Могут ли мусульмане объявить джихад единоверцам? Об этом в интервью "Итогам" рассуждает член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ, президент Института религии и политики Александр Игнатенко.
- Александр Александрович, может ли объявление джихада ваххабизму сказаться на наших взаимоотношениях с Саудовской Аравией, где ваххабизм является господствующей идеологией?
- Да, может. Но совсем необязательно это скажется негативно. Более того, можно предполагать, что такого рода акция позитивно повлияет на отношения с Саудовским королевством. В настоящее время там происходит осторожная деваххабизация, представляющая собой вытеснение из политической, идеологической и медийной сферы наиболее радикальных идей и их носителей – тех, которые привели к возникновению ячеек "Аль-Каиды" на территории королевства. Дело в том, что ваххабизм оказался эклектическим смешением положений четырех толков ислама с добавлением чисто ваххабитских "заморочек". Одна из них – категория "такфир" – обвинение в неверии тех мусульман, которые думают и делают что-то, что не по душе ваххабитам. И, что очень важно, обязательность вооруженного джихада против таких "неверных". Распространение ваххабизма сопровождалось страшной смутой во всех исламских сообществах – от Филиппин до Косово. Алгоритм был такой: внедряется идеология ваххабизма – начинается братоубийственная война между мусульманами. Чечня – отнюдь не единственный пример. В Алжире, например, идет настоящая религиозная война, унесшая по меньшей мере 100 тысяч жизней.
Саудовская Аравия, вкладывая в прошлом гигантские средства в распространение ваххабизма по миру, приобрела ресурсную базу воздействия на внутреннюю и внешнюю политику ряда государств (включая США и Великобританию), но при этом нажила немало врагов, в том числе в исламском мире. Открыто выразить эту враждебность позволяют себе только экономически независимые режимы. Так, ливийский лидер Муамар Каддафи прямо заявляет, что источником международного терроризма является ваххабизм, употребляя, что важно, именно это арабское название – аль-ваххабийя. Другие государства уже достаточно давно ведут борьбу против ваххабизма, называя его "такфиризм" – по главной категории ваххабитской идеологии ("такфир"). Дошло до того, что запрет "такфиризма" становится конституционным принципом – он прописан в проекте новой конституции Ирака (ст. 11).
Конечно, тут далеко до того, чтобы Саудовская Аравия стала изгоем в исламском мире, но опасность оказаться в одиночестве заставляет саудовский политический класс осуществлять деваххабизацию. В подобной ситуации антиваххабитская фетва чеченского духовенства может расцениваться как поддержка реформистского курса руководства Саудовской Аравии.
- Повторит ли ислам путь остальных мировых религий в плане появления четкой иерархии?
- Единую исламскую структуру в обозримом будущем невозможно будет создать – ни в масштабах мира, ни в каком-то отдельном регионе, ни даже в одном государстве, например в России. Взять хотя бы фетву о джихаде против терроризма и ваххабизма в Чечне. С ней выразили несогласие сразу два муфтия – один из Поволжья, другой из Оренбургской области. В настоящее время ислам расколот как раз по вопросам, тем или иным образом связанным с отношением к терроризму и экстремизму. И чеченское духовенство своей фетвой показывает, каков есть настоящий ислам.
Источник: Итоги