Летопись православия череда расколов
Раскол, разделивший русских людей на приверженцев "старой" и "новой" веры, произошел в царствование Алексея Михайловича. По его распоряжению патриарх Никон в 1654 г. начал церковную реформу, вводя по новогреческому образцу обряды и богослужебные книги. Противники же остались верны древним церковным преданиям, назвав себя старообрядцами, староверами или древлеправославными христианами. Самыми важными среди изменений были введение "троеперстия" вместо прежнего двоеперстного крестного знамения, замена восьмиконечного креста четырехконечным.
Собор утвердил новые каноны и благословил подвергать ослушников тягчайшим казням, а старообрядческим иконам выкалывать глаза. Во главе сопротивления реформе встали епископ Павел Коломенский, протопопы Аввакум, Иоанн Неронов, Даниил из Костромы, Логгин из Мурома. Протопоп Аввакум слал царю послания, призывая его к покаянию. Был заточен в земляную тюрьму в Архангельской области, где и просидел более 14 лет. По настоянию нового патриарха Иоакима он со товарищи был сожжен на костре.
На протяжении трехсотлетней истории старообрядчества в нем было несколько духовных центров Керженец (Нижегородская обл.), Стародубье (Черниговская обл.), Ветка (Польша), Иргиз (Саратовская и Самарская обл.), Рогожское кладбище в Москве. Царевна Софья приказала отправлять в ссылку даже тех, кто окажет хоть какую-нибудь милость старообрядцам: поесть, испить воды либо дать ночлег. Все имущество старообрядцев отбиралось и отписывалось царям. Петр I разделил их на "записных" и "незаписных". Записные состояли на особом учете и платили двойной налог; незаписные жили тайно, их ссылали на каторгу, как врагов государства. В ответ старообрядцы поднимали народные восстания. Староверами были и Степан Разин, и Емельян Пугачев. Во время русско-японской войны начала XX века законом возбранялось допущение в госпитали старообрядческих священников даже к умирающим солдатам, в то время как правом на последнее утешение обладали католики, лютеране, мусульмане и даже буддисты. Только революция 1905 года дала старообрядцам возможность открыто устраивать крестные ходы, иметь колокольный звон, организовывать общины. Богатые купцы-старообрядцы Морозовы, Гучковы, Рябушинские финансировали все оппозиционные партии кадетов, прогрессистов, эсеров, большевиков. Русская старообрядческая церковь тоже расколота на "поповцев" и "беспоповцев". Последние считают, что все священство стало слугами антихриста, и потому церковную службу у них справляют миряне. "Поповцы" в свою очередь расколоты на "Белокриницкое согласие" с центром в Москве и "Новозыбковское согласие" с центром на Брянщине.
12.09.2005
Источник: Русский курьер