ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Человек со свечой – не подсвечник

Валерий Коновалов :: 17 августа 2005

Можно ли быть верующим, но не ходить в церковь, не молиться, не читать Библии?

Как уживается сегодняшняя вера человека с его недавним атеистическим прошлым? Много ли среди современных прихожан тех, кто ходит в храм ради конъюнктуры, моды, карьеры? Растет ли у нас вера?

Судя по результатам различных социологических опросов, картина в этой сфере нашей жизни весьма парадоксальная. Так, согласно недавнему исследованию ROMIR Monitoring, 80 процентов россиян называют себя верующими, но 37 процентов из них вообще не находят времени для молитвы, 21 процент молятся реже раза в месяц, 13 процентов – раз в день, 7 процентов – несколько раз в день, 2 процента затрудняются с ответом.

- А вы, Дмитрий Федорович, в какую графу попадаете? – спрашиваю я человека, с которым завел разговор на эту тему вовсе не случайно. Мы давно с ним знакомы, но многого о нем я не знал, пока не услышал в Московской Патриархии не только о заслугах Дмитрия Федоровича Мамлеева перед Русской церковью, но и о своеобразии его личного духовного поиска.

- Я, пожалуй, отношусь к тем двум процентам, которые затрудняются с ответом. Просто вера – это настолько индивидуальное дело, что анализировать тут, тем более с помощью статистики, очень сложно. Правильно говорят, что дороги к храму могут быть разными. Но и глубина веры тоже различна у человека в разные периоды жизни. Это порой противоречивый процесс. Кто-то поверил разом, а у кого-то вера прирастает постепенно.

- Бывает такое ощущение предверы.Причем не только у отдельного человека, но и как общественное настроение. Однажды в окружении Патриарха говорили о том, что часть российской интеллигенции все больше поворачивается душой к Церкви, а как точную характеристику этого состояния приводили в пример признание некоего деятеля:

"Веры у меня еще маловато, но чувство вины уже есть". И только недавно я узнал, что это были ваши слова. Что с тех пор у вас изменилось? Добавилось веры?

- Пожалуй. Но настоящему воцерковлению гордыня все еще мешает.

- Говорят, что многие сейчас идут в храм ради моды, конъюнктуры. Особенно те, кто был успешен и в советские времена. Вы как раз и прежде преуспевали – были в руководстве крупнейшими газетами, общественными организациями. К тому же действовали, как было принято выражаться, "на идеологическом фронте". Можно ли при этом обратиться к вере без резкой смены убеждений, без измены своим прежним идеалам?

- Любая судьба сложнее схемы. Взять мою жизнь. Долгое время я жил, не особо соприкасаясь с Церковью. Но чувство уважения к православию было всегда. Думаю, и не только у меня – у большинства русских людей. И никогда не написал я ни слова против Бога, против веры. Воинствующим атеистом никогда не был. Это, впрочем, не мешало моей работе и профессиональной карьере.

- "Новых верующих" называют еще "подсвечниками": дескать, держит свечку человек в храме, не понимая смысла происходящего. Вас это не задевает?

- Вообще-то на это не обязательно обижаться. Я даже как-то слышал в выступлении одного священника такое образное выражение, что мы, дескать, должны чувствовать себя подсвечниками, поддерживающими свечу веры. Но противники Церкви вкладывают в это слово, конечно, иной смысл. Намекают на то, что вера у многих поверхностна, до души не доходит. Может, это было бы справедливо, если бы речь шла о какой-то другой вере. Но ведь православие – это наши корни. Мы к корням возвращаемся, к себе самим. Как же это может быть наносным? Вот у меня мать верила в Бога, ходила в церковь по праздникам обязательно. Дед был религиозным человеком. В молодости пел на клиросе в своем рязанском селе. А под конец жизни, уже в Москве, в Новогиреево, накануне Пасхи сходил в баню, потом в церковь, постоял на службе, вернулся и сказал: дети, я умираю, надо попрощаться. И умер. Я в его честь был назван Дмитрием.

