Взаимоотношения двух поместных Церквей – римско-католической и греко-католической – достаточно прохладны. Интересен тот факт, что в середине июня было опубликовано обращение о взаимном прощении и примирении, подписанное греко-католическими епископами Украины и римско-католическими епископами Польши, а вот украинских латинских епископов среди подписантов не оказалось.
Почему так произошло? "Не знаю", – ответил, в интервью польскому информационному агенству KAI, львовский римско-католический архиепископ кардинал Мариан Яворски. "Когда мне сообщили об этой инициативе, я обрадовался. Но обратил внимание на то, что важно, чтоб примирение не закончилось на декларациях, касающихся прошлого. Необходимы, прежде всего, конкретные шаги со стороны греко-католической и римско-католической Церквей. Я напомнил польской Церкви, чтобы они во время рабочих встреч с греко-католической Церковью, поднимали современные, реальные проблемы".
Одной из проблем кардинал Яворски считает тот факт, что греко-католики занимают ныне многие бывшие латинские храмы. Уже несколько лет продолжаются споры в Тернополе, Комарне, Бродах, Львове... Львовский архиепископ утверждает, что униаты часто отказывают латинянам не только в возвращении святынь, но даже не соглашаются на совместное использование храмовых помещений, не пуская в них прежних властителей. Полным фиаско завершились долгие переговоры католических епископов обеих сторон по поводу церкви в Комарне, не помогло даже участие Апостольского нунция на Украине архиепископа Антонио Франко. Долгие годы во Львове латинская община безрезультатно пытается вернуть себе церковь и монастырь кармелитанок. Кардинал Мариан Яворски утверждает, что глава УГКЦ кардинал Любомир Гузар отклонил его просьбы, так как убежден, что "Ордены желающие работать на Украине должны принять восточный обряд, а монахи изучить украинский язык". "Я ответил ему", – говорит римско-католический митрополит. "Что мы не приходим в УГКЦ, чтобы основывать в ее лоне Ордена. Наша Церковь имеет право организовывать собственные монашеские общины".
Почти три года назад кардинал Гузар рассказал об этой проблеме в интервью польскому еженедельнику Tygodnik Powszechny: "Причина конфликтов, как мне кажется, это недостаток уважения к нашей Церкви со стороны латинских собратьев. На Украине 880 000 римо-катликов. Действует около 50 женских монашеских Орденов и Конгрегаций, кандидатки для вступления в них обычно направляются на период послушничества в Польшу, но не верю, чтобы все они принадлежали к латинскому обряду. Когда мы выражаем обеспокоенность – слышим: "они не греко-католички"! Возможно это и правда, но может настоятельницы этих общин, озаботились бы тем, что бы эти кандидатки открыли свои корни! Греко-католки были преследуемы во времена коммунизма, сейчас не каждый знает о своем происхождении. Католики не могут друг с другом конкурировать, добывать прихожан, используя их оторванность от корней"!
Верховный архиепископ Львова Любомир Гузар не согласен и с еще одним обвинением. Он утверждает, что греко-католики не хотят присваивать латинских церквей, но вынуждены пользоваться ими, пока их общины не окрепнут после десятилетий преследований. "Что касается собственности, то эта ситуация временная", – убеждает кардинал Гузар. И добавляет: "Когда у нас появиться достаточное количество собственных храмов, те вернем обратно". Как аргумент приводит статистику: во Львове и пригородах живет 25 000 "латинян" и 600 000 "униатов", кроме того многие греко-католические храмы уже давно заняты православными.
Кардинал Яворски с этим не согласен: "Нельзя отказ возвращения аргументировать тем, что римско-католическая община насчитывает несколько десятков тысяч, а греко-католическая несколько сотен тысяч верующих. Наши споры должны разрешаться на пути взаимного уважения и диалога".
Греко-католики в свою очередь обвиняют латинскую Церковь, что она страдает, особенно в Галиции, от раздвоения личности. Не может определиться, как говорит кардинал Гусар, с тем "является ли она украинской Церковью латинского обряда или Церковью польского меньшинства на Украине". Несколько лет назад кардинал Любомир риторически вопрошал: "для кого львовская митрополия издает "Каталог духовенства" на польском языке"?
Кардинал Яворски в заочном споре парирует, что здесь играют роль стереотипы: "Наша община не польская, не украинская, а римско-католическая! Мы принадлежим ко Вселенской Церкви. Я объяснял когда-то кардиналу Любомиру, что мы просто старается отвечать на потребности верующих. Там, где живут римо-католики поляки, совершаем мессу по-польски, там, где говорят на украинском – по-украински. А, на пример, на Закарпатье по-словацки и по-венгерски". Недавно Мариан Яворски предложил, чтоб те, кто рассказывает о том, что украинские "латиняне" занимаются прозелитизмом среди "униатов", заманивая их в свои храмы заглянули в львовский кафедральный собор и посчитали, сколько верных осеняет себя крестным знамением "по-восточному" или просто попросили бы метрические книги, чтоб выяснить, сколько среди крещеных миропомазанных или венчанных украинцев, а сколько принадлежит другим национальностям.
Не смотря на острые дискуссии, происходящие как заочно, так и лицом к лицу на различном уровне, межкатолическое сотрудничество развивается. В некоторых местах, на пример в Одессе, греко-католики и латиняне совместно используют один храм. Оба кардинала время от времени встречаются на совместных богослужениях. Несколько дней тому назад кардинал Гузар в разговоре с Tygodnik’ом сказал: "Нашим желанием является разработка таких решений, которые позволят сотрудничать обеим Церквям. Согласие будет возможным, когда вместе сядем за стол переговоров и до конца выясним наши точки зрения. (...) Я предложу епископам обоих обрядов, чтобы мы встретились осенью и начали диалог. Важно, чтоб мы, молясь, искали решения".