Сегодняшний "круглый стол" проходит в развитие инициативы Всемирного совета церквей (ВСЦ) по проведению международной христианской акции "Всемирная неделя действия по проблемам торговли". В течение многих десятилетий ВСЦ (в рамках этой организации Русская Православная Церковь ведет диалог с протестантским миром с 1961 года) изучает проблемы социально-экономического развития, международной торговли, экономических отношений между Севером и Югом. Еще в 80-е годы прошлого века Всемирный Совет Церквей приступил к реализации программы по изучению деятельности транснациональных корпораций. Интересы нашей паствы в то время были далеки от подобного рода проблематики, поэтому обращение Всемирного Совета Церквей к вопросам, связанным с деятельностью глобальных надгосударственных экономических объединений, не вызвало реакции внутри Русской Церкви и осталось незамеченным.
Сегодня ситуация изменилась. Процессы глобализации и тесно связанные с ними вопросы международной торговли волнуют широкий круг людей в нашей стране, что и обуславливает активное участие Русской Православной Церкви в дискуссии, давно ведущейся в ВСЦ по этим темам.
Цель нашего "круглого стола" дать моральную оценку базовым принципам, на которых строятся сегодня международные торговые отношения, выявить и проанализировать последствия их реализации для стран так называемого второго и третьего мира, а также России, имея ввиду ее предстоящее вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Приходится констатировать, что жизнь современного мира характеризуется вопиющим социально-экономическим неравенством. Миллионы людей влачат нищенское существование, страдая от недоедания и разных форм дискриминации, от последствий деградации окружающей среды. Чтобы убедиться в этом, не нужно ехать в беднейшие страны Азии, Африки и Латинской Америки, достаточно посетить российскую "глубинку", где все эти явления сегодня можно увидеть воочию. Во многом они обуславливаются тем, что в доминирующей в современном мире политической и экономической культуре главенствует гедонистическое стремление к материальному благополучию и комфорту. Собственно же гуманистические ценности, коренящиеся в библейской нравственной традиции, девальвированы. В небольшом количестве государств строится общество высокого, а может быть и чрезмерного потребления за счет эксплуатации народов, не вошедших в "золотой миллиард". Такой эксплуатации служат дискриминационные в отношении целого рядя стран торговые правила ВТО и экономически необоснованное, но политически ангажированное требование тотальной приватизации, которая охватывает и жизненно важные стратегические ресурсы национальное достояние, принадлежащее не только нынешнему поколению, но и далеким потомкам.
Выполнение данного условия, по мысли руководителей всемирных финансовых институтов, является необходимым для устойчивого экономического роста в развивающихся странах и государствах бывшего социалистического лагеря, однако на практике оно далеко не всегда способствует достижению декларируемой цели.
К тому же практика убедительно показывает, что высокие темпы экономического развития сами по себе, без создания действенного механизма перераспределения материальных благ, основанного на нравственном отношении к слабым и обездоленным, не решают проблемы социальной несправедливости, что создает питательную среду для роста экстремизма и нетерпимости, крайней и все более распространенной формой которых является терроризм. Да и сама экономика, построенная лишь на стимулировании потребления, не может развиваться бесконечно в силу ограниченности природных ресурсов.
Поэтому сегодня возникает необходимость сформулировать позитивную альтернативу глобальному экономическому неравенству, порожденному сложившейся системой распределения материальных ресурсов. От того, сможет ли политическая и экономическая элита развитых стран выполнить эту задачу, во многом зависит, будет ли человечество поступательно двигаться к гармонично развитому общежитию, или же мир вновь ожидает чреда кризисов и революций.
В ходе недавно завершившихся переговоров представителей ряда межконфессиональных организаций с группой экспертов Всемирного банка и МВФ, Всемирный совет церквей представил широкой общественности свое видение состояния мировой экономики и путей его улучшения, суть которых заключается в следующем:
- недопустимо разрушение локальных экономик и обществ под влиянием доминирующей неолиберальной модели развития;
- рыночная экономика сама по себе, если она лишена какого-либо регулирования, в том числе и государственного, становится причиной маргинализации и исключения из активной жизни большого количества людей;
- необходимо повысить роль национальных правительств в управлении экономикой и в первую очередь теми ее отраслями, которые связаны с эксплуатацией природных ресурсов и имеют общегосударственное значение, поскольку ускоренная либерализация, проводимая в странах третьего мира под давлением международных финансовых организаций, дает очевидный отрицательный результат;
- недопустима приватизация публичного сектора экономики, поскольку она неблагоприятно сказывается на положении малообеспеченных слоев населения;
- необходимо усиление контроля за деятельностью транснациональных корпораций, так как зачастую страны, вступающие в ВТО, не имеют возможности принять необходимые защитные меры против экономической экспансии на их внутренний рынок, что приводит к разрушению многих секторов национальных экономик;
- ввиду того, что проблема оттока капиталов и инвестиций сохраняется, трансграничное движение капитала должно быть поставлено под жесткий контроль и подвергаться "международному налогообложению";
- проблема баланса платежей и стабилизации экономики должна решаться путем повышения внутреннего производства и сокращения импорта предметов потребления и промышленной продукции развивающимися странами, а не через увеличение ими экспорта природных ресурсов.
Помимо отсутствия эффективного механизма справедливого распределения мировых ресурсов, существует и другая важнейшая проблема, без решения которой невозможно установление справедливого экономического миропорядка. Это отсутствие прозрачности и равноправности при принятии решений внутри международных финансовых организаций, что приводит к фактическому устранению национальных правительств слабо развитых в экономическом отношении стран от участия в формировании международного экономического курса. Со стороны многих христианских церквей и организаций это вызывает серьезную критику наднациональных экономических институтов за дефицит демократии.
Более того, зачастую правительства развивающихся стран, вовлеченных в мировую экономическую систему, утрачивают право голоса при решении внутренних хозяйственных вопросов. Часто экономическая политика таких государств определяется международными финансовыми структурами, включая ТНК. Ответственность же за неудачу того или иного экономического эксперимента целиком ложится на национальные правительства. Двойственность политики международных финансовых организаций заключается также и в том, что оказываемая ими помощь бедным странам сочетается с концентрацией власти в этих организациях в руках нескольких развитых стран, доминирующих в их руководящих органах.
Многие религиозные организации настаивают на необходимости демократизации механизма принятия решений внутри Всемирного банка, МВФ и МТО, и, похоже, это будет определять позицию церквей, входящих в ВСЦ, в диалоге с этими структурами.
В межхристианских кругах сегодня звучат требования большей подотчетности международных финансовых организаций мировому сообществу в лице ООН. Но, осуществляемая формально, такая подотчетность не приведет к открытости в их деятельности. Для этого необходим перманентный диалог с общественностью, в том числе и с религиозными организациями.
Христианские церкви все чаще настаивают на необходимости гармоничного сочетания концепции экономического роста и принципов социальной справедливости, что воспринимается ими в качестве фундаментальной основы в подходе к решению проблемы бедности и дискриминации в международной торговле. Новая стратегия глобального экономического развития должна быть основана на общих принципах международного права , в том числе и на положениях Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Крайней бедности всегда сопутствует фактическое ограничение прав человека. Поэтому новая стратегия мирового экономического развития должна, учитывая этот аспект, гарантировать практическое участие малообеспеченных слоев населения в принятии важнейших общественных решений.
Проблема борьбы с бедностью носит не только политический и экономический, но и духовный характер, ибо затрагивает область человеческой нравственности. Отсутствие условий для достойной жизни, нищета, ставшая следствием несправедливого общественного устройства, являются почвой для развития порока.
Русская Православная Церковь заинтересована в формировании целостного взгляда на проблемы, которые возникают в условиях глобальной экономики. Эта потребность вытекает из требований целостности христианского мировоззрения, охватывающего все стороны общественной и личной жизни человека. В качестве реализации сформулированной выше задачи в 2000 году Архиерейским Собором были приняты Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, включающие разделы, посвященные вопросам экономики, а в 2004 году на Всемирном Русском Народном Соборе был принят "Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании", в котором представлена идеальная модель взаимоотношений субъектов хозяйствования, основанная на десяти Божиих заповедях.
Надеюсь, что в результате нашей сегодняшней дискуссии мы сможем наметить пути к синтезу различных экономических взглядов.
По материалам источников: Служба коммуникации ОВЦС МП