Британские ученые получили разрешение клонировать человеческий эмбрион, используя генетический материал двух женщин. Об этом сообщило на днях БиБиСи: команда из университета Ньюкасла перенесет ядро человеческого эмбриона в неоплодотворенную яйцеклетку второй женщины. Как утверждают ученые, цель операции заключается в том, чтобы воспрепятствовать передаче некоторых генетических болезней от матери к зародышу. Этот эксперимент нравственно недопустим. Он нарушает международное законодательство по человеческим эмбрионам. Так утверждает епископ Элио Сгречча, президент Папской академии в защиту жизни:
– Прежде всего должен сказать, что речь идет об эксперименте, в результатах которого еще предстоит убедиться. Во-вторых, с точки зрения морали, налицо по меньшей мере три правонарушения. Первое – осуществляется самое настоящее клонирование: то есть переносится яйцеклетка, взятая от ядра эмбриона. Второе – этот эмбрион, от которого берется ядро, убивается и выбрасывается. И, наконец, третье – создается новый эмбрион и переносится в матку женщины, которая становится суррогатной матерью. То есть, здесь целое сплетение противоправных действий, в отношении которых суждение морали, и не только католической, – уверен в этом, – полностью отрицательное. Даже по отношению к международным законам здесь много нарушений. Вероятно, Великобритания уже привыкла не считаться ни с европейскими запретами, ни с запретами международными, касающимися суррогатного материнства, экспериментирования на эмбрионах и клонирования, которое было запрещено на уровне ООН.
Глубокую озабоченность из-за этого эксперимента выразил также профессор Анджело Вескови, который объявляет себя агностиком, и является одним из наиболее известных ученых мира в области стволовых клеток. С ним беседовал корреспондент Радио Ватикана Алессандро Джизотти:
- Очень трудно судить на основе сообщений новостных агентств. Я не уверен, что в этом случае речь идет собственно о клонировании. Вероятно, говорилось о перенесении ядра из оплодотворенной клетки, зиготы, в яйцеклетку. Если так, то технически это не называется клонированием. Тем не менее, существуют серьезные этические проблемы, связанные с этой процедурой. В случае, если речь идет о клонировании, то клонировать человеческое существо недопустимо, даже выдвигая для этого предполагаемые терапевтические оправдания. Если же речь идет о процедуре, о которой я говорил ранее, все равно остаются серьезные этические проблемы. Первая проблема возникает в связи с безжалостным актом детерминизма, который заключается в том, чтобы намеренно заставить родиться эмбрион в пробирке, зная заранее на сто процентов, что он будет больным, а затем осуществить целую серию манипуляций в предположительной попытке вылечить его, не зная, как все это отразится на здоровье человека, который родится из этого эмбриона.
– Как Вы считаете, какие цели преследует этот эксперимент?
– Мне кажется, что это скорее всего попытка прикрыть в очередной раз целую серию экспериментов благовидными целями, "для пользы рождающегося человека", потому что иначе их было бы трудно оправдать.
– И вновь весть об экспериментах на эмбрионах пришла из Великобритании?
– Меня очень впечатлило это постоянство. Очевидно, чувствительность некоторых исследователей – не хочу приписывать ее всему англосаксонскому миру – по отношению к правам личности и человеческой жизни глубоко отличается от чувствительности большинства людей, не являющихся учеными, и мира – не говорю католического, но мира гораздо более широкого… Я сам, к примеру, агностик.
– Здесь можно говорить о столкновении этики и науки?
– Я не считаю, что проблема заключается в этом. Полагаю, что существуют сильные побуждения двигаться в определенных направлениях, оставляя в стороне именно те, разработку которых требуют от нас этика и мораль. Это происходит по разным причинам, иногда по идеологическим, а иногда – это просто порыв к большему знанию. Ученый должен быть достоин своего звания: это значит, что он должен соблюдать в своих исследованиях общепринятые этические принципы. В тот момент, когда он отказывается от этических норм, он перестает быть ученым, и становится лаборантом, пусть даже с высшим образованием. Я всегда разделяю исследователей, которые могут быть просто лаборантами, исполняющими крайне сложные действия с научно-технической точки зрения и учеными, какими были Галилей, Леонардо да Винчи, имевшие очень ясные и глубоко укорененные в этике цели. Об этом сообщает "Agnuz"