Мне кажется, что если бы у духовных лиц, как у рыцарей были девизы, Митрополит Андриан мог бы взять себе старинное латинское выражение "Aliis inserviendo consumor – Светя другим, сгораю". Обычно это выражение иллюстрирует изображение горящей свечи.
Высокий, худой, с заостренными, резкими чертами иконописного лица, в белом клобуке, Митрополит Андриан был подобен восковой свече, евангельскому светильнику, о котором говорил Христос: "Ни вжигают светильника, и поставляют его под спудом, но на свещнице и светит всем" (Мф. 5,14-15). Недолгое пребывание владыки Андриана на московской митрополичьей кафедре можно сравнить со свечей, которая? сгорая, освещает все вокруг себя. Так и Митрополит (язык не поворачивается назвать его "покойным") освящал все вокруг себя удивительным духовным светом, "тихим светом" христианской любви. А свет этот "во тме светится и тма его не объят" (Ин. 1,5).
Не могу сказать, что я хорошо знал Митрополита Андриана. Впервые я увидел его, как и многие москвичи-староверы, посещающие Покровский собор на Рогожском кладбище, во время его епископской хиротонии. К сожалению, не помню, присутствовал ли я при его диаконской и священнической хиротонии.
Возведение в епископы смиренного священноинока Андриана состоялась 29 апреля 2001 года на праздник Жен-мироносиц. В это день Покровский собор бывает всегда переполнен богомольцами. Но, кажется, в тот раз их было еще больше, чем обычно. Ведь тогда в cтарообрядческой Церкви редко совершались епископские хиротонии – последняя аж в 1994 году! Я уходил с богослужения в приподнятом настроении. Меня вдохновила не только торжественная литургия, но и разговоры о том, что новый епископ молод, образован, умен и интеллигентен. А вскоре пошли слухи о том, что Митрополит Алимпий желает видеть епископа Андриана своим приемником.
Я познакомился лично с епископом Андрианом в том же году. Мне очень хотелось издать "Житие" св. Павла Коломенского, но для этого было необходимо благословение какого-нибудь архиерея. Поскольку владыка Андриан представлялся мне исключительно образованным и книжным человеком, я решил испросить благословения у него. Между нами завязалась переписка, от которой у меня, к сожалению, сохранилось только одно письмо. Оно заканчивается словами: "Желаю тебе творческих успехов и да пребудет с тобою мир и Божие благословение". Итогом переписки стало издание "Жития" св. Павла в 2002 году. Для меня выход в свет этой небольшой книги стал одним из важнейших событий жизни.
И в дальнейшем в своих издательских проектах я руководствовался наставлением и благословением владыки Андриана. При его участии были изданы "Житие" св. Венедикта Нурсийского и сборник исторических очерков "Соль земли". Потом было сотрудничество в издании журнала "Остров веры" и на Соборах cтарообрядческой Церкви – мы вместе исследовали порядок прославления святых в Древней Церкви и вообще работали над вопросом канонизации.
Именно на заседании Комиссии по канонизации я виделся последний раз с Митрополитом Андрианом. Это было 14 июня сего года. Тогда он подарил мне книгу, которая показалась мне не очень интересной, но теперь я буду ее хранить, как вечную память о святителе.
Скоропостижная кончина владыки Андриана представляется мне чем-то невероятным, чудовищным. Как в заупокойных стихерах св. Иоанна Дамаскина: "Прииде смерть яко хищник, приступи тлитель и разруши мя. Прииде же и не суща мя яви, и бых яко небыв лежу ныне. Воистину сон". Вот, только что был человек, я общался с ним, он общался со мной, но в один миг все изменилось – "бых яко небыв". Разговаривали, переписывались, звонили друг другу – "бых яко небыв". Добрый, светлый, умный, образованный – "бых яко небыв". Не могу в это поверить!
Под самый Новый год, 31 декабря 2003 года скончался Митрополит Алимпий и эта кончина потрясла всех староверов. Но владыка Алимпий был стар, долго и тяжело болел, лежал в больнице, там же и скончался. Его смерть казалась чем-то неизбежным, естественным. Но такой нельзя назвать безвременную кончину Митрополита Андриана. Он просто сгорел, как свеча перед иконой.