Ватикан собрал доказательства того, что почивший в Бозе понтифик Иоанн Павел II творил чудеса и при жизни, и после смерти
Вряд ли кто сможет сосчитать количество христианских святых. Особенно многочислен сонм "небесных покровителей" у католиков, где не только каждый день в году, но едва ли не каждый час суток связан с именем блаженного или святого. И уже скоро католические святцы пополнятся еще одним именем: Иоанн Павел. В Ватикане полным ходом идет процесс беатификации (причисления клику блаженных) Кароля Войтылы. На днях был обнародован список подтверждений его святости. Главное доказательство, впрочем, и так налицо: покойный понтифик творит чудеса и после смерти. В том числе и политические. В Москве и Риме вновь заговорили на любимую тему Иоанна Павла II -о том, что папе и предстоятелю РПЦ пора бы встретиться и тет-а-тет обсудить разногласия между двумя Церквами-сестрами. А ватиканские теологи пошли еще дальше, решив одним махом воссоединить главные христианские конфессии: уже составляется единый список католических и православных святых. И не приходится сомневаться, что Иоанн Павел II займет в объединенных святцах достойное место.
Смертию смерть поправ
"Путь любви и служения, вопреки человеческой логике" – обозначил Иоанн Павел II в 2003 году на церемонии беатификации заслуги матери Терезы из Калькутты, покровительницы индийских "беднейших из бедных". Сейчас же эти слова можно отнести и к самому покойному Папе Римскому. Есть основания полагать, что его беатификация пройдет в ускоренном режиме (обычно этот процесс занимает несколько лет). По сути, все доказательства святости Кароля Войтылы уже собраны. Прошедшим летом для рассмотрения дела ушедшего из жизни в апреле этого года папы была создана специальная следственная комиссия, члены которой дали клятву тщательно хранить тайну и оставаться непредвзятыми. Еще во время церемонии похорон папы верующие, собравшиеся перед собором Святого Петра, дружно скандировали: "Santo subito! " – "Святой немедленно! " Похоже, в Ватикане с этим девизом согласны. "Жизнь папы протекала на глазах всего мира, – заявил секретарь Конгрегации по делам канонизации святых архиепископ Эдвард Новак. – Сбор всех необходимых для этого документов не представляет особого труда. Весь мир видел, как он умирал, и мы все являемся свидетелями его героической жизни".
По поводу того, как Иоанн Павел II умирал, архиепископ Новак сказал не просто так. На минувшей неделе Ватикан впервые в своей истории обнародовал протокол о последних часах жизни папы. И эти факты тоже говорят в пользу скорого провозглашения Кароля Войтылы святым.
В документе каждая строка вопиет о том, что из жизни ушел не просто глава католической церкви, а святой подвижник. Кароль Войтыла, оказывается, вовсе не впал в беспамятство за сутки до кончины, как утверждалось ранее. Он оставался в ясном уме и твердой памяти до последней секунды, утверждает комиссия. Последними его словами, согласно собранным данным, сказанными по-польски в день смерти, 2 апреля, были: "Дайте мне войти в дом Отца". При этом смертельно больной папа отказался от повторной госпитализации, хотя врачи якобы могли продлить его жизнь еще на несколько дней. То есть, считают в Ватикане, понтифик сам выбрал время своей кончины – в ночь на воскресенье. Это для христиан время сакральное: именно на эти часы приходится таинство воскрешения Спасителя. Предсмертные же слова Иоанна Павла II – не что иное, как вольная интерпретация последних слов распятого Христа, который также обращался к Отцу Небесному. Кроме того, рассекреченный Ватиканом документ подробно описывает все предсмертные страдания покойного папы, и представители Святого престола уже без кавычек называют его смерть мученической. Все это, с формальной точки зрения, дает основания к тому, чтобы максимально ускорить процедуру беатификации Иоанна Павла II.
Чудеса, да и только
Надо сказать, что Ватикан начал процесс по причислению усопшего понтифика к сонму "небожителей" сразу же после его кончины. Хотя согласно церковным законам эта процедура может начаться лишь по истечении пяти лет со дня смерти человека, которого намерены канонизировать. Но, учитывая заслуги Иоанна Павла II перед церковью, его преемник на Святом престоле Бенедикт XVI дал указание начать процесс беатификации досрочно.
