Скрытая на задворках производственной территории завода "Динамо" совсем небольшая, по московским меркам, церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Старом Симонове с Восточной улицы не заметна вовсе. Случайные прохожие, идущие от станции метро "Автозаводская" , может быть, даже не подозревают о существовании этого скромного с виду строения. Между тем, в России найдется совсем не много храмов, столь же древних и так промыслительно связанных с историей нашей страны и Церкви,
Маленькой церкви в заводском закоулке никак не сравниться по вместимости и посещаемости с соседним футбольным стадионом "Торпедо". Но завтра в ней будет особенно многолюдно. У храма престольный праздник: Рождество Пресвятой Богородицы Небесной Заступницы Руси. А еще на Старом Симонове отметят очередную годовщину основания церкви ни много, ни мало 635-ю по счету. И, разумеется, молящиеся непременно вспомнят о том, что 21 сентября (8-го по старому стилю) исполняется 625 лет Мамаеву побоищу на Куликовом поле.
Особо массовых и пышных торжеств по случаю столь знаменательных дат не намечается. Архиепископ Арсений и епископ Вениамин отслужат праздничную Литургию. Будет крестный ход, прозвенит символический удар в новый большой колокол на пока еще недостроенной колокольне из-за постоянной нехватки средств растянувшееся с конца 80-х годов восстановление храма идет не так быстро, как хотелось бы. На праздник приедет брянский губернатор Н. В. Денин. Люди, конечно же, помолятся у братской могилы в храме, совсем недавно покрытой дубовой сенью на чугунную, знаменитого каслинского литья, как было до революции, денег опять не хватило. Когда-то почтить память тех, кто лежит здесь приходили великие князья Московские, русские цари и российские императоры от святого благоверного князя Димитрия Донского до святого новомученика Николая Второго.
Эта двухместная усыпальница братская в буквальном смысле слова. Здесь примерно на трехметровой глубине покоятся кровные и духовные братья, местночтимые московские святые преподобномученики Александр и Андрей. Иноки Троице-Сергиева монастыря, чей подвиг церковь молитвенно вспоминает сегодня, накануне праздника Рождества Пресвятой Богородицы, приняли мученический венец в один день 21 сентября (по новому стилю) 1380 года на поле брани у реки Непрядвы.
Там ровно 625 лет назад случилось самое знаменитое и страшное единоборство в летописи русского оружия. У дубовой рощи на Куликовом поле троицкий схимонах старец Александр погиб, как воин-мученик, поразив потомка печенегов непобедимого ордынского батыра Челубея.
История этого события мистически связана с праздником Рождества Богородицы. В конце 60-х годов XIV века наш самый почитаемый национальный святой игумен Земли Русской преподобный Сергий Радонежский с неохотой отпустил из монастыря своего племянника, ученика и предполагаемого преемника Феодора, пожелавшего основать новую обитель. В глухих девственных лесах на месте нынешней промзоны игумен лично помогал Феодору строить первую деревянную церковь будущего Симонова монастыря, сам выкопал пруд, просуществовавший до 30-годов XX столетия. 21 сентября (по новому стилю) 1370 года храм был освящен Сергием в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Через 10 лет великий князь Дмитрий Иванович, готовясь к войне с темником Мамаем, испросил у своего духовного отца св. Сергия благословения на битву, а заодно и двух старцев Александра и Андрея для укрепления войска. В миру схимники были брянскими боярами и прославились во многих сражениях как доблестные ратники и опытные военачальники. Словом "старцы" обозначалась их принадлежность к монашескому чину, хотя, конечно, иноки уже достигли весьма зрелого возраста: в то время им, вероятно, было лет по 50 55. Преподобный Сергий предрек Дмитрию победу и благословил старцев на битву до крови и смерти. Так как ратное послушание было необычно для монахов, они отправились в воинский поход под своими мирскими прозвищами: Пересвет и Ослябя.
Путь иноков и великокняжеской дружины к победе и вечности пролегал мимо недавно построенной симоновской церкви Рождества Богородицы. Московская рать, к которой присоединялись отряды из других русских земель, уходила в Дикое поле, . сжигая за собой мосты...
Субботним утром 21 (8) сентября на Куликовом поле батыр Челубей, победивший до этого на разных поединках три сотни бойцов, выехав перед мамаевым войском "двунадесяти языков" (в нем были даже фряги-генуэзцы из Кафы), вызвал на бой лучшего русского воина, надеясь победой сломить боевой дух противника. Вызов принял уже умерший для мира монах Пересвет. Подобно библейскому царю Давиду, он вышел на бой, облаченный в монашеское одеяние с вышитым на головном покрывале крестом. В короткой смертельной схватке погибли оба. В тот день не дожили до победного конца битвы и Ослябя с сыном Яковом. Израненный князь Дмитрий, сражавшийся в одежде простого воина, только чудом остался в живых.
После сражения русские воины вырубили дубраву, чтобы сделать долбленые колоды для павших на поле брани наиболее именитых витязей. В таких гробах Пересвет и Ослябя были преданы земле рядом с симоновской церковью Рождества Богородицы.
Храм Рождества Богородицы и Симоновский монастырь пользовались особым расположением великого князя и московского святителя и чудотворца митрополита Алексия. Духовник Дмитрия Донского настоятель Феодор вскоре был рукоположен в архиепископы на важной Ростовской кафедре, стал видным церковным и государственным деятелем, выполнял ответственные дипломатические поручения в Царьграде, а после кончины был причислен к лику святых. Вторым после святого Феодора игуменом был начинавший здесь свое подвижническое служение еще один великий святой преподобный Кирилл Белозерский, основатель одного из главных духовных центров русского православия Белозерского монастыря. В храме Рождества Богородицы и Симоновом монастыре работал известнейший иконописец Дионисий. Постриг в этом монастыре, разделенном со временем на Старый и Новый, принимал митрополит Московский святитель и чудотворец Иона. В 1509 году церковь была перестроена в камне (сейчас древнее ее только построенные в XV веке кремлевские соборы).
После революции храм был закрыт, а его здание передано заводу "Динамо". Церковь переоборудовали в компрессорный цех. Мощные агрегаты были установлены почти у самой могилы.
В преддверии 600-летнего юбилея Куликовской битвы вопрос о возрождении исторического храма подняли видные представители отечественной культуры: художник П. Д. Корин, писатели В. Г. Распутин и В. Н. Крупин, скульптор В. М. Клыков, публицист Ю. М. Лощиц, космонавт В. И. Севастьянов. Решение принималось на самом высоком уровне. В течение ряда лет подвижники-добровольцы, ставшие затем прихожанами, превращали компрессорный цех сначала в музей, а потом в храм. В 1989 году церковь Рождества Пресвятой Богородицы стала едва ли не первым московским храмом, возвращенным Церкви.
В 90-е годы усилиями приходской общины, настоятеля протоиерея Владимира (Силовьева), священников Сергия (Соколова), Владимира (Стройлова) и Валерия (Мешкова), при поддержке благотворителей в храме возрождена литургическая жизнь, реконструировано историческое церковное здание с частичным восстановлением палехской росписи стен, приобретены иконы, сделаны иконостасы. Как уже говорилось, завершается воссоздании колокольни, на средства Брянской области отлит большой колокол "Пересвет" , над могилой преподобномучеников установлена дубовая сень. При храме действуют воскресная школа (одна из первых в стране) и военно-патриотический клуб "Пересвет М" , созданы библиотека духовной литературы, аудио- и видеотека, построена крещальня по древним образцам. Посильная помощь оказывается двум храмам на Куликовом поле и школе в селе на берегу Непрядвы в Тульской области.
С принятием после революции григорианского календаря неофициальный памятный день Куликовской битвы зачем-то перенесли на 8 сентября по новому стилю. Наверное, в атеистическую эпоху сочли целесообразным развести по времени это великое историческое событие с праздником Рождества Богородицы. По крайней мере, годовщины Октябрьской революции всегда отмечались по противоположному принципу. Сомнительная традиция в целом сохраняется до сих пор. А в этом году, очевидно из соображений политкорректности, на государственном уровне о 625-й годовщине сражения, кажется, вообще забыли разве что на телеканале "Культура" прочитали небольшой блоковский цикл "На поле Куликовом". Высокие государственные мужи теперь без тени смущения повторяют бездоказательную трактовку Л. Н. Гумилевым Куликовской битвы как мелкой междоусобной стычки улусов и мурз Золотой Орды. Своей очереди на официальное одобрение ждет экстравагантная гипотеза одного широко тиражируемого математика о том, что Дмитрий Донской это "псевдоним" разрушившего Москву хана Тохтамыша.Тогда Мамаево побоище можно будет окончательно предать забвению. Забыли ведь еще более значительную и судьбоносную для России и Европы победу воеводы Дмитрия Хворостинина над войском крымских татар и турок в кровавом трехдневном сражении при Молодях под Серпуховом, хотя было это в гораздо более близком для историков 1571 году. Чтобы этого не случилось, прихожане храма на Восточной улице молятся сегодня местночтимым святым преподобномученикам Александру и Андрею.
20.09.2005
Источник: Московская правда