ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Плавильный Котел религий

Евгений Ракуль :: 20 сентября 2005

На Юге России сконцентрированы практически все известные мировые религии, оставленные в наследство Римской и Византийской империями, Персией, Аравией, османами, Монголией и царской Россией. ЮФО — округ наиболее пестрый в России не только в этническом, но и религиозном отношении.

***

Буддизм

Центр буддизма ЮФО сосредоточен в Калмыкии. Это единственное место в Европе, где исповедуют так называемую тибето-монгольскую форму этой религии. Правительство Российской империи, хоть и не вмешивалось в вероисповедование калмыков, но поощряло их переход в православие: калмыки, принявшие крещение, получали право уходить от своих тайшей (религиозных наставников) и селиться в русских городах и селах. Центром поселений крещеных калмыков стал Ставрополь-на-Волге (Тольятти). Упадок религиозной жизни калмыков — из-за разрыва связей с духовными центрами Тибета и Монголии, забвения основ буддизма и вытеснения его суевериями и верой в обряды — приходится на конец 18-го века. Век 20-й можно назвать возрождением.

В 1992 году Калмыкию впервые посетил Его Святейшество Далай-лама XIV. Его приезда тогда активно добивался молодой и амбициозный президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов. Второе явление народу Калмыкии воплощенного божества состоялось в декабре 2004 года. Ему предшествовали долгие дипломатические дебаты между Россией и Китаем.

Далай-лама не только духовный лидер буддистов, но и глава тибетского правительства в изгнании. Власти Китая обвиняют его в сепаратизме и выступают против любой деятельности в странах, с которыми Пекин поддерживает дипломатические отношения. Позиция КНР была главной причиной, почему российский МИД долгое время не решался выдать въездную визу Его Святейшеству. После заверений, что Россия признает Тибет неотъемлемой частью Китая, Далай-ламе разрешили посетить Калмыкию. Сошлись на том, что визит носит исключительно пастырский, а не политический характер.

***

Иудаизм

В отличие от ближневосточного вооруженного противостояния евреев и мусульман, на Северном Кавказе между представителями этих религий противоречий нет. Один из древнейших центров распространения иудаизма — Дагестан, где живут исповедующие эту религию горские евреи и таты. До советской власти в южном Дагестане насчитывалось несколько сотен иудейских семей и около 30 синагог. Сегодня в Дагестане всего 4 синагоги — в Махачкале, Буйнакске, Дербенте и Хасавюрте. Отсутствие возможности справлять религиозные обряды стало поводом для того, чтобы основная группа татов покинула Дагестан и выехала в Израиль.

Греческое слово "синагога" переводится на иврит как "дом собраний", и синагогой здание становится только благодаря собирающимся в нем иудеям. Сегодня дагестанские эксперты в области религии отмечают тот факт, что иудаизм теряет свое былое влияние. Скорее всего, по прогнозам тех же экспертов, дагестанские иудеи продолжат массово эмигрировать. И втечение ближайших десятилетий иудаизм в Дагестане может прекратить свое существование.

Однако в западной части ЮФО, в частности в Ростовской области, у евреев сейчас нет проблем.

— За последние четыре года у нас вообще все спокойно, даже вандалы не трогают наши синагоги, — рассказывает корреспонденту "ЮР" пресс-секретарь Ростовской еврейской общины Инна Шварцман.

Первые еврейские поселенцы принесли на донскую землю иудаизм во время расцвета греческой колонии Танаис в устье Дона. Краеведы приводят в пример так называемый список горожан Танаиса, найденный при раскопках. В нем встречается 7 фамилий семитского происхождения. Достаточно сказать, что до 20-х годов прошлого столетия Ростов был одним из мировых центров хасидизма — ортодоксальной ветви иудаизма. Хасидов, причем в традиционной одежде и с пейсами, можно встретить на городских улицах Ростова-на-Дону и сегодня.

По информации Ростовской еврейской общины, в ЮФО существуют 28 еврейских общин. Кроме Дагестана синагоги действуют в еврейских общинах Ростова, Краснодара, Нальчика, Дербента, Махачкалы, Волгограда, Астрахани, Сочи.

— Еврейские общины в ЮФО занимаются отнюдь не распространением религиозных идей, так как миссионерская деятельность запрещена в этой религии, а возрождением национальной культуры и традиций, — заявила "ЮР" Инна Шварцман.

***

Христианство

Распространение христианства — одно из проявлений международных связей на Кавказе. Связь с Византией предопределила православную модель жизни России, а значит и части Северного Кавказа. Первые материальные памятники, свидетельствующие о распространении христианства, относятся к 1 веку н. э. Среди местных народов некоторые мусульманские (например, кабардинцы) издревле принадлежали к христианским родам.

Развитие исторических событий (ослабление Византии, монголо-татарское нашествие, распространение ислама) привело к угасанию христианства на Северном Кавказе после 12-13 веков.

Возрождение его начинается со времен царя Иоанна IV Васильевича (Грозного), когда, после взятия Астрахани, русское казачество, стремившееся к новым окраинам, поставило там свои передовые форпосты.

Сегодня, помимо традиционно православных славянских регионов ЮФО, островком христианства на Северном Кавказе является Северная Осетия, 70 процентов населения которой исповедуют православие (подробнее — на стр. 5).

Самая большая епархия, объединяющая 6 регионов, в том числе Чечню и Ингушетию — Ставропольская и Владикавказская. Кстати, прихожане из Южной Осетии также относят себя к этой епархии и предпочитают креститься здесь. А вот православные приходы Дагестана пребывают в ведении Бакинской епархии, которая находится в Азербайджане.

— В Чечне мы поддерживаем православных людей, которые там остались, их более 3 тысяч, — рассказал "ЮР" пресс-секретарь епархии Евгений Бронский.

— В Грозном начато восстановление Михаило-Архангельского храма, проходят службы.

***

Ислам

Распространению ислама на Юге России способствовали арабские миссионеры, а также военно-политическая экспансия Османской империи. Процесс исламизации адыгов, черкесов и кабардинцев начинается с 15-го века. До этого главным исламским центром на Кавказе был Дагестан.

Исламские религиозные организации преобладают в 5 субъектах ЮФО (Дагестан, Ингушетия, КЧР, КБР и Чечня). В настоящее время зарегистрирована 961 мусульманская религиозная организация, более половины из них находятся в Дагестане. В Карачаево-Черкесии — 103, Кабардино-Балкарии — 99, Чеченской Республике — 29, Адыгее и Ингушетии — по 16, Северной Осетии — 11, Калмыкии — 6.

При этом количество мусульманских организаций, по сравнению с иными конфессиями, растет самыми быстрыми темпами. В начале 1990-х годов началось массовое строительство мечетей. Поданным комитета по делам религий, к середине 2005 года в Дагестане действовало 1766 мечетей и 38 молитвенных домов. Поданным Минюста России, в ЮФО действуют 28 исламских духовных образовательных учреждений. Но финансируются они довольно слабо, в результате чего исламская молодежь вынуждена обучаться за рубежом. Это создает предпосылки для внедрения нетрадиционных направлений, так называемой "арабизации" ислама на Юге. Еще одна специфика религиозной ситуации в Дагестане — большое количество верующих, совершающих паломничество, — умра и хадж.

Этой осенью в столице Чечни должны завершиться проектные работы по строительству одной из крупнейших мечетей в России — на 5 тысяч человек. Образец — один из храмов Турции. Представитель духовного управления мусульман Чеченской Республики Адес Хатиев объявил, что мечеть будет возведена на том месте, где стояло здание республиканского правительства, разрушенное во время боевых действий.

***

Комментарий

Директор Центра системных региональных исследований и прогнозирования РАН Виктор Черноус, г. Ростов-на-Дону:

— В церковной версии христианство на Юг России было привнесено еще Андреем Первозванным в 1 веке нашей веры. Ислам приходит к нам в 7 веке из Ирана. И та, и другая религии впитали в себя традиции местного язычества. Если взять Осетию, то там переосмыслены многие культы православия. То же самое произошло с исламом. Сегодня строится много мечетей. Но подлинного духовного усвоения религии нет, нет соответствующих религиозных кадров. Отсюда раскол нашего ислама. Идет наступление и нетрадиционных направлений христианства. Религиозная картина крайне запутана и очень сложна. В девяностых годах на Северный Кавказ приезжало много разных учителей, которые были проповедниками радикальных идей. Сегодня ситуация изменилась в пользу традиционных религий. Между православием и исламом здесь отношения, конечно, не идеальные, но достаточно терпимые.

***

Религиозные организации, официально зарегистрированные на территории ЮФО

Русская православная церковь (РПЦ) -1131

Ислам – 961

Евангельские христиане-баптисты – 231

Христиане веры евангельской-пятидесятники – 166

Адвентисты седьмого дня – 126

Свидетели Иеговы – 118

Евангельские христиане – 90

Буддизм – 48

Римско-католическая церковь – 43

Иудаизм – 28

Старообрядцы – 24

Армянская апостольская церковь – 24

Лютеране – 14

Сознание Кришны (вайшнавы) – 13

Русская православная церковь за границей – 11

Евангелическо-лютеранская церковь – 11

Молокане – 10

Неденоминированные христианские церкви – 9

Новоапостольская церковь – 7

Методистская церковь – 6

Церковь Полного Евангелия – 5

Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны) – 5

Церковь Божией Матери державная – 4

Церковь Последнего завета – 4

Истинно-православная церковь – 3

Евангельские христиане в духе апостолов – 3

Харизматические церкви – 3

Пресвитерианская церковь – 2

Армия Спасения – 2

Вера Бахай – 2

Ассирийская церковь – 2

Российская православная автономная церковь – 1

Церковь Христа – 1

Караимы – 1

19.09.2005

Источник: Южный репортер (Ростов-на-Дону)

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама