На проходившем в Киеве форуме "Еврейские общины Евразии против террора, за мир на Ближнем Востоке" известный олигарх и медиа-магнат Вадим Рабинович неожиданно объявил о том, что возглавляемый им Всеукраинский еврейский конгресс (ВЕК) выбрал Главный раввином Украины раввина ВЕК Моше-Реувена Асмана.
В поддержку избрания Асмана Главным раввином выступил также и.о. министра транспорта Украины Евгений Червоненко. Выступая на форуме он приветствовал избрание Моше Асмана главным раввином Украины, подчеркнув, что, наконец-то, еврейская община достигла такого уровня развития, что в состоянии самостоятельно определяться со своим духовным наставником. "Я вижу место раввина не в политике и не в хозяйственных делах, а именно в духовной жизни общины. И Моше-Реувен Асман является именно таким раввином", подчеркнул Евгений Червоненко. Он также обрушился на неких не названных по имени раввинов, которые якобы заваливали его письмами с просьбами к нему "как к еврею" "посодействовать" назначению тех или иных людей на "хлебные должности". "Я отвечал им, что служу прежде всего народу Украины и назначение директоров и иных руководителей не должно зависеть от их национальности" заявил Червоненко.
Впрочем, если не учитывать заявления министра, ситуация с духовным руководством еврейскими общинами Украины с избранием М. Асмана приобретает совсем запутанный характер. Проблема в том, что к моменту его провозглашения существовали уже три человека, носящие точно такой же титул. Во-первых, это главный раввин Украины Яков-Дов Блайх, представляющий достаточно мощное течение карлинских (или карлинстонских) хасидов. "Вторым главным раввином" два года назад при содействии Федерации еврейских общин СНГ, объединяющих последователей движения Хабад-Любавич, под общим руководством Главного раввина России Берла Лазара, стал брюссельский раввин Азриэль Хайкин, достаточно прохладно встреченный Кучмой, а затем и "оранжевой" элитой, не простившей ему нейтралитета с уклоном в сторону пророссийского кандидата В.Януковича, которого ФЕО СНГ придерживалась осенью прошлого года. Впрочем, к чести новых властей Украины надо сказать, что попыток силового вмешательства в дела общины они не предпринимали. Кроме того, титул Главного раввина Украины носит Александр Духовный, возглавляющий общины прогрессивного (или современного) иудаизма в республике.
У каждого из этих трех раввинов имеется определенная "группа поддержки", в том числе и среди общин. При этом, многие крупные региональные общины, имеющие самостоятельный выход на местных и зарубежных спонсоров, практически полностью независимы от раввинатов. На этом фоне остается непонятным – из кого раввин Асман, располагающий к настоящему моменту только Бродской синагогой в Киеве, собирается рекрутировать свою паству.
Даже в том случае, если ему удастся привлечь на свою сторону какое-то количество общин, это приведет лишь к еще большему дроблению "по интересам" и без того не очень многочисленной еврейской общины Украины, что естественно, не вызвало особого энтузиазма у активистов общины. В этом случае Украина, пожалуй, поставит некоторый рекорд. Если к наличию двух Главных раввинов все уже как-то привыкли, то три, а тем более четыре человека, замещающих этот пост – это уже какой-то нонсенс. Результатом подобного "размножения" может стать "девальвация" этого поста и утрата им своего значения.
Некоторые эксперты полагают, что выдвижение р.М.Асмана на пост Главного раввина Украины – это следствие политических амбиций В.Рабиновича, стремящегося занять пост "главного еврея Украины" и рассадить на все ключевые посты "своих людей". В таком случае возникает закономерный вопрос – просчитывалось ли при этом, что при назначении этих людей все равно придется договариваться с общинами типа Днепропетровской, обладающими финансовой независимостью. В случае если интересы этих общин учитываться не будут, то они вполне способны вести полностью автономное существование, подобно средневековым баронам, не признавшим нового короля.
Пока что ни одна крупная региональная еврейская община не поздравила р.Асмана с обретением им нового звания. А Главный раввин России (КЕРООР) А.Шаевич, также не заинтересованный в разделении тех ортодоксальных еврейских общин, которые не находятся под контролем ФЕО СНГ, направляя М.Асману поздравление, дипломатично предпочел ограничиться указанием на "подтверждение полномочий" того в качестве главного раввина ВЕК, не признавая таким образом его нового титула. Одновременно он предложил р.Асману "укреплять отношения с главным раввином Украины Яковом Довом Блайхом".
Комментарии:
Как Вы можете оценить избрание М.Асмана Главным раввином Украины?
Генеральный Секретарь Евроазиатского еврейского конгресса Михаил Членов:
В принципе, я считаю это положительным явлением. Во-первых, в еврейской традиции до последнего времени отсутствовало позиционирование главного раввина, как единственного религиозного главы всех евреев в каком-либо государстве. Кроме того, поскольку иудаизм плюралистичен, то каждое из его направлений вполне может иметь своего главного раввина. В данном случае А.Духовный представляет современный иудаизм, Я.Блайх – карлинских хасидов, А.Хайкин – любавических хасидов, сотрудничающих с ФЕО СНГ, и М.Асман – любавических хасидов, не согласных на подобное сотрудничество.
Иосиф Зисельс, председатель Ваада Украины:
Меня очень огорчает эта ситуация, поскольку большое число Главных раввинов девальвирует это звание.
Борух Горин, руководитель Департамента общественных связей ФЕОР:
Основной вопрос состоит в том, кто избрал раввина. Традиция предполагает два варианта избрания на подобный пост – общенародное голосование членов общины, либо раввинский съезд. Как я понимаю, общенародного голосования проведено не было. Что же касается съезда раввинов, то 34 раввина, работающих на Украине, уже собирались на съезд – и избрали Главным раввином ,Украины р Азриэля Хайкина.