ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Верую – помоги моему неверию....

Вячеслав Рыбаков :: 23 сентября 2005

Обувь для взгляда свысока

Уже не в первый раз я публично заявляю, что почти во всем согласен с Александром Мелиховым. Его тезисы, заявленные в заметке "Погибая, нужно грезить о будущем" ("ПЧП", N 35 за 2005 год), представляются мне точно и безупречно выверенными, как кристаллы. Однако даже кристаллы начинают переливаться разными цветами, если смотреть на них то под одним, то под другим углом.

Действительно, растиражированная у нас в перестроечные и раннеельцинские времена псевдодемократическая точка зрения – если дать каждому невозбранные возможности заботиться лишь о себе любимом, то все наилучшим образом позаботятся обо всех, и, таким образом настанет общее благо, – рухнула с треском. Теперь ее могут отстаивать лишь те, кто на ней сильно нагрел руки и продолжает их греть, а потому с легкостью не обращает внимания на действительность. Однако же альтернативная точка зрения – заставлять всех быть бескорыстными апологетами общего блага – рухнула несколько раньше с не меньшим треском. Ничего тут не попишешь. Умерла так умерла.

"Демократы" предлагали воспитывать нового человека тем, что за все ему с детства платить: за хорошие отметки в школе, за то, что маме дал лекарство во время сердечного приступа... "Коммунисты" предлагали воспитывать нового человека тем, что с детства его за все наказывать: сечь за плохие отметки, прорабатывать на общих собраниях за то, что не дал маме лекарство... Поведение ущербных, психически травмированных людей! В итоге "коммунистического" и "демократического" воспитания детей в стране почти не осталось. А те, что кое-как еще рождаются, в огромной массе своей ненавидят и коммунистов, и демократов одинаково презрительной ненавистью, инстинктивно чувствуя, что и те и другие в равной степени стараются лишить их души.

А что такое душа? А это способность стараться быть хорошим и не с перепугу, и не в расчете на мзду. А что такое быть хорошим?

Человек – животное стадное, и поэтому задолго до того, как он придумал письменность или даже речь, во всех человечьих стадах мало-помалу хорошими стали считаться те качества, которые облегчают и делают менее болезненным совместное проживание, а плохими – те, что затрудняют его и делают более болезненным. Иначе не может быть. Хорошее и плохое нельзя поменять местами, нельзя назначить плохое хорошим и наоборот. Вопрос лишь в том, из каких соображений человек ведет себя хорошо? Если не с перепугу и не из выгоды, то зачем?

Например, чтобы не погубить свою бессмертную душу. Или чтобы быть похожим на Павку Корчагина. А может, чтобы Родина процветала и крепла. Или чтобы астральное тело Земли не вывернулось наизнанку. А то ради светлого будущего человечества. Стимулов такого рода немало, но все они при всех их различиях в одном одинаковы – и в системе ценностей розог, и в системе ценностей дензнаков они в равной мере выглядят надуманной ерундой и уделом психов. Однако и без долгих умствований, просто окинув коротким взглядом последние десятилетия, нетрудно убедиться: если люди думают лишь о том, как бы увернуться от порки, если они думают лишь о том, как бы урвать кусок понажористей, они равно перестают быть хорошими и становятся социально опасными, становятся разрушителями. По-настоящему хорошими люди способны быть только ради той или иной надуманной ерунды.

Советские люди были в значительной своей массе хорошими, вот что поразительно! Да, у них были свои загибы, свои области равнодушия и нетерпимости, и, вообще, ангелами людей ни одна выдумка не сделает... Но нематериальные стимулы совершать лично невыгодные, но общественно нужные поступки у них были. В значительной степени стимулы эти базировались на общинных ценностях досоветского еще периода – но это не умаляет их ценности, а, напротив, добавляет им аромат столетий. Историческая преемственность играет тут очень важную роль. Поэтому основную часть советских людей составляют русские люди. Только не надо путать этническую идентичность с цивилизационной. Вечный вопрос: А. С. Пушкин – он русский или эфиопский?

По-моему, живи он в двадцатом веке – из него получился бы отличный советский человек. Не хуже Высоцкого, а может, даже лучше. Эпатировал бы, буянил, благоговел перед Красной Армией, издевался над старцами из Политбюро и тут же писал что-нибудь вроде "Но твердым манием вождя среди болота и дождя воздвигся град. Звать – Байконур. На перепутии культур он гордо..."

Александр Мелихов, по-моему, несколько не прав в одном: народ "советские люди" все еще существует в рассеянии. Их весьма много среди старшего, вымирающего поколения. Их довольно много среди поколения среднего. И каким-то чудом они чуть ли не в промышленных масштабах заявляют о себе даже среди молодежи. Беда в том, что ни одной иной системы ценностей, помимо советской, в рамках которой общественное благо ценилось бы по крайней мере не меньше личного, развитие российской культуры на данный момент так и не дало.

Беда в том, что всякий вздох "советских людей" и всякое покряхтывание тут же используются в своих конъюнктурных целях "коммунистами" (у коих, как мы помним, одни розги на уме) и "демократами" (у коих, как мы опять-таки помним, дензнаки вместо сердца). И те и другие радикально сходятся в этом пункте: раз у вас, мол, высокие порывы, стало быть, вам за труд можно не платить, вы – дармовые. Только "коммунисты" при этом по старинке называют советских людей правильными, а "демократы", напротив, еще и обзывают всякими нехорошими словами. При этом платить им за их труд демократы все равно не собираются. Беда в том, что правит рассеянными остатками советского народа отнюдь не советский народ. Что "коммунисты", певшие нам о моральном кодексе строителя коммунизма, что "демократы", столь же сладко певшие об общечеловеческих ценностях, своими собственными личностями и семьями как нельзя лучше показывают, какие ценности для них действительно актуальны. Если снова вспомнить о детях, которых в стране почти не осталось, достаточно глянуть на дочерей коммуниста Ельцина и демократа Собчака.

Поэтому проблему, сформулированную Мелиховым, – потребность в возрождении аристократии как носительнице коллективных фантомов, – я бы несколько переформулировал. Потому что такая аристократия все ж таки еще есть (порукою тому существование самого Александра Мелихова и подобных ему озабоченных несобственным благом людей), и, кстати сказать, растворена она среди всех социальных слоев, от шоферов до академиков. Главная проблема – как заразить верой в эти самые фантомы нашу нынешнюю властную элиту, наших бесчисленных рулевых и кормчих, подавляющая часть которых давным-давно уже ни во что не верит и полна поразительных симбионтов "коммунистов" с "демократами" – то есть с готовностью применяет розги для других, а для себя резервирует дензнаки. Так что даже если каким-то чудом весь народ окажется аристократией духа и примется ломить стеною, не прося вообще никаких наград и никакой зарплаты, при этакой элите все равно раньше или позже окажется, что ломил-то этот народ не на государственное и общественное благо, а ишачил на этих ненасытных ...

Возможно ли в принципе сделать такую элиту общественно заинтересованной иначе, нежели треть ее поставив к стенке? Вот вопрос вопросов. Уже потому хотя бы, что даже стенками положения не исправишь – как всегда, приспособленцы извернутся, и расстреливать опять начнут именно аристократов. Тот, кто найдет на этот вопрос ответ, по праву будет увенчан званием спасителя Отечества.

21.09.2005

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама