ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Опасаться следует не ислама, а эмиссаров радикальных исламских организаций

Марина Симонова :: 20 сентября 2005

В Якутии проживают представители многих народов, традиционно исповедующих ислам, который во многом определяет не только сферу их межличностных, бытовых отношений, но и общественный уклад в целом. В 90-е годы ХХ века в республике появились первые мусульманские религиозные организации. 23 сентября 2005 года в Якутске состоится официальное открытие самой северной мечети России с участием ряда руководителей мусульманской уммы (общины) РФ. О том, каковы история и современное положение ислама в Республике Саха (Якутия), мы попросили рассказать востоковеда, кандидата исторических наук Афанасия Николаева.

- Часто приходится слышать об исламском экстремизме и якобы существующей связи между международным терроризмом и исламом. С чем, на ваш взгляд, это связано?

- Необходимо четко отделить ислам от проблемы международного терроризма. Ислам – одна из мировых религий, сыгравших огромную роль в развитии культуры не только исламских стран, где проживает на сегодня более миллиарда людей, но мировой цивилизации в целом. Так называемые радикальные "исламские" экстремистские, террористические организации не имеют никакого отношения к религии. У бандитов и убийц женщин и детей нет ни веры, ни национальности. Практически все организации, признанные экстремистскими и объявленные мировым сообществом вне закона, возникли в годы "холодной войны" и лишь прикрывались борьбой за веру, а на самом деле были, есть и будут орудием мировых держав за власть и господство в различных регионах мира.

На мой взгляд, спекуляции на эту тему в мире связаны прежде всего со стремлением представителей влиятельного военно-промышленного лобби США и его союзников найти после распада СССР новых могущественных врагов, якобы угрожающих основам западной цивилизации, для оправдания постоянного наращивания государственных расходов на оборону и безопасность. Вторая причина – желание правящих кругов Запада отвлечь внимание от появления глобальных проблем, связанных с негативными последствиями развития западной цивилизации, резким ухудшением экологической ситуации и нарастанием неравенства в потреблении ресурсов земли. И, наконец, со стремлением установить прямой контроль над мусульманскими государствами, богатыми природными ресурсами. Пример – оккупация американцами Ирака и Афганистана.

- Почему с начала 90-х годов в России нагнетается истерия вокруг темы ислама и исламского экстремизма?

- Это объясняется, на мой взгляд, желанием отвлечь внимание широкой общественности от грабительского передела, приватизации государственной собственности, а также стремлением создать новый образ врага вместо мирового империализма. В результате в СМИ вбрасываются термины "лицо кавказской национальности", "исламский фундаментализм", "исламский экстремизм". В условиях системного социально-экономического кризиса такого рода лозунги легко воспринимаются людьми, следствие – нарастание в России исламофобии, национальной нетерпимости по отношению к представителям народов традиционно исповедующих ислам. Между тем представители мусульманских народов внесли значительный вклад в становление и развитие российской государственности и культуры, а ислам является одним из гарантов межнационального и межконфессионального мира и согласия в нашей стране.

- Как можно оценить современную ситуацию в мусульманской умме (общине) России?

- По данным Минюста РФ, на 1 января 2004 года зарегистрировано 3537 мусульманских религиозных объединений, которые разделены на 59 Духовных управлений мусульман. Основная борьба за доминирование в исламском мире России идет между Центральным духовным управлением мусульман России и европейских стран СНГ во главе с муфтием Талгатом Таджутдином и Советом муфтиев России во главе с муфтием Равилем Гайнутдином. Из-за нехватки средств остро стоит проблема подготовки мусульманских священников, реставрации разрушенных культовых сооружений, мечетей. В результате появляются разного рода иностранные псевдоисламские фонды и организации. Многие из них, прикрываясь исламом, выполняют геополитический заказ разжигания религиозной и национальной розни в России. Не случайно кровавым межнациональным конфликтам на Северном Кавказе предшествовало появление там эмиссаров этих фондов и организаций. Они активно действуют не только на Северном Кавказе. В этом плане примечательна история превращения медресе "Йолдыз" в Набережных Челнах Республики Татарстан в центр подготовки экстремистов. В 1993 году был подписан договор о сотрудничестве этого медресе с иностранным исламским фондом "Тайба". В 1999 году был задержан имам мечети Тайба, выпускник медресе "Йолдыз" А. Вахитов. Ему было предъявлено обвинение в участии в деятельности вооруженных бандформирований. Вскоре еще 10 выпускников этого медресе были объявлены в розыск по аналогичному обвинению. После организации терактов в сентябре 1999 года в Москве был объявлен в розыск основной подозреваемый – студент медресе "Йолдыз" Д. Сайтаков. 1 декабря 1999 года было взорвано несколько веток магистрального газопровода на границе Республики Татарстан и Кировской области. Во время расследования этого теракта было установлено, что в его организации принимали участие несколько выпускников медресе "Йолдыз". 22 апреля 2000 года решением пленума Духовного управления мусульман Республики Татарстан это медресе было ликвидировано. Верховный муфтий, председатель Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) России Талгат Таджутдин в одном из интервью отметил: "Зарубежная помощь российским мусульманам – миф. Никто и никогда ничем существенно не помог. Разве что мелкими подачками на карманные расходы тем, кто идет у них на поводу. Они приезжают сюда не помогать, а вербовать сторонников, создавать "пятую колонну". Духовной экспансии ни в коем случае нельзя допускать, потому что рано или поздно она разрушит не только нашу веру, но и страну...".

- Когда в Якутии появились первые мусульмане?

- Вместе с приходом первых казачьих отрядов. Это были служилые сибирские татары и башкиры, переводчики. Массовое переселение представителей мусульманских народов начинается после принятия Положения Комитета министров от 29 мая 1870 года, согласно которому губернаторы Оренбургской, Саратовской, Пензенской и других губерний и областей получили право на высылку татар и башкир в отдаленные районы. В годы Советской власти значительное число представителей различных мусульманских народов переселились в Якутию в связи с ее промышленным освоением.

- Какова предыстория строительства мечети в Якутске?

- 14 декабря 1912 года указной мулла Якутской области Янгуразов написал прошение на имя губернатора Якутской области с просьбой дать разрешение на строительство мечети в Якутске и начало сбора пожертвований на ее строительство среди мусульман Сибири и европейской России. В прошении указывалось, что место для мечети на углу Никольской и Богородской улиц уступает амгинский крестьянин Юсуф Галибаров. 16 июля 1914 года разрешение было получено, после чего начат сбор пожертвований, но из-за начала Первой мировой войны, двух революций и гражданской войны мечеть в Якутске так и не была построена.

- Какую роль играет ислам в нашей республике?

- Первая мусульманская религиозная организация в РС(Я) была официально зарегистрирована в 1994 году в Нерюнгри. В Якутске – в 1996 году, в 1999 в Якутске зарегистрирована еще одна мусульманская религиозная организация "Духовный Центр" под руководством Мусы Бексултановича Сагова. Сегодня в республике действуют шесть мусульманских религиозных организаций в Якутске, Нерюнгри, Мирном, Нижнем Бестяхе и Батагае. По информации руководителей этих религиозных организаций, общая численность мусульман республики составляет 46 тысяч человек. На мой взгляд, эти данные несколько завышены. Во-первых, нельзя автоматически причислять к верующим всех представителей народов, традиционно исповедующих ислам, во-вторых, по данным переписи 2002 г., на территории РС(Я) проживали представители 36 народов, традиционно исповедующих ислам, общей численностью 26837 человек, то есть даже с учетом сезонных рабочих из мусульманских республик 46 тысяч верующих не получится. Численность всех представителей этих народов, в том числе и неверующих, скорее всего, не превышает 40 – 45 тысяч человек. Но это не умаляет роли ислама в жизни нашей республики.

- Есть ли у нас проблемы, связанные с исламом?

- В соответствии с федеральным законодательством церковь отделена от государства. Потому представители республиканских органов власти не вмешиваются во внутреннюю жизнь мусульманских религиозных организаций. Вопросы, требующие общего участия государства и исламских организаций, решаются в рабочем порядке по обоюдному согласию. К тому же для населения Якутии в целом характерна высокая степень толерантности к людям другой веры и национальности, и в отличие от некоторых других регионов России у нас не отмечено фактов дискриминации представителей народов, традиционно исповедующих ислам, по национальному и религиозному признаку.

К числу проблемных вопросов относится деятельность иностранных эмиссаров радикальных исламских организаций на территории РС(Я). Это образовательный фонд "Уфук", учрежденный турецкой религиозной организацией "Нурджулар". С 1993 г. в Якутске работал Саха-турецкий анатолийский колледж, реорганизованный в 2003 г. в физико-технический лицей. Деятельность этой организации была запрещена в Турции в 2000 г., так как были выявлены факты, связанные с попыткой государственного переворота, пропаганды радикальных, экстремистских форм ислама.

- Каковы перспективы ислама в России и Якутии?

- Здесь нужно учитывать роль религии в жизни народов, традиционно исповедующих ислам, и изменение демографической ситуации. Нельзя не обратить внимания на высокую рождаемость и естественный прирост мусульманских народов. По прогнозам специалистов ООН, при сохранении современной демографической ситуации на территории России в середине ХХI века будет проживать 105 млн человек, если учесть, что по переписи 2002 г. у нас в стране проживают представители около 40 народов, традиционно исповедующих ислам, общей численностью более 14 млн человек, их доля в населении России может составить 20 – 25%. У нас в республике ситуация несколько иная, но все равно их доля может увеличиться до 5 – 10% населения РС(Я). А это значит, что роль и значение исламского фактора в жизни нашего общества будут неуклонно расти.

17.09.2005

Источник: Якутия (Якутск)

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама