Новый фильм живого классика американского независимого кино Абеля Феррары "Мария" разделил зрителей Венецианского фестиваля примерно поровну: одни радостно аплодировали, другие яростно свистели. Причем похоже, что как в лагере недовольных, так и в среде поклонников фильма нашлись и атеисты, и верующие. Фильм на евангельский сюжет легкая мишень: верующие легко найдут в нем богохульство, а атеисты запросто усмотрят пошлость и китч. Но в Венеции-2005 хватает китча. Именно поэтому его сознательный адепт, культовый нью-йоркский режиссер и наркоман Абель Феррара, на общем фоне смотрится крайне выигрышно. Тем более что, заговорив о высоких материях, он тут же осекается.
Абель Феррара обратился к религии
Все события "Марии" так или иначе крутятся вокруг съемок и последующей премьеры кинокартины с броским названием "Вот моя кровь" о последних днях Иисуса, где молодой и наглый режиссер сыграл главную роль. С первых кадров вектор зрительского внимания смещается на исполнительницу роли Марии, актрису-тезку, которая после съемок бросила привычную жизнь голливудской знаменитости и уехала в Святую Землю поближе к исторической родине своей героини, израильской деревушке Мигдаль. Любители дешевых сенсаций и читатели "Кода да Винчи" тут же вспомнят, что Магдалина была законной женой Иисуса и матерью его детей (вполне вероятно, что сценарий "Вот моя кровь" писался с учетом этих сомнительных фактов). Поклонники "Страстей Христовых" наверняка почувствуют крамолу, хотя "фильм в фильме" можно посчитать не памфлетом на Мела Гибсона, а отповедью для его эпигонов.
В любом случае зрители "Марии" с начала и до конца просмотра будут находиться на грани между уверенностью и неуверенностью пародия перед ними или доказательство религиозной теоремы. Дилемма, которая решается при помощи одной лишь веры, без помощи логики, составляет суть жизни главного героя, потрясающе сыгранного лучшим чернокожим актером Америки Форестом Уитакером (лауреатом Каннского фестиваля и главным героем "Пса-призрака"). В "Марии" он играет телеведущего еженедельной передачи об Иисусе Христе; меж тем повседневная жизнь самого героя далека от религиозных идеалов может, он и не циник, не точно грешник. Изменяет беременной жене, думает только о работе и в результате едва не теряет самое ценное, что у него есть.
На помощь, по счастью, приходят вышние силы, в точности как это случалось в лучшем фильме Феррары, "Плохом лейтенанте". "Мария" своего рода "Плохой журналист". Глядя из окна автомобиля на смурное нью-йоркское небо, плохой хороший журналист впервые в жизни пытается помолиться. Меж тем за его душу ведут виртуальную борьбу демон и ангел, в точности по канону средневековых мистерий. Демон самонадеянный режиссер и актер, сыгравший Иисуса, "поскольку не нашел никого лучше на эту роль", и снявший свой фильм "потому, что Мел Гибсон таким же образом заработал миллионы". Демона играет Мэттью Модин, тоже постановщик и исполнитель и давний соратник Феррары. Ангел Мария, одна в двух лицах, или две в одном лице. Лицо принадлежит Жюльетт Бинош, которая не предъявляет ничего, кроме чистой харизмы, ее, впрочем, вполне достаточно.
В итоге демон терпит крах, оставаясь наедине со своим произведением в пустом кинозале, а ангел, едва не воспарив к себе подобным после очередного теракта в Иерусалиме, довольствуется мобильной телефонной связью с бедным грешником и спасает-таки его душу. Кому-то такой финал может показаться несколько выспренним, но любой религиозный сюжет в современных обстоятельствах смотрится именно так. Противостоять ложному пафосу в кино можно единственным способом: талантливой и цельной режиссурой. Ее и демонстрирует в "Марии" Феррара. Певец криминального подполья, периодически он вспоминает, что зовут его Авелем и задача его проповедь праведности. Универсальных рецептов для этого, по мнению Феррары, не существует, кроме единственного: перечитать Новый Завет. Иногда для того, чтобы прийти к столь простому выводу, надо еще и посмотреть фильм.
08.09.2005
Источник: Газета