– Да – они вызваны многими обстоятельствами. Во-первых, я провел в Земле Рейн прекрасные годы, так что я просто с радостью ожидаю, что вновь буду дышать воздухом Рейнланда, этого открытого для всего мира города, и всем тем, что с ним связано. А затем потому, что Провидение пожелало, чтобы моя первая поездка за границу была именно в Германию. Я бы сам никогда не решился организовать ее. Но если Господь Бог распорядился так, то, конечно, можно только радоваться этому! А также, что эта первая заграничная поездка – это встреча с молодыми людьми со всего мира. Встречаться с молодежью – это всегда прекрасно, – пусть даже у нее полно проблем – потому что она, несомненно, несет с собой столько надежды, столько энтузиазма, столько ожиданий: в молодых есть динамика будущего! Встреча с молодыми всегда помогает зарядиться новой энергией, стать более радостными, более открытыми. Вот, таковы некоторые причины, которые еще больше усилили, а не уменьшили мою радость.
– Ваше Святейшество, в чем заключается послание, которое Вы везете молодым, собравшимся со всего мира в Кельне? Что является самым важным из того, что Вы хотите передать им?
– Я бы хотел объяснить им, что быть христианами – прекрасно! Общераспространенное мнение о христианах заключается в том, что они-де должны соблюдать бесчисленное количество заповедей, запретов, принципов, и тому подобное, и что, следовательно, христианство – это нечто, требующее больших усилий и угнетающее свободу, и что лучше обойтись без всего этого бремени. Я же, напротив, хотел бы разъяснить, что иметь поддержку великой Любви и откровения – это не бремя, но крылья, и что прекрасно быть христианами. Этот опыт дарует нам широту, он дарует нам прежде всего общину, то есть факт, что как христиане мы никогда не бываем одиноки: во-первых, с нами всегда Бог; затем мы, между собой, всегда образуем великую общину, общину в пути, имеющую планы на будущее: все это позволяет нам жить жизнью, которую стоит прожить. В этом состоит радость быть христианином и красота веры!
– Святейший Отец, быть Папой означает быть "созидателем мостов", Понтификом. Церковь опирается на древнюю мудрость, и Вы готовитесь сегодня встретиться с молодежью, которая, конечно, обладает огромным энтузиазмом, но что касается мудрости, то в этом отношении ей предстоит проделать немалый путь ... Как можно построить мост между этой древней мудростью, – включая также мудрость Папы, достигшего определенного возраста, – и молодежью? Как это делается?
– (улыбаясь) Ну, посмотрим, насколько Господь будет расположен помочь мне в этом деле! Но в любом случае, мудрость сама по себе не является чем-то, отдающим затхлостью, застоявшимся – в немецком языке этому слову придается и такой оттенок. Для меня мудрость – это, скорее, понимание того, что является главным, это взгляд, схватывающий суть. Очевидно, что молодым еще предстоит "учиться" прожить жизнь, они желают постигать ее самостоятельно, и не хотят готовых решений. Здесь, вероятно, можно усмотреть небольшое противоречие. Вместе с тем, однако, мудрость помогает интерпретировать мир, который всегда является новым, потому что, даже попадая в новые условия, он всегда и в любом случае приводит к главному, и к тому, как это главное можно воплотить в жизнь. В этом смысле я считаю, что говорить, верить и жить, исходя из того, что было даровано человечеству и просветило его, не означает воспользоваться неким "устаревшим" готовым решением, – оно, напротив, соответствует динамике молодежи, ищущей великого и совершенного. Вот что значит мудрость веры: она заключается не в том, чтобы знать множество деталей, – качество, необходимое в исповедании веры, – но в том, чтобы суметь увидеть сквозь все детали суть жизни, как быть Личностью, как построить будущее.
– Святейший Отец, Вы сказали: "Церковь молода", она не является чем-то устаревшим. Не могли бы Вы сказать более подробно, что Вы под этим подразумеваете?
– Она молода прежде всего в биологическом смысле, потому что к ней принадлежит множество молодых; но она молода также и потому, что ее вера проистекает из источника Бога, из того самого источника, который дает жизнь всему новому и обновляющему. То есть речь вовсе не идет о подправленном блюде, остывшем, и вновь разогретом, которое вновь и вновь предлагается нам в течение двух тысяч лет. Потому что Сам Бог является истоком молодости и жизни. И если вера есть дар, исходящий от Него, – она есть свежая вода, которую Он неизменно дарует нам, – та, что дает нам жизнь, и которую мы, в свою очередь, можем излить как оживляющую силу на дороги мира, тогда это значит, что Церковь обладает силой омоложения. Один из Отцов Церкви, размышляя о Церкви, отметил, что с течением времени она, вместо того, чтобы стариться, парадоксальным образом становилась моложе, потому что она все сильнее стремится навстречу Господу, навстречу тому источнику, из которого ключом бьет молодость, новизна, отдохновение, новая жизненная сила.
– Вы знаете немецкую Церковь лучше, чем кто-либо. Одним из основных вопросов является экуменизм, единство Церкви, прежде всего между Церковью католической и евангелическими Церквами. Вероятно, существует надежда, пусть утопическая, что ВДМ сможет стать прорывом в вопросах экуменизма. Какая роль отведена экуменизму в Кельне?
– Надежда существует, поскольку задача единства пронизывает всю природу Церкви, и задача эта вовсе не является какой-то второстепенной. Затем, когда вера проживается и воспринимается как главное событие жизни, она сама дает импульс к единству. В повестке дня предстоящего Всемирного дня молодежи экуменический диалог как таковой не значится, поскольку событие в Кельне – это главным образом встреча между молодыми католиками всего мира, а также с теми молодыми, которые, не будучи католиками, хотели бы знать, смогут ли они найти у нас ответ на свои вопросы. Поэтому, думаю, этот аспект экуменизма сможет найти свое выражение скорее во встречах между молодыми: они будут говорить не только с Папой, но, в основном, будут также встречаться между собой. У меня будет встреча с нашими братьями-евангеликами: к сожалению, у нас будет мало времени, так как программа каждого дня пребывания крайне насыщена; но этой встречи будет достаточно, чтобы подумать, как нам двигаться вперед. Хорошо помню и вспоминаю с большим удовольствием первый визит Иоанна Павла II в Германию: в Майнце за одним столом сидели он и представители общины евангеликов, обсуждая, как действовать дальше. По результатам той встречи была учреждена комиссия, разработавшая впоследствии текст Декларации Аугсбурга об оправдании. Считаю важным, чтобы мы все, всегда, постоянно помнили о единстве, в самом средоточии нашего бытия христианами, а не только по случаю определенных встреч; поэтому все, что мы сможем делать, исходя из своей веры, будет в любом случае иметь экуменическое значение.
– Ваше Святейшество, к сожалению именно в наших северных богатых странах отмечается отдаление от Церкви и от веры вообще, особенно среди молодежи. Как можно противостоять этой тенденции? Или, лучше, какой ответ можно дать на поиски смысла жизни – "Какой смысл имеет моя жизнь?" – со стороны молодых, так, чтобы они говорили: "Ух ты, ну вот же то, что нам нужно: это Церковь!"?
