ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Равиль Гайнутдин: "Золотая Орда способствовала развитию русской государственности"

Наталия Бабасян :: 19 сентября 2005

Наталия Бабасян: Тысячелетие Казани, празднование которого только что завершилось, совпало с 365-летием Куликовской битвы и 450-летием Казанской епархии Русской Православной Церкви. В Казани некоторые общественные организации выступили с протестом против праздничных мероприятий, связанных с Куликовской битвой и образование Казанской епархии, которые посчитали для себя оскорблением. Насколько подобные претензии обоснованны?

Равиль Гайнутдин: Я думаю, в какой-то степени эти общественные организации правы. Куликовская битва и эта юбилейная дата не должны отмечаться как праздник победы над татарами, потому что там татары не участвовали. В ней принимали участие отдельные сепаратисты, которые не подчинились своим правителям и пошли на вооруженный конфликт. Этот исторический эпизод не должен омрачать нашу дружбу – сегодня мы должны смотреть вперед, не оглядываясь на трагичные для нас страницы истории. Что касается празднования 450-летия образования Казанской епархии, я категорически против существующих у некоторых общественных организаций настроений. Завоевание Казани Иваном Грозным, разрушение ханства, присоединение территорий Казанского ханства к России и создание Казанской епархии – это факт. И поднимать шум из-за того, что в истории и такое было и портить отношения с соседями, недопустимо. Я считаю, что мусульманское духовенство очень достойно приняло Патриарха Московского и всея Руси и участвовало в церемонии открытия после реставрации Благовещенского собора в Казанском Кремле. Оно также приняло активное участие в конференции, посвященной образованию Казанской епархии. И это доказательство того, что мусульмане Татарстана и России – доброжелательны, открыты к сотрудничеству с православными и исторические события тех времен рассматривают как результат политического развития. Все это -политика того времени, когда каждое государство стремилось расширить свои границы за счет соседних территорий.

В.: У празднования юбилея Казани были и сторонники, и противники. Причем немало противников было из среды татарских историков, которые считали, что юбилей притянут за уши. А реально надо бы отмечать не 1000-летие Казани, а 1750-летие прихода тюркской культуры на Волгу. Вы сами – представитель татарской народа. Как Вам такой поворот событий?

О.:Я считаю, что те материалы археологических экспедиций и факты, которые представили русские историки, дают нам полное подтверждение, что город Казань существует действительно более 1000 лет. Пусть это будет 1100, или 1700 – неважно. Важно, что народ не забывает свою историю и культуру. Важно, чтобы он знал свои традиции, свой язык, свою религию и гордился своим прошлым. А многие учебники, различные статьи, к сожалению, навешивая ярлыки, преподнося историю искаженно, пытались принизить роль татарского народа в истории Российского государства. Замалчивалось даже то, что царь Романов был возведен на престол не только русскими, но и восемью подписями татарских мурз, которые хотели единения народов, единства государства, укрепления мощи и границ. Между тем, известно, что и Александр Невский и другие князья, которые получили привилегии у золотоордынских ханов, и Русская Православная церковь, которая тоже получила у них привилегии и защиту, жили во времена Орды гораздо лучше, чем до ее появления и после того, как ее не стало. Татары всегда стояли за государственность и порядок. Празднование юбилея Казани – еще одна возможность вспомнить о роли татар в строительстве нашего общего дома – России.

Мекка всех татар

В.: На официальном сайте 1000-летия Казани можно было прочесть, что этапы исторического развития Казани – это Волжская Булгария, Золотая Орда, Казанское ханство. Если про Волжскую Булгарию мало кто что-то знает и помнит, то Золотая Орда всегда ассоциировалась у большинства россиян с монголо-татарским игом. Вам не кажется, что этот момент все-таки вызывает некоторое напряжение?

О.: Никакого напряжения, противостояния между русскими и татарами быть не может. У нас общая судьба. В эпоху Волжской Булгарии еще не было русского государства. В те времена, когда была образована Золотая Орда, на Руси существовали разрозненные княжества, которые воевали между собой. В этих княжествах была тягчайшая ситуация из-за междоусобных войн между различными славянскими племенами. И во многом именно благодаря Золотой Орде вокруг Московского княжества сплотились все остальные княжества, что способствовало развитию русской государственности. И я считаю, что то, что на территории нынешней России было русско-татарское двуязычие означает, что раньше мы жили намного теснее. Русские цари, женившиеся на татарках, укрепляли родственные связи с татарами. Доказательством тому был и сам завоеватель Казани, Иван Грозный, который сам внук татарки.

В.: Казань – это не только столица Татарстана, но и один из самых крупных мусульманских центров на территории России. Процессы, которые там происходят, могут отражать настроения мусульманской уммы России?

О.: Казань является историческим религиозным центром татар, поэтому Казань считается духовной Меккой всех татар Земли. А татары живут в Америке, Японии, Финляндии, Австралии, во многих мусульманских странах. В Казань всегда устремлялись богословы исламского мира. Там работал вошедший в историю Шихабуддин Марджани, богослов и просветитель, труды которого стали настольной книгой для профессоров международной исламской академии Аль-Асхар в Египте. Именно в Казани зародилось такое течение как джадидизм, то есть новое направление, новое понимание мусульманского богословия. В Казани впервые в мире Коран был издан типографским способом. Коран был переведен на русский язык тоже в Казани. До Октябрьской революции в Казани действовали издательские центры, самые сильные исламские учебные заведения, в которых обучались известные общественные деятели того времени. Казань была и есть своего рода духовным очагом. Поэтому настроение мусульманской Казани имеет огромное значение для современной России. И очень важно, что президент республики Минтимер Шаймиев не пошел в свое время на поводу у некоторых общественных националистических организаций, которые призывали идти против России, занял центристскую позицию и сохранил мир и стабильность в республике. Это его огромная заслуга. Когда я был на юбилейный торжествах в честь 1000-летия Казани, я много общался с православными священниками. Если священник называет Шаймиева "нашим бабаем", это говорит о многом. Святейший Патриарх у меня на глазах благодарил руководство республики и мэра Казани и говорил Шаймиеву: "Брали бы с Вас пример другие руководители субъектов федерации". Действительно, благодаря стабильности, в республике нет никакой опасности проявления там экстремизма, сепаратизма и радикализма.

"Нравственность нужно приветствовать"

В.: В Татарстане было в свое время было закрыто медресе "Юлдуз". Там периодически арестовывают людей по обвинению в связях с "Хизб-ут-Тахрир". В конце июля там были выявлены подпольные медресе, где последователи организации "Нурджулар" обучали детей основам религиозного фундаментализма…

О.: Трудно сказать, почему люди встают на путь радикализма. Причиной тому могут быть и определенные социальные проблемы. Но в сравнении с регионами Северного Кавказа вряд ли можно говорить, что в Татарстане есть радикальные группировки. Задержанные члены "Хизб-ут-Тахрир" – в основном узбеки, которые уехали из Узбекистана. Они ищут сторонников в разных регионах России. Представители этой организации есть и в Москве, они пытаются привлекать в свои ряды и русских, и татар, и представителей других национальностей. И если в Татарстане некоторые молодые ребята пошли в какие-то политизированные радикальные структуры, значит они не получили достаточного воспитания и не знают учения своей религии. Что касается медресе "Юлдуз" – в начале 90-х годов в нашу страну приехало много миссионеров. Эти люди, прибывшие из стран Залива, шли сюда с самыми добрыми намерениями. Но они были воспитаны в монорелигиозной среде, у них другие устои, они не знают российскую почву. Исходя из своего видения и знаний, они пытались воспитывать мусульман, в том числе и Татарстана. У российских мусульман тогда практически не было своих кадров: на 20 миллионов мусульман приходилось 135 имамов, не было ни одного мусульманского учебного заведения, не было денег на выпуск печатной продукции. В условиях этого вакуума миссионеры начали уводить от нас нашу молодежь. Сейчас уже создано 6 тысяч новых мечетей, 50 мусульманских учебных заведений на территории России, подготовили сотни молодых имамов. Уровень их образования не самый высокий, но на переходный период наши мечети имамами-хатыбами обеспечены.

В.: В Татарстане существует Союз мусульманских женщин Татарстана. Именно его представительницы добились для российских мусульманок права фотографироваться в платках на паспорт. Сейчас они активно выступают вместе с достаточно националистическими организациями Татарстана. Не станет ли это шагом к радикализации? Если Вы помните, в Иране когда-то все тоже все тоже начиналось с платочков…

О.: Татарские женщины очень образованы. Их право было подтверждено, как Вы знаете, Верховным судом. Это нельзя рассматривать как проявление радикализма. Эльмира-ханум, которая возглавляет это движение, – очень интеллигентный и гибкий человек. Если татарские женщины выступают за нравственность на телевидении, за нравственность на улицах – это нужно только приветствовать. Они выступают за то, чтобы рекламные щиты с фотографиями голых девушек не красовались на каждом шагу и, тем более, рядом с мечетями, и я их полностью поддерживаю. Они протестуют против рекламы водки и сигарет – и в этом я их поддерживаю. Ни к каким радикальным мерам они не призывают. Женщины-депутаты Госдумы выступают с таких же позиций в поддержку семьи и имеют поддержку общества. Я уверен, что женщины Татарстана настолько просвещенные, что они уже и с палками не будут возвращаться в эпоху средневековья. Может быть, мусульманки в своих выступлениях более эмоциональны, но они прекрасно осознают, что они живут в светском государстве. Все, чего они добиваются, – чтобы татары сохранили свой язык, свою самобытность, свою культуру; чтобы татары женились на мусульманках, а татарки выходили замуж за мусульман – чего требует Священный Коран. Ничего предосудительного в этом нет.

Сентябрь 2005 N174

Источник: Деловые люди

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама