Наталия Бабасян: Тысячелетие Казани, празднование которого только что завершилось, совпало с 365-летием Куликовской битвы и 450-летием Казанской епархии Русской Православной Церкви. В Казани некоторые общественные организации выступили с протестом против праздничных мероприятий, связанных с Куликовской битвой и образование Казанской епархии, которые посчитали для себя оскорблением. Насколько подобные претензии обоснованны?
Равиль Гайнутдин: Я думаю, в какой-то степени эти общественные организации правы. Куликовская битва и эта юбилейная дата не должны отмечаться как праздник победы над татарами, потому что там татары не участвовали. В ней принимали участие отдельные сепаратисты, которые не подчинились своим правителям и пошли на вооруженный конфликт. Этот исторический эпизод не должен омрачать нашу дружбу сегодня мы должны смотреть вперед, не оглядываясь на трагичные для нас страницы истории. Что касается празднования 450-летия образования Казанской епархии, я категорически против существующих у некоторых общественных организаций настроений. Завоевание Казани Иваном Грозным, разрушение ханства, присоединение территорий Казанского ханства к России и создание Казанской епархии – это факт. И поднимать шум из-за того, что в истории и такое было и портить отношения с соседями, недопустимо. Я считаю, что мусульманское духовенство очень достойно приняло Патриарха Московского и всея Руси и участвовало в церемонии открытия после реставрации Благовещенского собора в Казанском Кремле. Оно также приняло активное участие в конференции, посвященной образованию Казанской епархии. И это доказательство того, что мусульмане Татарстана и России – доброжелательны, открыты к сотрудничеству с православными и исторические события тех времен рассматривают как результат политического развития. Все это -политика того времени, когда каждое государство стремилось расширить свои границы за счет соседних территорий.
В.: У празднования юбилея Казани были и сторонники, и противники. Причем немало противников было из среды татарских историков, которые считали, что юбилей притянут за уши. А реально надо бы отмечать не 1000-летие Казани, а 1750-летие прихода тюркской культуры на Волгу. Вы сами – представитель татарской народа. Как Вам такой поворот событий?
О.:Я считаю, что те материалы археологических экспедиций и факты, которые представили русские историки, дают нам полное подтверждение, что город Казань существует действительно более 1000 лет. Пусть это будет 1100, или 1700 – неважно. Важно, что народ не забывает свою историю и культуру. Важно, чтобы он знал свои традиции, свой язык, свою религию и гордился своим прошлым. А многие учебники, различные статьи, к сожалению, навешивая ярлыки, преподнося историю искаженно, пытались принизить роль татарского народа в истории Российского государства. Замалчивалось даже то, что царь Романов был возведен на престол не только русскими, но и восемью подписями татарских мурз, которые хотели единения народов, единства государства, укрепления мощи и границ. Между тем, известно, что и Александр Невский и другие князья, которые получили привилегии у золотоордынских ханов, и Русская Православная церковь, которая тоже получила у них привилегии и защиту, жили во времена Орды гораздо лучше, чем до ее появления и после того, как ее не стало. Татары всегда стояли за государственность и порядок. Празднование юбилея Казани – еще одна возможность вспомнить о роли татар в строительстве нашего общего дома – России.
Мекка всех татар
В.: На официальном сайте 1000-летия Казани можно было прочесть, что этапы исторического развития Казани – это Волжская Булгария, Золотая Орда, Казанское ханство. Если про Волжскую Булгарию мало кто что-то знает и помнит, то Золотая Орда всегда ассоциировалась у большинства россиян с монголо-татарским игом. Вам не кажется, что этот момент все-таки вызывает некоторое напряжение?
О.: Никакого напряжения, противостояния между русскими и татарами быть не может. У нас общая судьба. В эпоху Волжской Булгарии еще не было русского государства. В те времена, когда была образована Золотая Орда, на Руси существовали разрозненные княжества, которые воевали между собой. В этих княжествах была тягчайшая ситуация из-за междоусобных войн между различными славянскими племенами. И во многом именно благодаря Золотой Орде вокруг Московского княжества сплотились все остальные княжества, что способствовало развитию русской государственности. И я считаю, что то, что на территории нынешней России было русско-татарское двуязычие означает, что раньше мы жили намного теснее. Русские цари, женившиеся на татарках, укрепляли родственные связи с татарами. Доказательством тому был и сам завоеватель Казани, Иван Грозный, который сам внук татарки.
В.: Казань – это не только столица Татарстана, но и один из самых крупных мусульманских центров на территории России. Процессы, которые там происходят, могут отражать настроения мусульманской уммы России?
