Как сообщила одна из ведущих газет страны Республика, "...сотрудники криминальной полиции Йонишского района задержали пятерых местных подростков, которые ночью на местном кладбище разбили 66 надгробий. Ранее, как пишет газета, было замечено, что двое из задержанный участвуют в деятельности религиозной общины адвентистов седьмого дня."
В СМИ страны периодически публикуются статьи об опасности так называемых сект. Кажется, что напряжение достигает своего пика. Общество напугано и готово к ответным действиям. В передаче на государственном радио ведущий в течение часа склонял слово секта, добиваясь от представителя Минюста признания существования неких эфемерных опасных для граждан тоталитарных религиозных образований. Двое подростков, которые посещали религиозную общину и осуществили хулиганский акт, на этот раз стали причиной абсурднейших заявлений в отношении литовской церкви АСД. Не скрывая, полицейские признались в налетах на собрания церкви. "Как рассказывал начальник Йонишкой районной полиции Альгирдас Гудинас, несколько месяцев назад жители сообщили, что в доме неподалеку от кладбища на занятия какой-то секты (!) собираются подростки. Должностные лица обнаружили в этом доме 15 несовершеннолетних и разогнали их (!), а от человека, который назвался их руководителем, потребовали больше там не появляться (!)..." (газета Республика). Цитата говорит о том, что в мышлении государственных служащих полиции, церковь является незаконным сборищем, сектой в самом плохом смысле этого слова. Причем, операция полиции была осуществлена задолго до описываемого в статье акта вандализма подростков.
Реалии заставляют быть пессимистом. В процессе вступления в Евросоюз эмиссары Брюсселя пытались учить политиков и государственных служащих элементарной толеранции в отношении к национальным и религиозным меньшинствам. Большая часть таких меньшинств поддержала вступление Литвы в объединенную Европу, резонно ожидая улучшения даже не отношения, но общей атмосферы в стране. К сожалению, иллюзия свободы и внимания к малочисленным религиозным общинам и союзам длилась не долго. Уже через короткое время маски толеранции были положены в стол. В стане остается едва ли с десяток людей, способных дать профессиональную и непредвзятую религиоведческую оценку. В массе же своей чиновники остаются при мнении о том, что всякая религия, не входящая в список, так называемых "традиционных" вероисповеданий, является потенциально опасной, в лучшем случае нежелательной. На местах симбиоз католической церкви и муниципальных властей принимает уродливые черты. В таких районах страны небольшие религиозные организации евангельских христиан не могут арендовать помещение для богослужения без благословения католических священников, не могут осуществлять социальное служение в больницах и тюрьмах. Чиновники мотивируют отказ тем, что существует некая государственная церковь (!), которая имеет исключительное право осуществлять духовную и социальную работу. На самом деле, Закон страны этого не предусматривает. Но мнения юристов мало значат для людей, которые более боятся потерять должности. Государственное финансирование социальных программ (предусмотренное законом в том числе и для религиозных общин), получили только те благотворительыне организации, которые почти совершенно исключили из своих проектов любое упоминание о христианстве. С подачи СМИ слово секта ассоциируется, в первую очередь, с харизматическими общинами, которые еще пятнадцать лет тому назад серьезно напугали католическую церковь темпами своего роста. При всем страхе и даже ненависти, сквозящем в газетных статьях и телепередачах, евангельских христиан в Литве наберется едва ли более шести или восьми тысяч на трехмиллионное население. Второй по величине среди альтернативных религиозных объединений является община Свидетелей Иеговы. Возможно, имеют место некие экуменические проекты церквей и общин, общие богослужения, праздники. Но ни одно такое событие не может найти отклика в литовских СМИ. Церкви продолжают оставаться разобщенными, страшащимися друг друга, и не желающими иметь каких – либо контактов с государственными чиновниками. Буквально чудом, один из Союзов литовских баптистов получил статус "признанной религиозной организации". Но никаких перспектив улучшения отношений, хотя бы этой конфессии, с обществом такой статус не несет. Практически, положены под сукно в парламенте документы с прошениями такого статуса от "Союза Пятидесятников" и "Объединенной Методистской Церкви в Литве". Разработка нового Закона о религиозных объединениях так же зашла в тупик. Несколько общеобразовательных школ, которые основаны христианскими общинами, испытали откровенное преследование чиновников министерств, им было несколько раз отказано в финансировании. Новостью последних дней стал отказ от договора с общеобразовательной школой "Объединения Слово Веры" в аренде школьных помещений. Вместе с тем, как грибы после дождя, растут, так называемые, католические школы и гимназии. По признанию одного из директоров такой преобразованной из светской школы, новый статус облегчает и значительно увеличивает финансирование. Ни один чиновник не лишился своего места за абсурдные или оскорбительные высказывания в отношении религиозных общин. Ни один политик не принес своих извинений в течение всех лет независимости. Напротив, открыто признается факт противостояния, сдерживания мнимой экспансии, так называемых, новых и тоталитарных религий. Об этом сообщает "Baznica"