Так что нам было куда возвращаться, было что будить в собственной душе. Конечно, это получалось у всех по-разному.

- У вас – как?

- Я пришел к Церкви "по общественному поручению". Был заместителем председателя Советского Фонда мира и членом Советского Комитета защиты мира. А к концу 70-х стало очевидно, что Русская православная церковь активно участвует в миротворческой работе. Вот и пригласил меня Юрий Жуков – председатель Комитета защиты мира. Есть серьезное дело, говорит. Мы создаем комитет по связям с религиозными кругами, выступающими за мир. Ты должен помочь. Будешь там единственным светским. Я согласился. И стал замом председателя этого комитета, а председателем был владыка Филарет, который сегодня в Белоруссии. Там были православные, мусульмане, иудеи, баптисты, буддисты. Они наверняка думали, что я

"в погонах" , а я думал, что кто-то из них. Но постепенно лучше узнавали друг друга и сближались по-человечески. Это была серьезная работа. Особенно важным для меня оказалось сотрудничество с иерархами Русской православной церкви. Для меня стало настоящим открытием то, насколько высок их интеллектуальный и моральный уровень. А с нынешним Патриархом Алексием я познакомился, когда он еще был молод и чернобород. У нас сложились искренние теплые отношения. Кстати, в те далекие семидесятые я побывал во главе делегации миротворцев на Святой земле... Тогда это была редкая возможность.

- Вера, как мы знаем, без дел мертва, и ваши контакты с Церковью одним общением не ограничивались, о чем говорят и церковные награды, которые у вас соседствуют с государственными. Что это были за дела?

- По линии Фонда мира мы очень эффективно сотрудничали с РПЦ, для нее тогда это было, по сути, единственной возможностью благотворительной работы. Церковный вклад средств в Фонд мира был весьма заметен. А потом, когда я был избран председателем правления Российского Фонда мира, появились и у нас возможности помочь Церкви в деле ее возрождения. Мы финансировали первую православную радиостанцию "София" , помогли в восстановлении типографии патриаршего издательско-полиграфического центра при Троице-Сергиевой лавре, оказывали содействие в возрождении Валаамской обители, водрузили колокола- и на Донском монастыре, и на соборе в Краснодаре, тогда же фонд стал помогать в издании церковных книг. Особенно важным оказалось издание десятитомной "Истории Русской Церкви" , которое затевалось Сергеем Кравцом и небольшой группой единомышленников. Меня захватила эта идея. А вскоре все выросло в крупнейший проект, в первый животворный контакт светской науки и богословия. Логичным продолжением такой работы стала "Православная энциклопедия" , а главное – совершенно иной уровень взаимодействия Церкви, науки, общества, государства. А наш фонд и сейчас продолжает участвовать в проектах, которые одинаково важны и Церкви, и всему обществу. И это естественно. Жизнь меня убедила, что вера не только для частной судьбы отдельного человека, но и для всей нашей страны – это спасительный круг. Особенно в нынешних обстоятельствах.

- Что касается частной жизни, то православную семью называют "малой Церковью". К вам это применимо, ведь ваша жена, Клара Лучко, тоже верующая?

- Да, она член попечительского совета в храме Живоначальной Троицы, который был торжественно освящен не так давно. По-моему, этим все сказано.

... И здесь мне бы хотелось вернуться к тому, с чего начали разговор. Социология, мне думается, не может быть "определителем" уровня веры. Сколько у нас в стране людей, которые не могут побывать в храме, потому что не ходит от деревеньки автобус. И даже не все в рождественскую и пасхальную ночи могут включить телевизор, чтобы быть соучастниками торжественного богослужения. А причины? Либо энергетики свет отключили за неуплату, либо просто телевизора нет.

Но дорога к вере у многих в России твердо продолжается. На каком этапе этого пути находится человек, наверное, не ему судить. Главное, чтобы человек держал Бога в сердце.

***

"Жизнь меня убедила, что вера не только для частной судьбы отдельного человека, но и для всей нашей страны – это спасительный круг".

13.08.2005

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама