В ММДМ отметили 15-ю годовщину со дня убийства Александра Меня
9 сентября исполнилось 15 лет с того черного дня, когда был убит протоиерей Александр Мень православный священник, богослов и просветитель, умевший найти такие слова, что убеждали даже самого закоренелого атеиста. Когда в начале перестройки отцу Александру было разрешено читать публичные лекции на религиозные темы, для многих они стали откровением. Именно на лекциях Меня, не избегавшего даже самых неудобных вопросов, многие впервые для себя осознали, что вера и разум вещи вполне совместимые. В ортодоксальных церковных кругах его не жаловали, считали чуть ли не еретиком и за вот это уникальное умение сочетать кажущееся несочетаемым, и еще больше за толерантное отношение к другим конфессиям. Если бы не тот роковой удар топора, духовное возрождение в России, возможно, пошло бы иным путем, не превращаясь в подавляющее всяческое инакомыслие победное шествие одной "руководящей и направляющей" конфессии, и столь ненавистное для большинства иерархов слово "экуменизм" во многом определяло бы его парадигму...
Владимир Спиваков принадлежит к числу тех людей, кто воспринял свершившееся 15 лет назад как личную трагедию, поскольку был одним из духовных чад отца Александра, к которому вообще тянулись многие представители творческой интеллигенции. И с тех пор выдающийся музыкант не раз доказывал делом свою верность его памяти. Вполне естественно, что именно к нему обратился Фонд имени протоиерея Александра Меня с предложением провести концерт памяти в эту печальную годовщину. И такой концерт состоялся в Светлановском зале Московского международного Дома музыки при участии Национального филармонического оркестра России под управлением самого маэстро Спивакова.
В начале были слова. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, никогда не скрывавший своей духовной близости с Менем, отслужил в этот день памятные молебны в Сретенском храме в Новой Деревне, где служил отец Александр, и в Храме-часовне Усекновения главы Иоанна Предтечи в поселке "Семхоз" в котором он жил и был убит. А потом владыка приехал в Дом музыки и обратился к собравшимся с проникновенной, от сердца идущей речью. От Патриархии никаких посланий не было. Представители Фонда имени Александра Меня прочитали фрагмент из воспоминаний Александра Галича. А потом звучала музыка.
Владимир Спиваков и его оркестр повторили в Доме музыки одну из программ, прозвучавших несколькими днями ранее в возрожденном кафедральном соборе Калининграда
(читайте стр. 2 этого номера): Вступление к "Каприччио" и "Четыре последние песни" Рихарда Штрауса (солистка Татьяна Павловская) в первом отделении и Шестую, "Патетическую" симфонию Чайковского во втором. В данном контексте любые оценки исполнения были бы неуместны. Но следует отметить, что спиваковская интерпретация Шестой симфонии Чайковского была в этот вечер во многом иной, вольно или невольно отразив трагическое событие, пятнадцатой годовщине которого посвящался концерт, и реакцию на него. В скерцо третьей части так и слышался шабаш тех сил, что подготовили и осуществили убийство отца Александра, а финал пронзительный как никогда воспринимался как реквием по великому духовному подвижнику, которого так недостает сегодняшней России.
15.09.2005
Источник: Культура