ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Церковь на распутье

Священник Алексей Лопатин :: 21 сентября 2005

Будет ли услышан голос староверов в современной России?

Прошло почти два месяца со дня скоропостижной кончины Митрополита Московского и всея Руси Андриана (Четвергова), главы Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ). Теперь, когда Церковь живет в ожидании Освященного Собора, намеченного на 16 октября, самое время поразмышлять о будущем старообрядчества.

Главный вопрос, который сегодня обсуждается не только среди староверов, в обобщенном виде формулируется так: будет ли продолжено движение Старообрядческой Церкви к большей открытости, начатое

Митрополитом Андрианом, или произойдет возвращение к изоляционизму?

То, чего удалось достигнуть владыке Андриану за время его краткого первосвятительского служения во взаимоотношениях с Российским государством, можно назвать решительным прорывом. Когда новый Митрополит только встал у кормила Церкви, эти отношения находились в точке замерзания. Но вскоре старообрядческого Митрополита включили в состав Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте России. Перед владыкой Андрианом открывались двери приемных и градоначальников, и губернаторов, и полномочных представителей президента. Наглядным успехом Митрополита на поприще взаимодействия с властями стал визит Юрия Лужкова в Рогожскую слободу.

Владыка Андриан много встречался с архиереями Русской Православной Церкви

(РПЦ), пытался выстроить такие взаимоотношения с Московской Патриархией, чтобы действенно решать проблемы, возникающие в межцерковных отношениях, и наладить взаимодействие по вопросам социального служения.

При жизни владыки Андриана даже в его ближайшем окружении постоянно раздавались голоса, требующие предъявить хоть какие-нибудь положительные результаты этих контактов. А результаты медлили, не успевая за темпом инициатив Митрополита.

Примером может служить затянувшаяся история со старообрядческим храмом в Самаре. Администрация города, имея возможность восстановить историческую справедливость и возвратить Старообрядческой Церкви старообрядческий же храм, отобранный советской властью, требует предоставить письменное согласие на возвращение, подписанное архиереем РПЦ, архиепископом Самарским и Сызранским Сергием (Полеткиным). Но архиепископ, не имея на старообрядческий храм ни прав собственности, ни, впрочем, претензий, не торопится выразить свое отношение и оказать староверам обещанную помощь. В этой непростой ситуации Митрополит Андриан вынужден был обсуждать "самарский вопрос" с полпредом президента Сергеем Кириенко. К сожалению, он так и не дожил до того дня, когда самарским староверам разрешат молиться в храме, а не на улице.

К тому же число староверов, не понимающих, чего ради нужны эти контакты, довольно велико. Думается, все это побудит нового Митрополита ограничить контакты с РПЦ только взаимодействием с Комиссией по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством при Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата. Сегодня это представляется разумной золотой серединой, так как позволит снять упреки к Митрополии в трате сил на многочисленные бесплодные встречи с представителями РПЦ и поможет заглушить недовольство радикально настроенных староверов.

Это послужит некоей лакмусовой бумажкой для проверки заявленных на Архиерейском Соборе РПЦ 2004 года направлений развития отношений со староверами. Способна ли Комиссия по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством продемонстрировать реальные результаты декларируемой политики? Или возобладает снисходительно-небрежное отношение к староверам и расцветет изрядно подернутый плесенью миссионерский аспект единоверия как еще одного мертворожденного дитяти РПЦ?

Когда же внешняя церковная активность снизится, скорее всего и власти, особенно на местах, также сократят свои контакты со старообрядцами или по крайней мере снизят их уровень. В конце концов РПСЦ окажется на уровне начала 2004 года, когда добиться встречи с представителями власти было очень сложно, а в некоторых случаях даже невозможно. Некоторое время староверов по привычке еще будут приглашать на различные мероприятия. Но если новый Митрополит не станет их посещать или, приходя туда, будет делать некорректные заявления, то эти двери перед ним закроются.

Возможно, новый Митрополит попытается продолжить курс владыки Андриана и захочет сохранить контакты со СМИ. Но если не будет информационных поводов для этих контактов, то репортажи примут культурологический или этнографический характер. За краткое время первосвятительства владыки Андриана многие старообрядцы, а особенно молодежь, привыкли к регулярному поступлению информации и свободному ее обсуждению. И вряд ли какие-нибудь меры, в том числе и репрессивные, заставят их отказаться от этого достижения.

