Есть в старинном кумыкском селе Казанище святое место, куда отовсюду ходят паломники, чтоб поклониться выдающемуся ученому-арабисту, поэту и просветителю Абдурахману-хаджи из Согратля, одному из славных наших предков.
Легенды и предания ходят в народе о шейхе Абдурахмане-хаджи, очень влиятельном мюриде, алиме и святом человеке, у которого было много учеников и последователей, ставших известными во всем Дагестане и за его пределами, а один из его сыновей, Мухаммед-хаджи был провозглашен четвертым имамом Дагестана. Другому его сыну, шейху Ахмеду, люди с великой благодарностью построили зиярат в Закатале.
Жители Казанища теперь с гордостью и почтением вспоминают обо всем, что связано с этим зияратом, а также с годами пребывания шейха Абдурахмана-хаджи ал-Сугури на их родной земле. Немало рассказов, преданий и легенд до сих пор сохранилось в памяти народа об этом удивительном человеке. Удивительна и сама аура вокруг этого святого места – умиротворяющая людей, прибывающих сюда в поисках утешения и молитвы.
Старожилы села рассказывают о том, что с огромным почтеньем относился к шейху Аб-дурахману-хаджи Согратлинскому, его духовному наследию выдающийся кумыкский ученый-арабист, поэт, прозаик и просветитель Абусупьян Акаев, уроженец этих мест, сосланный на каторгу советскими властями и впоследствии погибший в невыносимых каторжных условиях в Котласе.
Все мы дети своего прошлого, своей истории. Многое в нас самих и событиях нашей жизни объясняются этим. Немало святого и святых мест осталось потомкам от наших предков. Это тоже наша история, у которой глубокие и крепкие корни. Крепкие корни у Генерального директора ОАО "Дагэнерго" Г.М.Гамзатова, стараниями которого в 1997 году был возведен этот зиярат. История его рода крепко связана с историей Дагестана и, изобилует многими драматическими и трагическими событиями, в которых представители этого рода принимали самое" активное участие. За это они заслужили уважение и почет в народе.
...Предводитель горцев имам Шамиль после многолетней войны с царскими войсками был вынужден сдаться в плен и призвал жить в мире с Российской империей. Мудрый и мужественный имам пришел к такому умозаключению после неисчислимых жертв, горя и страданий, своими глазами увидев империю, ее мощь, величие и культуру.
Но и после пленения Шамиля и разгрома имамата немало было на Кавказе людей, которые не хотели терять волю и независимость, честь и достоинство . Это бы по для них равносильно рабству. Вот почему царскому правительству и после пленения Шамиля долго не удавалось погасить огонь борьбы в-серд-цах этих мужественных людей. Несправедливые порядки, притеснения и чванство царских властей и их приспешников, жажда свободы звали к борьбе. Все это привело к восстанию горцев 1877 года, о котором долгие годы умалчивала советская история, которая в угоду господствовавшей идеологии научилась совершенно вычеркивать факты нашей истории или искажать события, связанные с борьбою народов за свободу и независимость, выдавая покорение за добровольное присоединение.
Возглавил восстание 1877 года сын Абдурахмана Сугури Магомед-хаджи, который со своими сподвижниками уговорил отца благословить их на борьбу. Абдурахман-хаджи понимал, что это восстание может привести к большим жертвам и потерпит крах, как и движение Шамиля. Но он вынужден был встать на сторону восставших, ибо его отказ выглядел бы как трусость и нежелание считаться с волею народа. Он не мог в такой тяжелый час и в такое тяжелое время остаться в стороне и бросить тысячи людей на произвол судьбы.
Восстание разразилось, словно гром среди ясного неба, и охватило многие села Дагестана. Осенью 1877 года кавказское командование начало самые активные действия против повстанцев. Под руководством князя Меликова восстание было жестоко подавлено и многие его участники казнены. Был казнен и вождь восстания – Магомед-хаджи.
Хотели казнить и Абдурахмана-хаджи как вдохновителя и идейного вождя восстания. Но узнав об этом, мать царского офицера из Н.Казанища Абдул-Кадыра Даитбекова, который служил у князя переводчиком, сказала своему сыну:
— Ты не мой сын, если позволишь казнить человека, уважаемого во всем мусульманском мире. Аллах накажет нас, если не поможем больному шейху.
Абдул-Кадыр обратился к князю: —Он шейх, святой человек, казнь его отзовется на весь Кавказ, может восстановить против нас многих. Он не принял участия в восстании.
- Не принял участия? Знаю я их, – задумался царский генерал. Казнь этого шейха-любимца народа может озлобить его соплеменников, но и отпустить этого больного старика он тоже не мог, кто знает, что еще они могут выкинуть.
—Казнь шейха может вызвать бурю негодования? Дикари неугомонные, только смерть может их угомонить.
— Ваше высочество! Дайте этого больного старика мне на поруки. Он не опасен. Успокоится он – успокоится народ. Каждое его слово жадно ловят люди. У него тысячи мюридов – послушников во многих краях. Случится с ним что-нибудь, все свалят на нас. Даю честное офицерское слово: я ручаюсь за него! — просил Абдул-Кадыр, чтоб сдержать слово, данное матери. — Он может призвать людей к молитвам и миру...
— Ну, ладно, уговорил, – произнес наконец Меликов. – Ты отвечаешь за него головой. Только где ты будешь держать этого бунтаря. Нельзя оставлять его среди соплеменников.
