Контртеррористическая операция на Северном Кавказе, которой в этом месяце исполнилось шесть лет, повышена в звании теперь это "священная война": Духовное управление мусульман (ДУМ) Чечни приняло фетву (богословско-правовое заключение), объявляющую джихад терроризму и ваххабизму. По словам муфтия Чечни Султана Мирзоева, у тех, кто борется с этим злом, теперь не будет сомнений в правильности своих действий они "находятся на пути джихада, на пути Аллаха".
При всей своей эпатажности решение чеченского духовенства вполне укладывается в общемировую тенденцию: лидеры мусульманских общин один за другим проклинают чуму ХХI века, отметая упреки в том, что, мол, "молчит полумесяц" и не иначе сочувствует бесчинствам бен Ладена. Кажется, вот-вот радикалы будут изолированы. Однако с выводами спешить не стоит, Восток дело тонкое.
Муллы не молчат
В начале августа совет по фикху (шариатскому праву) Северной Америки вынес фетву, в которой заявляется о несовместимости ислама и терроризма. Ее поддержали 120 мусульманских организаций США и Канады. В июле документ примерно такого же содержания появился в Великобритании (его подписали 500 исламских лидеров) и в Австрии (издан имамом венской мечети, авторитетным богословом Иманом Аднаном Ибрахимом). В марте, накануне годовщины мадридского теракта, организация, объединяющая мусульман Испании, выпустила фетву, в которой Усама бен Ладен и его сподвижники называются вероотступниками.
Конечно, можно сказать, что все это не показатель: мусульманские общины на Западе, состоящие преимущественно из иммигрантов, вынуждены доказывать свою благонадежность. Но вот пример из самого сердца исламского мира: в 2003 году высший духовный орган Саудовской Аравии постоянная комиссия по научным исследованиям и фетвам выпустил фетву, запрещающую любые террористические действия. Терроризм заклеймен здесь как "крайняя несправедливость и насилие, нарушение безопасности, кровопролитие, запугивание и уничтожение собственности". Более того, всех, кто обладает информацией о готовящихся терактах, фетва обязывает сообщить об этом в компетентные органы. И пример этот не единичный. Терроризм предан анафеме практически во всех традиционно исламских странах (исключением был разве что Афганистан при талибах). Но видимых результатов это почему-то не дает: число борцов за "всемирный халифат" не уменьшается.
Муфтия и Имамов Чечни не смутил тот факт, что ваххабизм государственная идеология Саудовской Аравии. Священной войной на родину мусульманских святынь (на фото святилище Кааба в Мекке) чеченские власти идти не собираются. Объектом джихада станут свои, местные ваххабиты
(Фото: AP)
В России, кстати, антитеррористическая фетва тоже не первая, хотя до сих пор до объявления джихада дело не доходило. В 2002 году Совет муфтиев России распространил в мечетях фетву "О недопустимости оправдания экстремизма и терроризма нормами Корана и Сунны". А в прошлом году, вскоре после басаевского рейда в Ингушетию, в чеченских мечетях была зачитана фетва с "проклятием от Бога" всем, кто отказывается вернуться к мирной жизни, подписанная тогдашним муфтием Чечни Ахмадом Шамаевым, районными имамами и другими духовными лицами. Персонально в ней упомянуты "Масхадов Аслан, Басаев Шамиль и их люди". Мусульманам Чечни было объявлено, что они "не имеют права давать этим лицам ни еды, ни воды, ни соли, ни крова, ни убежища и как врагов чеченского народа должны их немедленно задержать или уничтожить".
Эффективность этой меры оценить довольно сложно. С одной стороны, Масхадова Аслана можно уже из списка исключить. Только вот, по утверждению ФСБ, источником информации о местонахождении "президента Ичкерии" двигал не столько страх нарушить религиозное предписание, сколько денежный интерес за голову Масхадова было обещано (и выплачено) 10 миллионов долларов. Кроме того, размах террористической деятельности существенно не сократился, а Басаев Шамиль не только жив, но, как недавно выяснилось с помощью Эй-би-си, вполне телегеничен.
Клин клином
Сам экс-муфтий Шамаев откровенно признавал, что "пока террористы часто выигрывают в идеологической войне". Пожалуй, эти пораженческие настроения и стали в итоге причиной его отставки, случившейся этим летом. По информации "Итогов", смена власти в чеченском муфтияте была инициирована светским руководством республики, обвинившим Шамаева в недостатке активности на фронте борьбы с радикалами. И результат налицо новый муфтий, оправдывая оказанное ему высокое доверие, сделал ход конем. Действовать решено по принципу "клин клином": до этого о "священной войне" говорили, как правило, по ту сторону баррикад, в стане сепаратистов.
"Тех, чьи руки в крови, кто не хочет остановиться, надо уничтожать любыми путями", объясняет смысл фетвы новый муфтий Чечни. "Ваххабитов надо закопать на три метра в глубину", вторит ему первый вице-премьер Рамзан Кадыров. В общем, что ждет врагов, понятно. Но, наверное, и сами враги не питали на сей счет никаких иллюзий: a la guerre comme a la guerre. Интереснее, какие последствия будет иметь фетва для остальных правоверных тех, кто откликнется на призыв муфтията, и тех, кто в силу своей лености, трусости или идейных соображений его проигнорирует.
"Фетва не приказ, а ответ ученого-муфтия на вопрос мусульман, поясняет в интервью "Итогам" член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ, президент Института религии и политики Александр Игнатенко. Иными словами, у фетвы нет и не может быть нарушителей". Тем не менее эксперт уверен в благотворном влиянии документа на ситуацию в республике: "Фетва объясняет мусульманам Чечни, что, ведя джихад против терроризма и ваххабизма, они совершают богоугодное деяние и как верующие мусульмане будут удостоены награды в этой и будущей жизни. Думаю, она прибавит решимости и возвысит моральный дух чеченских мусульман".
Однако есть и другие мнения по поводу истоков и смысла "контрджихада". "Сама идея этой охоты на ведьм преследования ваххабитов это проявление интеллектуальной и организационной беспомощности мусульманских инстанций в республиках Северного Кавказа, которые пытаются с помощью этой истерии прикрыть уплывающую из рук власть, контроль над населением, считает председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль. Ваххабизмом они называют отказ молодых людей подчиняться традиционным авторитетам, подчиняться клановой коррумпированной бюрократии. Все эти кланы очень любят наклеивать ярлык ваххабизма, потому что этим ярлыком удобно запугивать и шантажировать Кремль, от которого они получают новые ассигнования и новые лицензии на внутреннее беззаконие. Это абсолютно демагогический термин, сродни такому политическому ругательству, как "фашист", которое также часто используется для затыкания глотки оппонентам".
Кроме того, по утверждению Джемаля, даже если говорить о классическом ваххабизме, его определение как идеологии терроризма в корне неверно. Ваххабизм лишь одна из школ в исламе, не более того. Да, некоторые ее представители занимают очень жесткую позицию по отношению к Западу, но ведь приверженцы других школ тоже далеко не все отличаются мирным нравом. По словам Джемаля, "настоящие" чеченские ваххабиты давно находятся в эмиграции. Те же, кто сам называет себя ваххабитом, в том числе представители вооруженных сепаратистов, как правило, всего лишь прикрываются ваххабизмом.
Стоит отметить также, что ваххабизм является одним из доминирующих религиозных направлений на Аравийском полуострове, в числе последователей учения Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба, в частности, весь королевский дом Саудитов. То есть с формальной точки зрения муфтият Чечни объявил войну не только местным ваххабитам, но и Саудовской Аравии. Правда, существенных международных осложнений в этой связи вряд ли стоит ожидать. Во-первых, под ваххабизмом в Саудовской Аравии и Чечне, как уже отмечалось, понимают несколько разные вещи (кстати, классические ваххабиты чаще называют себя муваххидами "единобожниками"). Во-вторых, авторитет ДУМ Чечни и его нового лидера, мягко говоря, не столь велик, чтобы к его заявлениям начали всерьез прислушиваться в исламском мире.
Актуальна эта проблема больше для самой Чечни. В силу своей полной зависимости от светской власти муфтий и районные имамы воспринимаются населением не столько как духовные лидеры, сколько как госчиновники, как республиканское министерство по делам ислама (или министерство пропаганды). За что и страдают: боевиками убиты уже 16 имамов, покушения на свою жизнь пережили и ныне действующий, и бывший муфтии. Показательно уже то, что наделавшая шуму фетва была оглашена на встрече представителей духовенства и правоохранительных органов Чечни. Так что джихад в Чечне предполагается проводить силами местной милиции.
Достаточно настороженное отношение к последним шагам чеченского муфтията и у предводителей мусульман в других российских регионах.
"Недопустимо делать такие громкие заявления в такой ситуации, в которой находится Чеченская Республика, заявил, к примеру, муфтий Оренбургской области, глава Исламского правозащитного центра Исмагил Шангареев. Как доказать, что ты не ваххабит? Сельсовет таких справок не дает. Все это напоминает 1937 год, когда объявляли троцкистами тех людей, которые даже не знали, кто такой Троцкий".
Решение чеченских имамов об объявлении джихада "не вписывается в рамки российского правового поля" и "может лишь усугубить крайне сложную ситуацию в республике, привести к эскалации конфликта", считает председатель Духовного управления мусульман Поволжья, сопредседатель Совета муфтиев России Мукаддас Бибарсов. Более того, по мнению муфтия, не только в Чечне, но и во всей России нет пользующихся непререкаемым авторитетом исламских богословов, которые обладали бы достаточными знаниями и моральными качествами, "позволяющими выносить фетвы по такому крайне серьезному вопросу, как джихад".
При этом власти республики не намерены останавливаться на достигнутом. В Чечне уже запрещен игорный бизнес на том основании, что он противоречит шариату. Объявлено о планах строительства в Грозном самой большой в России мечети (на 10 тысяч верующих). Это архитектурное воплощение "контртеррористического джихада" будет носить имя Ахмата Кадырова. Причем построить мечеть (а также медресе) власти планируют на государственные средства, что пока не имеет прецедента в отечественной бюджетной практике. Это еще раз подтверждает: в сознании чеченских властей служители культа уже не отделимы и не отличимы от госчиновников и силовиков. Иными словами, в Чечне начался активный и практически бесконтрольный процесс сращивания религии с государством. Прецедент тревожный: каток "государственного джихада" легко запустить, но им очень трудно управлять и его практически невозможно остановить. Его безжалостную силу уже испытали на себе жители станицы Бородзиновской. А в перспективе может испытать и вся Россия.
Источник: Итоги