О.: Казань является историческим религиозным центром татар, поэтому Казань считается духовной Меккой всех татар Земли. А татары живут в Америке, Японии, Финляндии, Австралии, во многих мусульманских странах. В Казань всегда устремлялись богословы исламского мира. Там работал вошедший в историю Шихабуддин Марджани, богослов и просветитель, труды которого стали настольной книгой для профессоров международной исламской академии Аль-Асхар в Египте. Именно в Казани зародилось такое течение как джадидизм, то есть новое направление, новое понимание мусульманского богословия. В Казани впервые в мире Коран был издан типографским способом. Коран был переведен на русский язык тоже в Казани. До Октябрьской революции в Казани действовали издательские центры, самые сильные исламские учебные заведения, в которых обучались известные общественные деятели того времени. Казань была и есть своего рода духовным очагом. Поэтому настроение мусульманской Казани имеет огромное значение для современной России. И очень важно, что президент республики Минтимер Шаймиев не пошел в свое время на поводу у некоторых общественных националистических организаций, которые призывали идти против России, занял центристскую позицию и сохранил мир и стабильность в республике. Это его огромная заслуга. Когда я был на юбилейный торжествах в честь 1000-летия Казани, я много общался с православными священниками. Если священник называет Шаймиева "нашим бабаем", это говорит о многом. Святейший Патриарх у меня на глазах благодарил руководство республики и мэра Казани и говорил Шаймиеву: "Брали бы с Вас пример другие руководители субъектов федерации". Действительно, благодаря стабильности, в республике нет никакой опасности проявления там экстремизма, сепаратизма и радикализма.
"Нравственность нужно приветствовать"
В.: В Татарстане было в свое время было закрыто медресе "Юлдуз". Там периодически арестовывают людей по обвинению в связях с "Хизб-ут-Тахрир". В конце июля там были выявлены подпольные медресе, где последователи организации "Нурджулар" обучали детей основам религиозного фундаментализма…
О.: Трудно сказать, почему люди встают на путь радикализма. Причиной тому могут быть и определенные социальные проблемы. Но в сравнении с регионами Северного Кавказа вряд ли можно говорить, что в Татарстане есть радикальные группировки. Задержанные члены "Хизб-ут-Тахрир" в основном узбеки, которые уехали из Узбекистана. Они ищут сторонников в разных регионах России. Представители этой организации есть и в Москве, они пытаются привлекать в свои ряды и русских, и татар, и представителей других национальностей. И если в Татарстане некоторые молодые ребята пошли в какие-то политизированные радикальные структуры, значит они не получили достаточного воспитания и не знают учения своей религии. Что касается медресе "Юлдуз" в начале 90-х годов в нашу страну приехало много миссионеров. Эти люди, прибывшие из стран Залива, шли сюда с самыми добрыми намерениями. Но они были воспитаны в монорелигиозной среде, у них другие устои, они не знают российскую почву. Исходя из своего видения и знаний, они пытались воспитывать мусульман, в том числе и Татарстана. У российских мусульман тогда практически не было своих кадров: на 20 миллионов мусульман приходилось 135 имамов, не было ни одного мусульманского учебного заведения, не было денег на выпуск печатной продукции. В условиях этого вакуума миссионеры начали уводить от нас нашу молодежь. Сейчас уже создано 6 тысяч новых мечетей, 50 мусульманских учебных заведений на территории России, подготовили сотни молодых имамов. Уровень их образования не самый высокий, но на переходный период наши мечети имамами-хатыбами обеспечены.
В.: В Татарстане существует Союз мусульманских женщин Татарстана. Именно его представительницы добились для российских мусульманок права фотографироваться в платках на паспорт. Сейчас они активно выступают вместе с достаточно националистическими организациями Татарстана. Не станет ли это шагом к радикализации? Если Вы помните, в Иране когда-то все тоже все тоже начиналось с платочков…
О.: Татарские женщины очень образованы. Их право было подтверждено, как Вы знаете, Верховным судом. Это нельзя рассматривать как проявление радикализма. Эльмира-ханум, которая возглавляет это движение, очень интеллигентный и гибкий человек. Если татарские женщины выступают за нравственность на телевидении, за нравственность на улицах – это нужно только приветствовать. Они выступают за то, чтобы рекламные щиты с фотографиями голых девушек не красовались на каждом шагу и, тем более, рядом с мечетями, и я их полностью поддерживаю. Они протестуют против рекламы водки и сигарет – и в этом я их поддерживаю. Ни к каким радикальным мерам они не призывают. Женщины-депутаты Госдумы выступают с таких же позиций в поддержку семьи и имеют поддержку общества. Я уверен, что женщины Татарстана настолько просвещенные, что они уже и с палками не будут возвращаться в эпоху средневековья. Может быть, мусульманки в своих выступлениях более эмоциональны, но они прекрасно осознают, что они живут в светском государстве. Все, чего они добиваются, чтобы татары сохранили свой язык, свою самобытность, свою культуру; чтобы татары женились на мусульманках, а татарки выходили замуж за мусульман – чего требует Священный Коран. Ничего предосудительного в этом нет.
Сентябрь 2005 N174
Источник: Деловые люди