Если бы не было такого огромного роста доли неверующих, то XX век можно было бы назвать веком ислама. По данным социологов, за последние 100 лет число его приверженцев выросло с 13 до 19, 5 % населения Земли. Большую роль в этом сыграл бурный рост рождаемости у мусульманских народов. К тому же в последние десятилетия в ислам обращены до миллиона европейцев. В Германии, например, из двух миллионов мусульман 170 тысяч немцы. Этот процесс идет повсеместно.
Развитие ислама в Якутии имеет многовековую историю. Вместе с казаками татары и башкиры в качестве толмачей пришли на эту северную землю. А по статистическим данным, представленным губернской канцелярией Департаментом духовных дел Министерства внутренних дел царской России в 1913 году, в Якутии проживали 1172 мусульманина. В июне этого же года зафиксированы два мусульманских молитвенных дома и две русско-татарские школы: в Якутске и Олекминске. Затем наступили долгие годы, когда религиозные убеждения не приветствовались, но люди продолжали веровать в Христа и Аллаха. С началом перестройки началось возрождение веры, в том числе и исламской, а за годы кризиса и миграции в республике сложились достаточно большие диаспоры мусульман, появились и новообращенные мусульмане.
За ажурной оградой чистые заасфальтированные дорожки, разнообразные цветы на клумбах еще больше подчеркивают яркость голубых построек. Стройный минарет высотой около 30 метров венчает резной купол тонкой работы, сооруженный специалистами из Москвы. Большую часть мечети занимает большой молельный зал, на втором этаже расположены административные помещения.
Улыбчивые девушки наводят окончательный порядок к предстоящему празднику. Что-то подкрашивается, где-то вытираются до зеркального блеска окна. Перед кабинетом разнообразные ботинки. За столом с компьютером оживленные мужчины, подписываются последние приглашения на праздник. Мне навстречу поднимается лучезарный человек. Это слово потом не раз будет звучать в его рассказе, и оно лучше всего характеризует председателя мусульманской религиозной организации "Духовный центр" г. Якутска Абдул-Халима Магомедовича Аушева. Мы усаживаемся за маленьким столиком и начинаем неспешную беседу.
Я приехал в Якутию в 1970 году из Грозного. 22 апреля в День рождения Ленина вышел из самолета в Якутске. Здесь тогда было некому сказать "ассалам алейкум" , тяжело было совершать намаз, а ведь где бы ты ни был, должен отдать долг Богу. По профессии я строитель, вот и в республике строительству отдал более 20 лет. Долго работал в Чурапче, каждый год сдавали по объекту. Ни один человек на меня косо не посмотрел. Мои дети здесь родились, школу закончили. И вот уже 35 лет я живу в Якутии, сроднился с якутянами, а республика стала мне по-настоящему близкой и родной.
По мнению многих специалистов-религиоведов, ислам считается одной из самых миролюбивых религий. Между тем в последнее время между исламом и экстремизмом нередко ставится знак равенства.
Это пропаганда. Никогда ислам не был экстремистским, как не было экстремистским христианство. Ни одна религия не разрешает обижать, оскорблять другого человека. Ни один мусульманин не может даже косо посмотреть, не то что убить. Это самый большой грех. Как боевик может быть мусульманином? Это благородная религия. Она несет мир и благоденствие народу, человек становится лучезарным и душой, и телом. Главное же у человека душа. И человек должен заботиться о своей душевной чистоте. Наша религия запрещает алкоголь и наркотики, все, что вредно для человека. Он должен быть чистым, как ангел.
Последний пророк Магомет был послан богом всем народам как подарок. Люди, какой бы ни были нации, хоть русский, хоть африканец, хоть индус, если приняли ислам, если совершают пять намазов день, где бы они ни жили: в Африке, Азии, на Крайнем Севере, братья по вере, по велению Бога. Настолько эта религия сближает народ. Потому боевики не имеют отношения к нашей религии, они первыми в ад пойдут. Бог нас создал, и все мы пойдем к нему, как же мы можем распоряжаться жизнями друг друга? В исламе, как и во всех религиях, это не положено. Жизнь слишком коротка, наша религия говорит, что она настолько скоротечна, как дорогу перейти, такая короткая жизнь на земле, и прожить ее надо правильно.
В прошлом году 11 сентября по телевидению показали передачу "Салам алейкум, Америка". Я поразился: после трагедии молодые американцы принимают ислам. Это показатель того, что люди понимают: ислам не имеет отношения к экстремизму.
Каковы ваши отношения с представителями других традиционных религий?
Бог един. Если было бы два бога, мир не был бы таким красивым, он по своему велению создал такую красоту. Бог огромен, но он один.
Самая близкая к исламу религия христианство. Заметьте, мы одинаково в трудную минуту, в дни несчастий или радости обращаемся к богу. Религии это разные дороги, ведущие к Единому Создателю. Поэтому с религиозными конфессиями у нас самые теплые отношения. Помню, однажды на строительство мечети пришла русская старушка и принесла строителям чай и сахар, сказав: "Пусть ребята чайку попьют. Они храм строят".
Кого объединяет ваша религиозная организация?
Всех, кто проповедует ислам. Это ингуши, чечены, башкиры, татары, таджики, азербайджанцы, турки, дагестанцы... Есть русские и якуты, даже пакистанец. Это более семидесяти тысяч человек по всей республике. Сюда приходят молодые ребята самых разных национальностей и принимают ислам.
Как началось строительство мечети?
Наша мусульманская религиозная организация была зарегистрирована в январе 1996 года. В Сайсарах тогда был молельный дом. В первых числах марта собрались председатели тогда чечено-ингушской, татаро-башкирской, киргизской, таджикской, узбекской и казахской общин и решили построить мечеть. С помощью Бога и местной власти нам выделили участок, и мы начали строительство. Здесь ничего не было, кроме болота. Собрали деньги, устраивали субботники. Каждый внес свою лепту, даже мэр города Якутска выделил кирпичи. А как же. Вот Лужков, например, бывает и в мечети, и в синагоге, и в православных храмах. Ведь мы все жители одного города.
На праздник, официальное открытие мечети ждем гостей из Москвы, из мусульманских религиозных объединений России, представителей правительства республики, мэрии.
С какими трудностями вам пришлось столкнуться?
Мы созданы для перенесения трудностей. В своей жизни я ни одной минуты не роптал на Бога, хотя мне не было шести лет, когда вместе с родными нас выслали из Кавказа в Казахстан. Бог создал людей на Земле, чтобы проверить, что мы можем вынести, кто что заслужит: ад или рай. Дай Бог, чтобы мы все заслужили рай.
23.09.2005
Источник: Якутия (Якутск)