Ловлю себя на мысли о том, что чем больше приходится рассуждать о будущем Старообрядческой Церкви, тем очевиднее становится масштаб потери. Вот, например, характерная черта владыки Андриана: он стремился не пропускать даже, казалось бы, незначительных культурных или научных мероприятий, связанных со старообрядчеством.

Он объехал все епархии РПСЦ, в том числе те, в которых до него не бывали главы Старообрядческой Церкви. Но будет ли новый Митрополит столь же активен? Возьму смелость предположить, что, как в прежние времена, внебогослужебная церковная деятельность станет уделом немногих заинтересованных в этом священнослужителей и мирян.

Митрополит Андриан много внимания уделял молодежи, ее вовлечению в церковную жизнь. Достаточно сказать, что по его инициативе при Митрополии вновь открылось Духовное училище и организован Молодежный отдел.

Недостаток священников -извечная беда Старообрядческой Церкви. Владыка Андриан постоянно призывал священников к поиску достойных кандидатов на священные степени, подавая при этом личный пример. За полтора года своего первосвятительства он рукоположил двух епископов, более 20 священников и 15 диаконов. Но, несмотря на все усилия, до окончательного решения кадровой проблемы еще далеко. И будущий Митрополит непременно с ней столкнется.

Многое из своих планов Митрополит Андриан осуществить не успел, хотя и сделал немало. Осуществит ли преемник планы своего предшественника, захочет ли трудиться на той же ниве? До Освященного Собора на этот вопрос, разумеется, не будет ответа...

В заключение хотелось бы отметить, что труды Митрополита Андриана на благо РПСЦ намного опередили нынешнее состояние старообрядчества. К этому староверы были не готовы. Но современность бросает Церкви все новые и новые вызовы, не обращать внимания на которые она не имеет права. Митрополит Андриан хотел, чтобы проповедь старой веры вновь была слышна в России. И следующий старообрядческий Митрополит, кто бы им ни стал, во многом будет вольным или невольным продолжателем начинаний владыки Андриана. В противном случае очередной шанс на возрождение Старообрядческой Церкви будет потерян и ее голос не будет услышан в России.

***

Священник Алексей Лопатин -руководитель Информационно-издательского отдела Русской Православной Старообрядческой Церкви.

***

Из досье "НГР"

Митрополит Московский и всея Руси Андриан (Александр Геннадьевич Четвергов) родился 14 февраля 1951 г. в старообрядческой семье в Казани. В 1974 г. окончил Казанский авиационный институт. Получил также начальное художественное образование. По окончании института работал в должности инженера-конструктора сначала в ЦКБ оптико-механического завода, позднее – в СКБ спортивной авиации. В 1980 г. женился на Наталье Александровне Штриневой, происходившей из рода нижегородских старообрядцев.

В 1986 г. оставил светскую работу и начал трудиться при старообрядческом храме в Казани. Принимал деятельное участие в реставрации церковного здания и изготовлении иконостаса. Впоследствии был избран председателем церковной общины. С 1995 г. попробовал себя в качестве иконописца. Написал иконостас для храма в Екатеринбурге. Спроектировал и изготовил конструкцию иконостаса для новопостроенного храма в Новосибирске, написал для него часть икон. В 1998 г. овдовел, имея сына и двух дочерей.

17 октября 1999 г. посвящен в сан диакона. Тогда же Освященный Собор включил его в список кандидатов в епископы. 14 мая 2000 г. посвящен в сан священника. В следующем году был пострижен в монахи с именем Андриан. 29 апреля 2001 г. в храме Покрова Богородицы на Рогожском кладбище в Москве возведен в сан епископа и определен на Казанско-Вятскую епархию. 9 февраля 2004 г. Освященный Собор РПСЦ избрал епископа Андриана Митрополитом Московским и всея Руси. Распоряжением Владимира Путина от 2 сентября 2004 г. Митрополит Андриан был введен в состав Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте России. Скоропостижно скончался 10 августа 2005 г. во время Великорецкого крестного хода в Кировской области.

***

Следующий старообрядческий Митрополит во многом будет вольным или невольным продолжателем начинаний владыки Андриана

21.09.2005

Источник: НГ-религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама