сохранили райскую непосредственность, или как говорил Ориген "в них остался след Бога". И мы, общаясь с животными, возвращаемся к райской непосредственности.
Святой Симеон Новый Богослов говорит, что люди в грехопадении пали ниже животных, а животные по существу остались на этом райском уровне. Поэтому у нас есть чему у них поучиться: и терпению, и незлобивости, и простоте, и открытости, доверчивости. У меня, например, был пес, с которого я всегда старалась брать пример. Он такой был радостный, я такой радости не видела никогда в мире. Еще Достоевский в "Братьях Карамазовых" писал: "Любите животных Христос с ними прежде нашего. В них есть начало разума и веселия". Если они не очень болеют и не умирают, они радуются они радуются встрече, им дорог человек и при этом к них нет нашего глупого человеческого рассудка мы все время контролируем себя, в нашем поведению много, идущего от всяких "табу", цивилизационных запретов.
- Один из самых трудных с точки зрения богословия и с точки зрения сердечных переживаний остается вопрос о том, что с животными происходит после смерти? Что писали святые отцы на эту тему? Мы, общаясь с животными, видим, что у каждого из них есть свой характер, какие-то личностные особенности, что же все это уничтожается со смертью плоти?
- Во-первых, в Священном Писании у нас есть прообраз Царствия Небесного, к которому мы все стремимся. Это Ноев Ковчег, где каждой твари по паре. Святые Отцы в вопросе о посмертной участи животных проявляли разномыслие. Этот вопрос догматически никак не закреплен. Но мне лично ближе те Отцы, которые думали, что "животные несут след Бога" и имеют право быть в раю. Мы ведь достоверно не знаем как устроен рай, и какое "отделение" там могут занимать животные. Но мы ведь знаем, что любовь не умирает, потому и любовь человека к животному не должна уничтожиться совсем после смерти.
"О Тебе радуется, благодатная, всякая тварь", когда мы видим Божью Матерь, держащую под своим покровом весь мир мы видим образ рая.
Еще одна икона рая есть у пророка Исайи, когда лев ляжет с ягненком, ребенок со змеей.
- Но здесь существует возможность другой крайности. Помните, как об этом писал прп. Силуан Афонский привязанность к животному может заменить любовь к человеку. Животных не стоит к себе приближать, даже гладить их нужно остерегаться.
- Каждый старец, каждый святой индивидуален. Прп. Силуан он же крестьянин был. У крестьян (и меня всегда это удивляет) отношение к животным безумно любовное, а потом того, кого они так любят, они могут зарезать и съесть. Если любимая собака вдруг начнет днями, месяцами выть под окнами, ее запросто пристреливают.
Надо сказать, что в целом рациональное отношение к животным я видела еще и в Греции, как массовое явление. Это можно назвать "южным отношением к животным". Животные живут исключительно на улице, им не дают ни питья, ни воды. Многие мои знакомые из-за этого даже перестали ездить в Грецию, потому что тяжело постоянно видеть страдающих животных.
- В отношении христиан к животным существует зависимость от общего мировоззрения человека, которое В.В.Розанов хлестко обозначил как "мироприемлющее" и "мироплюющее".
- Конечно, ведь дело в том, что наше спасение это не спасение отдельное атома, который оторван от всего. Об этом много писал прп. Максим Исповедник, а из светских писателей наш Федор Михайлович Достоевский: "Всякий за все перед всеми виноват". Помните, в "Братьях Карамазовых": "Простите птички!"
- В чем разница между "православной экологией" и "религией экологистов"? И нужно ли вообще православным сугубо заниматься экологией?
- Разница большая. Есть радикальный экологизм, который считает, что в природной катастрофе виновато христианство со своим антропоцентризмом. Человек поставлен в центр мира и в гордыне своей уничтожает тварь. Но, как мы уже сказали, подлинное христианское, святоотеческое отношение к твари оно совсем другое. Мы все связаны друг с другом, через освящение всего мира, мы только можем спастись.
У нас, православных есть учение об обожении, о том что "последний таракан не должен плакать", а не то, чтобы: "я спасен, а до других, до всего мира мне дела нет".
- Хочу вернуться к тому, о чем мы уже говорили: в наше время должное отношение к твари существует в первую очередь в монастырях. Люди живут на природе, любят ее, трудятся и кормятся ее плодами, но при этом их отношение не грубо крестьянское, а одухотворенное. Я до сих пор под огромным впечатлением от того, как в Тервеничах матушки разговаривают с коровками, козочками, собаками. У каждой матушки в келье кошечка. Я впервые (хотя много раз бывала в этом монастыре и в других монастырях) увидела, что это не только обитель людей, но и обитель зверей.
- Ориген пишет, что когда Адам давал имена животным он учился любить на разных стадиях. А потом, когда он уже обучился любви, через любовь к животным, ему дана была Ева.
Поэтому можно сказать, что это наша христианская обязанность, "память о рае" любить животных. К этому надо приучать детей с младенчества. Как писал опять же Розанов: "каждый ребенок должен держать на груди котенка и ласкать его, разговаривать с ним, ухаживать за ним. У ребенка должен опыт совместной жизни с животными. И тогда он откроет, что в животном мире есть своя структура отношений привязанность, дружба, верность. И мы не одни живем на белом свете, а вместе с нашими "братьями меньшими".
И надо благодарить Бога за то, что все это еще есть, что наш мир еще живет природной жизнью.
Источник: Русская линия