— Я отвезу его ко мне в село. Там он будет жить и коротать свои дни в молитвах.
— В молитвах, говоришь?.. Ишь, глядит Зверем... Всех бы нас зарезал, как баранов. Убери его с моих глаз.
Вот так Абдурахман-хаджи оказался в Нижнем Казанище среди кумыков-единоверцев и жил там до самой смерти. Говорят, что после похорон на его могилу три ночи подряд посыпался "нюр", божественный свет, его могила стала местом паломничества мусульман. Даже в советское время, когда шла яростная борьба безбожников против религии и религиозных деятелей, люди тайком, рискуя жизнью, ходили на могилу к шейху.
Абдурахман-хаджи пользовался огромным авторитетом не только среди кумыков, но и во всем Дагестане. С его именем связано немало рассказов, легенд и преданий. Одно из таких преданий рассказал мне покойный Магомед Хангишиев, кумыкский писатель, автор первого букваря на кумыкского языке.
Однажды, в обеденное время Абдурахман-хаджи начал молиться у дороги на поляне. Молился он долго и усердно. Рядом на своих наделах работали сельчане. Бросив работу, многие окружили шейха и тихо наблюдали за ним. Тут на своем фаэтоне проезжал начальник участка, который всегда ездил со своим волкодавом огромного роста. Ему было поручено осуществлять надзор за Абдурахманом-хаджи. Люди дали начальнику кличку "Призрак": он всегда появлялся неожиданно и незаметно. Увидев молящегося шейха и толпу зевак, которые, затаив дыханье, слушали его молитвы. Призрак разозлился:
— Что вы тут делаете? Разойтись!
— Смотрим, как шейх совершает намаз, – сказал кто-то. — Не мешайте.
— Что?! – закричал Призрак. – Вот сейчас я вам покажу намаз. А ну, взять его!
Он отвязал волкодава. Все оцепенели от страха.
Поняв все сразу, собака зарычала, как бы собирая злобу и прицеливаясь к старцу, который продолжал усердно молиться, не обращая никакого внимания ни на Призрака, ни на его страшную собаку, с которой тот ходил на медведя и кабана.
- Ату его! – приказал долговязый Призрак с черными усиками на бледном лице.
Но собака почему-то не очень стремилась наброситься на этого человека, который ничего плохого не делал, не ругался, не кричал, не бежал, не звал на помощь. Он спокойно сидел на коленях и, с любопытством глядя прямо в глаза собаке, продолжал читать свою молитву.
Призрак взбесился:
— Взять его!
Собака наконец-то сообразила, что хозяин не оставит ее в покое, если она не выполнит приказ. Она тихо тронулась с места и стала медленно подходить к человеку, как бы давая время ему опомниться и собраться с силами и встать с колен.
Волкодав, весь ощетинившись, с тихим рычаньем подошел к шейху и остановился перед последним прыжком, словно удивляясь спокойствию и выдержке этого человека. Такого он еще не встречал. Пес сел на задние лапы, высунул длинный красный язык и с огромным любопытством стал рассматривать Абдурахмана-хаджи. Эту собаку специально учили догонять и хватать беглецов, разбойников, воров и диких зверей во время охоты. И теперь, стоя на задних лапах перед этим бесстрашным человеком, который продолжал спокойно молиться и временами как бы невзначай глядел на него добрыми глазами, полными печали, страданий и милосердия, Серый растерялся. Он не знал, что делать, как быть. И вдруг, к великому удивлению сельчан, которые молча наблюдали за этой картиной, пес поднял морду к небу и стал жалобно выть. Это было что-то невообразимое. Тяжелый, душераздирающий вой огласил всю округу, всю землю, леса и горы. Казалось, что этот жалобный вой призывал быть милосердным, не убивать друг друга, прекратить раздоры, не натравливать четвероногих друзей человека на ни в чем не повинных людей.
На глазах у всех Абдурахман-хаджи, глядя прямо в глаза собаке, во всеуслышание стал читать какую-то молитву: собака поджав хвост, стала пятиться назад. Абдурахман-хаджи встал и, спокойно надев старую шубу, пошел домой. Говорят, после этого случая еще больше поднялся авторитет Абдурахмана-хаджи среди казанищенцев.
Немало такого рода преданий и рассказов, связанных с пребыванием шейха в этих местах, знает и Мугажир Акаев из Дергели. Ученый-арабист, прекрасный знаток ислама, автор многих книг на религиозные темы, он долгие годы собирал материалы о святых людях, религиозных деятелях, в том числе и об Абдурахмане-хаджи Согратлинском.
Память о них до сих пор живет в народе, их именами теперь называют улицы и медресе, издают их труды. А потомок шейха Абдурахмана-хаджи Генеральный директор ОАО "Дагэнерго", член Госсовета РД Г.М.Гамзатов возвел не только этот зиярат в Казанище. Благотворительные Дела этого человека известны всему Дагестану.
Многие ученые, писатели, деятели культуры находят у него понимание, поддержку и помощь, – получают возможность реализовать свой творческий потенциал, издавать свои книги. Вот таким образом возводится великолепный "зиярат" духовной культуры, выросшей на славных делах и духовном наследии таких выдающихся сынов Дагестана, как Абдурахман-хаджи Согратлинский.
09.09.2005
Источник: Махачкалинские известия