Нам еще предстоит привыкнуть к мысли, что мы вступаем в эру глобальных религиозных конфликтов, утверждает Алексей Пименов, историк и религиовед, автор ряда работ, посвященных сравнительной истории религий и современных националистических движений, в последние годы преподавал в Университете Джорджа Вашингтона.
- В современном мире политический экстремизм все реже выступает под красным знаменем и все чаще под зеленым. Говорят, что двадцать первый век начался как эпоха глобального религиозного конфликта: битвы христианского Запада с миром Ислама. Что это возвращение к временам крестовых походов?
- Конечно, нет. Прежде всего, у сегодняшнего конфликта совершенно другие масштабы. А главное, в те далекие времена у христианской Европы были разные противники, но самым опасным и долговечным, действительно, оказался мусульманский Ближний Восток. Сегодня же, в эпоху глобализации, самая большая ошибка это именно концентрация на мусульманском фундаментализме. Потому что фундаментализм антизападного толка растет сегодня повсеместно.
- Едва ли можно представить себе что-либо подобное, если речь идет, например, об индуизме.
- Есть мощные и при этом внепарламентские силы, контролирующие индийскую политику. В основном религиозные. Махатма Ганди когда-то сказал: "Те, кто думает, будто религия не связана с политикой, ничего не смыслят в политике". В Индии религия отнюдь не частное дело. Хотя официально Индия светское государство, в котором все имеют равные права. Но есть одно интересное обстоятельство. К индусам относят не только тех, кто исповедует индуизм, но также сикхов, джайнов и буддистов. Именно здесь проходит водораздел между своими, т.е. приверженцами исконно индийских религий, и чужаками.
- А кто относится к чужакам?
- В порядке убывания численности: мусульмане, христиане и евреи. Но евреев сегодня в Индии почти нет. А мусульман и христиан приверженцы радикального, так называемого политического индуизма, рассматривают как главных врагов. В первую очередь, конечно, мусульман их в современной Индии около 130 млн. Неоправданные уступки мусульманам вот в чем фундаменталисты долгие годы обвиняли Индийский Национальный Конгресс. Дело в том, что, с точки зрения традиционного индуизма, неиндусов на земле просто нет. Но одни пронесли истину через века и тысячелетия, а другие не выдержали и отреклись. Это и есть приверженцы других религий. Мусульмане, с этой точки зрения, просто-напросто индусы-предатели.
- Все это, в конце концов, дело самих индийцев. Причем здесь остальной мир?
- То, что из Москвы или Вашингтона кажется "локальным конфликтом", на месте воспринимается как глобальное столкновение цивилизаций. Иными словами, индусский экстремизм такая же мировая проблема, как мусульманский фундаментализм или "новое христианство".
- Что произойдет дальше: распри между фундаменталистами различного толка будут обостряться или они объединятся в общей борьбе с ненавистным Западом?
- Последнее исключать нельзя. Сегодня они борются в первую очередь друг с другом и лишь во вторую с Западом. Но их неприятие последнего может и перевесить. Сценарии грядущих конфликтов будут зависеть и от западных политиков. А также и от западных интеллектуалов. Возможно, на Западе задумаются о том, как использовать один вид фундаментализма или экстремизма против другого. Но пока до этого далеко. Нам еще предстоит привыкнуть к мысли, что мы вступаем в эру глобальных религиозных конфликтов.
14.09.2005
Источник: Российские вести