– (улыбаясь) Естественно, мы все пытаемся представить молодым Евангелие так, чтобы они поняли: "Вот послание, которого мы ждали!". Это правда, что в нашем современном западном обществе существует множество балласта, отдаляющего нас от христианства; вера кажется очень далекой, так же и Бог кажется очень далеким ... А жизнь полна возможностей и задач ... и первым желанием молодых является желание быть хозяевами собственной жизни, прожить ее на максимуме ее возможностей ... Вспомните блудного сына, который считал скучной свою жизнь в отчем доме: "Хочу получить все от жизни, хочу насладиться ею до конца!". И затем он понимает, что его жизнь пуста, и что по-настоящему он был свободен и велик именно когда жил в доме своего отца! Однако я верю, что среди молодежи также распространяется ощущение, что все эти развлечения, предлагаемые им, весь рынок, построенный на препровождении досуга, все, что делается, все, что может делаться, что можно купить и продать, в конце концов не может быть "всем". Что-то должно быть больше всего этого! И вот тогда возникает огромный вопрос: "Что же является важным? Им не может быть то, что мы имеем, и что можем купить!". Вот тогда так называемый "рынок религий" вновь предлагает религию как товар, нанося ей, естественно, урон. Наличие подобного рынка указывает на то, что существует спрос. Теперь необходимо распознать эту потребность и не оставить без внимания, не отклонять христианство как нечто давно знакомое и достаточно исследованное, и способствовать тому, чтобы оно могло быть признано как та вечно новая возможность именно потому, что исходит от Бога, Который скрывает и открывает в Себе все новые измерения ... Господь, в действительности, говорит нам: "Дух Святой посвятит вас в то, о чем сегодня я не могу говорить!". Христианство полно еще не открытых измерений и являет себя вечно молодым и новым, если вопрос поставлен из глубины. В определенном смысле происходит столкновение уже имеющегося вопроса и ответа, которым мы живем, и который мы сами, через тот вопрос, получаем вновь и вновь. Это должно быть событием, которым становится встреча между возвещением Евангелия и молодыми.
– Создается впечатление, что Европа отказывается от самой себя, от своих ценностей, – от ценностей, основанных на христианстве, а также от человеческих ценностей, все больше утрачивающих свое значение. Китайцы и индусы усердно работают, хорошо образованы, в то время как мы в Европе ленивы и угрюмы. Мы говорим о христианских корнях, в связи также с конституционным договором Европейского Союза. Европа в кризисе. Может ли такое событие, как предстоящий Всемирный день молодежи, в котором, как ожидается, примет участие почти миллион человек, придать импульс поиску христианских корней, особенно со стороны молодых, чтобы мы все могли жить "по-человечески"?
– Пожелаем себе, чтобы именно подобная встреча между людьми, прибывшими со всех континентов, придала бы новый импульс также и "старому" континенту, где проходит это событие; она должна помочь нам видеть не только болезни, усталость, недостатки в европейской истории, – не будем забывать, что мы переживаем период самосострадания и самоосуждения. Но во всех историях было что-то "больное", тем более в нашей, развившей огромные технические возможности, оно приобретает еще более драматическое значение. Однако следует видеть и великие творения, рожденные в Европе! Иначе было бы невозможно сегодня, чтобы весь мир "жил" цивилизацией, получившей развитие в Европе, если бы эта цивилизация не имела столь глубоких корней! Сегодня мы можем предложить не только их; случается, что, принимая эту цивилизацию, но, ища другие корни, в итоге впадают в противоречие ... Полагаю, что эта цивилизация, со всеми ее опасностями и надеждами, может быть "управляема" и приведена к своему величию, при условии, что она научится признавать источники своей силы; если нам удастся вновь увидеть это "величие", так, чтобы восстановить направленность и значение возможности быть Человеком, если нам удастся вновь радоваться тому, что мы живем на этом континенте, определившем участь мира – в добре и зле. Именно поэтому мы обязаны постоянно открывать истину, чистоту, величие и обусловить ими будущее, чтобы затем поставить себя по-новому, и может быть, более совершенным образом, на служение всему человечеству.
– Последний вопрос. Идеальная цель, которая преследуется проведением Всемирного дня молодежи в Кельне: если все пойдет самым лучшим образом ...
– Ну, несомненно, это надежда на то, что над молодежью пронесется ветер новой веры, прежде всего над молодежью Германии и Европы. В Германии много христианских учреждений, христиане все еще делают много добрых дел, но чувствуется большая усталость. Мы настолько заняты решением структурных вопросов, что нам затем недостаточно энтузиазма и радости, исходящих из веры. Если этому порыву ветра удастся оживить в нас радость знать Христа, и удастся придать новый размах Церкви в Германии и во всей Европе, думаю, что мы сможем сказать, что Всемирный день молодежи достиг своей цели.
– Ваше Святейшество, сердечно благодарим Вас за этот разговор, желаем Вам всяческих благ и Благословения Божия во время прекрасных, хотя и трудных дней, предстоящих Вам в Кельне.
– Спасибо!
Источник: Agnuz