ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Оглашенные

Мария Ряховская :: 12 сентября 2005

Новые староверы идут по жизни с именем не протопопа Аввакума, а Эрнесто Че Гевары

Трудно найти более архаичное вероучение, чем старообрядчество. Однако в ряды его последователей – свыше миллиона по всей России и Прибалтике – активно устремилась молодежь

Старообрядчество требует соблюдения едва ли не всех библейских заповедей, благополучно забытых другими христианскими течениями. Мужчинам запрещается бриться, а женщинам стричься. Причем бороду нельзя даже подравнивать – ее вообще не должны касаться ножницы. Запрет содержится в Книге Исайи: "Постризало (то есть ножницы) не должно коснуться ни одного волоса". Те, кто стрижется, отстраняются от причастия. Староверы выполняют и другие предписания Библии, забытые никонианами, скажем, в пище: нельзя есть свинину, крольчатину. Кроме того, они должны ходить на церковную службу в традиционной русской одежде, досконально изучить "крюки" (древнеславянскую "нотную" грамоту), на что уходят годы.

О том, насколько все это серьезно, я могла судить после знакомства с 25-летним новообращенцем Алексеем. Получив благословение у батюшки, я рассчитывала на непринужденную беседу с налетом легкого флирта и потому первым делом поинтересовалась: "Давно ли вы носите бороду, и нравится ли она девушкам?". И тут же поняла, что совершила непоправимую ошибку. "А вы сами как думаете?" – свирепо спросил Алексей и после каждого последующего вопроса только яростно зыркал на меня и молчал. Впоследствии я узнала, что родители Алексея не были староверами. Крестился он недавно, но еще пять лет назад прошел подготовительную часть крещения – "оглашение". За это время человек должен доказать, что достоин стать членом церкви. В никонианском, то есть современном православии нет ничего подобного – а ведь именно так поступали первые христиане. Император Константин целые четверть века был "оглашенным", так как не считал себя достойным крещения.

Священное писание у никониан и староверов одно и то же. Но к соблюдению заповедей старая церковь относится строже.

Видимо, старообрядчество потому и стало маргинальным, что не отвечало духу основной массы русского народа, который изображен в сказках в виде мечтательного бездельника Емели или хитрована Балды. Староверы любят порядок. Материальные блага для них – результат повседневного кропотливого труда, а не свалившееся с неба "чудо". Вроде бы полное совпадение с этикой протестантизма, на которой основана западная цивилизация. Но есть принципиальная разница. Для старообрядца всегда и во всем преобладала духовная составляющая. Морозовы, Мамонтовы и другие знаменитые купцы-староверы богатели честно – ростовщичество старая вера запрещает.

Всечасное стремление к горнему миру старообрядцы доказывали на живых кострах. Лучше сгореть или уйти в леса, чем предаться в руки власти, которая с 1666 года есть власть антихриста. Рассуждая так, староверы бежали в дремучие леса и строили срубы без окон и дверей, где устраивали самосожжения, или, как их еще называли, "гари". Протопоп Аввакум, сидящий в ту пору в земляной тюрьме в Пустозерске, благословлял: "Сожегшие телеса своя, души же в руце Божий предавшие, ликовствуют со Христом во веки веком самовольные мученики". Помимо самосожжения, существовали и другие способы принять мученический венец -"самоутопление", "самозаклание" и "самоуморение". Святитель Димитрий Ростовский описывал заволжские "морельни", в которых замуровывались и "постились до смерти".

В начале XVIII века Петр I снаряжал к старообрядцам стрельцов, в первой половине XX века в таежных дебрях их искали отряды ОГПУ. Над староверами не было ни чиновников, ни даже попов – беспоповцы, например, не признают священников. В Сибири и сейчас существуют деревни, где приверженцы старой веры живут без электричества, безо всяких документов, без денег. Большие семьи выживают за счет натурального хозяйства, охоты и рыбалки. В уральских городах вроде Невьянска старовер не пустит чужака на двор, не захочет -говорить, не даст воды: "Мы сами по себе, вы – сами. Живите, как знаете".

Старообрядцы уверены в своей правоте, но обычно никому не навязывают ее, как это делают протестанты. Миссионерства в старообрядчестве никогда не было. Зачем? Можно ли исправить мир, где правит антихрист?

Нонконформизм – вот основная причина, по которой эту веру все чаще стала принимать молодежь. Два года назад на Рогожском кладбище в Москве открылось духовное училище, куда поступают юноши и девушки, которые с воодушевлением учат "крюки". Не так давно образовался "Союз старообрядческой молодежи" и уже этим летом организовал молодежные старообрядческие лагеря под Ржевом, в Калужской области, под Казанью и Костромой, на Алтае... Если в советское время неординарные личности приходили в РПЦ, то сегодня туда устремляется молодежный мейнстрим – за карьерой. Радикалы же предпочитают старообрядчество или мусульманство. Старообрядчество – протест, но принимающий отличную от мусульманства форму: не газавата, а ухода от мира. Борьбу с мировым злом староверы всегда понимали в духе Льва Толстого: хочешь изменить мир – меняй себя. Однако с приходом молодых этот главный принцип старообрядчества подвергается ревизии. На мой вопрос, как должен "древлеправославный" реагировать на несправедливость, последователь "Белокриницкого согласия" Андрей Езеров отвечает, что желает всему миру спасения через молитву. Но потом вдруг признается, что его любимые герои Че Гевара и Фидель Кастро, и с большим воодушевлением рассказывает, как топтал американский флаг у посольства Грузии: "Классно было! Весело! Проткнули чучело Саакашвили..." Неудивительно, что староверов можно встретить среди молодых коммунистов. Один из таких сказал мне, что не видит никакого противоречия между двумя идеологиями: "Давал же Морозов деньги на революцию!"

12.09.2005

Источник: Русский курьер

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама