призывает жить россиян современный закон
Михаил Сляднев верующим себя не считает, но последние тридцать лет любая религия входит в круг его интересов. Вероучениями наш собеседник занимается по службе и из научного любопытства. Когда-то диссертация по истории протестантизма позволила ему стать кандидатом философских наук. последние годы он изучает реалии современных религий. Сегодня главный специалист управления по взаимодействию с общественными объединениями администрации города Челябинска, религиовед Михаил Иванович СЛЯДНЕВ отвечает на вопросы читателей.
— Михаил Иванович, здравствуйте. Вас Светлана Мякотина беспокоит. Скажите, а сам вы верующий человек?
— Это, конечно, личный вопрос, но я готов на него ответить. Я отношусь к представителям светского гуманизма, то есть придерживаюсь атеистических взглядов. Но не вульгарного, не воинствующего атеизма, а той материалистической традиции в философии, которая основана на гуманизме. На вопрос, может ли человек быть лучше и соответствовать своему высокому предназначению, эта традиция дает утвердительный ответ. Я уверен, что человек способен совершенствовать себя и способствовать прогрессу в обществе.
— Алло, "горячая линия"? Меня зовут Борислав, я из Копейска. Михаил Иванович, в наши дни, наверно, никто не считает, что Бог — седовласый старик, сидящий на облаках. Как представляют его сегодня с учетом последних научных открытий?
— Представления о Боге в истории философии и истории религии очень неоднозначны. И те карикатуры, о которых мы еще помним, а современные молодые люди и понятия не имеют, крайне примитивны и, считаю, некорректны. Однако говорить, что наука что-то доказала или опровергла, пока нельзя. Сегодня нет оснований утверждать ни объективную реальность божественного бытия, ни прямо противоположную точку зрения. Это то, что еще Иммануил Кант, немецкий философ XVIII века, сформулировал как антиномичность (противоречивость) нашего мышления и познания.
— Добрый день, это Татьяна Бочарова. Вот ученые говорят, что когда-нибудь люди станут разговаривать на одном языке. А будет ли в мире одна религия? Есть ли тенденции к объединению разных вер?
— Попытки создать универсальную религию предпринимались неоднократно. Одна из последних попыток — это новое религиозное движение вера-Бахаи. Но по количеству верующих и по степени распространения претендовать на статус мировой религии она не может. Думаю, что подобные попытки будут и впредь. Однако в силу культурных и исторических различий, которых очень много, говорить о том, что общество в ближайшем будущем придет к единому универсальному пониманию Бога, не приходится.
— Михаил Иванович? Павел из Коркино вам звонит. Скажите, как вы относитесь к тому, что глава светского государства Владимир Путин подчеркивает свою религиозность и, более того, приверженность одной конфессии, хотя государство у нас многонациональное и с разной верой?
— С точки зрения закона любой человек, независимо от должности, имеет право говорить о своих мировоззренческих установках или умалчивать о них. Другое дело, что никто не может принуждать человека делать подобные заявления. Кстати, гражданам всегда интересно знать, на какие духовные традиции ориентируется их политический лидер.
Правда, иногда такие публичные заявления политических лидеров воспринимаются искаженно и трактуются как необходимость отдавать предпочтение какой-то конфессии. Признаюсь, я не раз замечал в поступках некоторых чиновников стремление быть в русле этих религиозных предпочтений. Получается как у английского писателя Джорджа Оруэла в "Скотном дворе" со сменой лозунгов: сначала все животные были равны, а потом отдельные из них оказались "равнее" других.
— Может, у нас существует официальная религия?
— Есть попытки использовать в этих целях преамбулу Закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", где говорится об особой роли православия в истории нашей страны. Иногда ее трактуют как указание на некое косвенное правовое доминирование этого направления в христианстве. Однако в России действует конституционный принцип равенства религиозных объединений перед законом.
Впрочем, сегодня есть много примеров игнорирования "инославных". Допустим, сегодня (разговор состоялся 9 июня. — Авт.) праздник Вознесения. Все говорят о том, что это. православный праздник, и никто не говорит, что он христианский, ведь его отмечают и другие христианские конфессии, те же протестанты.
— Здравствуйте, звонит вам Мухаммад Габитович Габидуллин, я возглавляю одну из исламских религиозных организаций Ленинского района Челябинска. Не так давно по местному телевидению показали сюжет про людей, которые читают дома Коран. Журналисты постучались к ним в квартиру и, несмотря на возражения хозяев, начали съемки. А потом рассказали с негативным подтекстом историю про девушку, которая якобы, начав изучать священную книгу мусульман, тут же надела длинное платье и платок. Я считаю, что это произвол со стороны прессы, ущемление прав человека. Коран в нашей стране никто не запрещал, и каждый имеет право читать его дома. По-моему, телевизионщики нагнетают обстановку, чтобы оклеветать мусульман.
— Да, встречаются такие ситуации, когда права верующих ущемляют непродуманные действия чиновников или прочих лиц. Но есть Закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", который дает возможность вести правовую защиту любой законно действующей конфессии, в том числе и мусульман. За помощью в подобных случаях следует обращаться в органы прокуратуры, — Добрый день, Борис Иванович вас беспокоит. У меня есть Библия, но я никак не могу научиться ее читать.
Не посоветуете, где можно научиться читать и понимать эту книгу?
— Все зависит от того, на каком уровне вы хотели бы ее изучать и с представителями каких конфессий. Если говорить о Русской православной церкви, то в Челябинской епархии и в городе, и в области действуют воскресные школы для детей и для взрослых — обратитесь в любой из храмов. Такое же изучение Библии есть у католиков и у большинства протестантских общин. Для более детального ознакомления можно поступить в духовное училище или изучать Библию у челябинских евангельских христиан-баптистов — сегодня в нашем городе работает филиал Московского теологического института.
— А как отличается трактовка Библии в разных конфессиях?
— По основным идеям и положениям в них больше общего, чем различий. Для человека на начальном этапе изучения они не представляют особую актуальность.
— Вообще-то я уже посещаю православную церковь — Свято-Симеоновский храм. Но там изучают Закон Божий.
— Так до революции называли учебную дисциплину, которая знакомила с основами православия и с важнейшими идеями Библии.
— Здравствуйте. Меня зовут Анастасия. А какие "экзотические" религии есть в Челябинске?
— В Челябинске есть приверженцы Сахаджи-йоги, группа сторонников Сатьи Саи Бабы, веры-Бахао, была попытка создать общину Сахара Сикха, Действует общество Сознания Кришны — это неовосточные варианты. Есть и неохристианские: община сторонников Виссариона ("Церковь Последнего Завета"), молодежная организация церкви Муна, "Церковь Христа". Есть смешанные типы, к примеру "Церковь сайентологии", которая распространяет идеи Рона Хаббарда.
— "Южноуральская панорама"? Это Марина. Я читала в вашей газете о социальных программах баптистов. Что можно сказать о других протестантских течениях, чем они занимаются?
— У нас в Челябинске есть и лютеране, и евангельские христиане, и адвентисты седьмого дня, есть христиане веры евангельской — пятидесятники, есть представители новоапостольской церкви, есть "Свидетели Иеговы", мормоны. В области действуют представители методистской церкви. Их деятельность разнообразна. К примеру, они оказывают помощь детским домам и малоимущим семьям: собирают вещи, книги, пожертвования, помогают наркозависимым. Есть попытки открыть первый негосударственный детский дом. Правда, пока действуют лишь столовые, где протестанты бесплатно кормят детей. Словом, их помощь значительна и реальна.
— А насколько она бескорыстна? Может, это способ вербовки?
— В одной конфессии, не стану ее называть, тоже можно получить помощь, но там учитывается религиозность человека или как минимум его национальность. Протестанты же никогда не спрашивают, кто у тебя родители и кто ты сам. Они не заставляют читать молитвы или выполнять какие-то обрядовые действия. Их помощь оказывается вне национальных и конфессиональных предпочтений. И фактов, которые заставляли бы усомниться в их искренности, я не знаю.
— Здравствуйте, звонит вам Вячеслав. Я уверовал в Господа и избавился от наркоманки, правда, в другом городе, не в Челябинске. Мне бы хотелось узнать, какая работа ведется по избавлению наркозависимых людей здесь.
— С наркоманией борются и Русская православная церковь, и католики, и протестанты. Я считаю, что в этом деле нужно действовать сообща, забыв о межконфессиональных различиях.
— Меня пытались лечить, но избавить от этого может только Господь. Вы согласны?
— Я рад, что вы нашли в себе духовные силы, обращаясь к Богу. Есть люди, которые стараются решить свою проблему, опираясь на помощь близких и авторитетных организаций, — такое тоже возможно. Главное, не дать наркомании укорениться в обществе.
— Михаил Иванович, помогите. Я неверующий человек, и скоро у меня просто комплекс неполноценности на этой почве может развиться. Кое-кто из моих верующих знакомых уже смотрит на меня свысока, мол, я до чего-то в этой жизни не доросла, чего-то не поняла. Спасибо, Ирина.
— Некоторые философы сравнивают такое общественное мнение с маятником. Когда атеистическое воспитание было доминирующим, маятник отклонился в одну точку, а потом качнулся в другую — признание приоритетов религиозных. Но в сущности неверующий человек такой же, как верующий. Никакой нравственной ущербности в этом нет. Я понимаю, была бы у нас какая-то универсальная мировоззренческая модель, от которой ваши взгляды бы отличались... Кстати, по данным социологических опросов, как я считаю заниженным, от десяти до тридцати процентов россиян считают себя неверующими людьми.
Есть один хороший этический принцип. Я узнал о нем от протестантов. Они говорят: есть четыре Евангелия, а пятым должна стать жизнь человека, его поведение. Если ваше поведение укладывается в рамки "нормального", "хорошего", то никто за ваше безверие вас не осудит. Согласитесь, помочь ближнему может любой, кто понимает ценность человеческой жизни. И уважать старших, к примеру, тоже может неверующий человек.
— Чтобы отстоять свою позицию, люди часто начинают спорить о Боге. Вы считаете, это разумно?
— На своем опыте я убедился, что споры не способствуют взаимопониманию. Если мы хотим видеть в человеке человека, а не представителя какой-то конфессии, то споры не нужны. У меня в семье не было религиозного единства. Мать была глубоко верующей, а отец коммунистом. И это не мешало им спокойно жить.
Сегодня мне часто приходится слышать жалобы родителей на то, что их чадо попало в какое-то новое религиозное движение — иногда их называют тоталитарными сектами, к чему я резко отрицательно отношусь.
— Вы не верите в существование сект?
— Социально опасные явления в религиозной жизни конечно же есть, к примеру, сатанисты, которые призывают следовать только инстинктам и попирать права другого человека. Если человек встречает упоминание о верховенстве зла, всегда стоит насторожиться. Но это не означает, что все общины верующих различных исповеданий должны называться сектами. Тем более что такого понятия в российском законодательстве нет.
Кстати, в отношении ряда организаций делались попытки доказать, что их деятельность асоциальна. Но и у нас в области, и в стране эти попытки чаще всего оканчивались неудачей. Зато скандал добавлял "популярности" новым религиозным движениям.
— А как же можно так называемые секты распознать?
— Только изучая и пытаясь разобраться в особенностях религиозной жизни той или иной общины, группы. Сравнивая религиозную литературу, идеи и деятельность. По закону, любая религиозная организация должна указывать свое полное официальное название и конфессиональную принадлежность. Поэтому любой человек всегда может получить достоверную информацию. В противном случае следует обращаться в прокуратуру, в муниципальные органы власти. Если кто-то из читателей газеты встречал оригинальные проявления религии и не может найти однозначного их понимания, пусть звонит мне по телефону 265-89-73. Будем разбираться вместе.
16.06.2005
Источник: Южноуральская Панорама (Челябинск)