Между тем правила причисления клику святых и блаженных установленые еще кардиналом Просперо Ламбертини, будущим папой Бенедиктом XIV, и практически не менялись последние четыре века. Главные критерии: благочестие, подвижничество и подтвержденный факт чуда. Процедура канонизации сложна и обычно занимает немало времени. Она отработана в веках и формально напоминает известную всем процедуру светского суда. Сперва в Ватикан представляется так называемое positio – обширное досье на кандидата в святые, состоящее из документов, которые подтверждают его благочестивую жизнь. Параллельно начинается изучение свидетельств о чудесах, совершенных претендентом как при жизни, так и – непременно! – после смерти. Причем необходимы непосредственные свидетели, способные доказать, что действительно имел место факт чуда. А эксперты обязаны объяснить ненаучную, трансцендентальную природу этих явлений. Иными словами, если, скажем, выяснится, что больной человек, исцеленный благодаря кандидату в святые, принимал в ходе лечения медикаменты, чудо может быть признано экспертами несостоятельным.
Для признания человека блаженным, достаточно подтверждения одного чуда, а вот для полной канонизации меньше чем двумя никак не обойтись. Дело в том, что в католической церкви в отличие от православия существуют две степени святости. Условно – нижняя и верхняя. Сделано это для того, чтобы как можно больше подвижников церкви возвысить в качестве примера для грядущих поколений. Первой, обязательной степенью святости считается беатификация, иными словами -возведение в сан блаженных. После этого через несколько лет может пройти следующая процедура – канонизация. Что, впрочем, необязательно, блаженный может так и не стать никогда святым. Ведь блаженный – это герой местного значения, его почитают в тех местностях, откуда он родом, а вот канонизированный святой – непререкаемый авторитет для всех католиков вне зависимости от места их проживания. Не будем загадывать, через какое время святость Иоанна Павла II, уже провозглашенного верующими святым де-факто, будет признана таковой де-юре. Как уже было сказано, Бенедикт XVI, несмотря на свою репутацию воинствующего хранителя догматов, дал указание кардиналу Жозе Сарайве Мартиншу, префекту Конгрегации по делам канонизации святых, немедленно начать процесс беатификации своего предшественника. Прецедент, впрочем, уже имел место. Для матери Терезы, монашки-албанки из Калькутты, благочестивость жизни которой не вызывала ни у кого сомнения, сам Иоанн Павел II сделал когда-то исключение. Процесс ее беатификации, занявший шесть лет, тоже начался практически сразу после смерти. Есть мнение, что в случае с Каролем Войтылой этот срок будет куда короче.
В Ватикане уже получили сотни писем и электронных сообщений с описанием чудес, совершенных Иоанном Павлом II. Происходили они либо при встрече верующих еще со здравствующим понтификом, либо при посещении его могилы в крипте собора Святого Петра в Ватикане. Все эти показания тщательно собирает польский священник Славомир Одер, готовый представить досье своего соотечественника на процессе. Оппонировать ему будет итальянский патер Джузеппе д'Алонсо, называемый по средневековой традиции "адвокатом дьявола". Его миссия – оспаривать утверждения о совершенных папой чудесах. Участи "адвоката" не позавидуешь, на патера д'Алонсо уже сейчас оказывается такое давление, что он поспешил заверить, что никоим образом не собирается препятствовать процессу беатификации: "Это не мне решать. Я лишь должен установить истину. Если вы хотите знать мое мнение, то оно такое же, как у остальных верующих. Тех, кого мы видели на площади Святого Петра во время прощания с папой".
Итак, какие же чудеса будут включены в "папское досье"? Например, такое: колумбийка Селина Каммерер была прикована к креслу-каталке из-за серьезного заболевания костного мозга. И тут свершилось чудо: "Я молилась Богу, я молилась Иоанну Павлу II, молилась даже после его смерти. И вот в воскресенье я проснулась и поняла, что совсем здорова! С Божьей помощью Иоанн Павел II вылечил меня! " Масла в ватиканскую лампаду еще подбавил врач Альфонсо Раседо Ликона, который признал, что выздоровление сеньоры Каммерер и в самом деле очень впечатляет: "На рентгеновском снимке все так же, как и было. Но она ходит".
Имеется в досье и сообщение о некой польке, которая страдала бесплодием. Врачи утверждали, что она, неспособная по медицинским показаниям иметь детей, взяла и забеременела, едва посетив белоснежную гробницу Иоанна Павла II в Ватикане. Понятное дело, это далеко не полный реестр папских чудес. Свидетели рассказывают, что в 1990 году во время пасторского визита в Мексику папа вылечил наложением рук и молитвой мальчика, больного белокровием. Якобы творил понтифик чудеса подобного рода в туберкулезных лечебницах и лепрозориях далеких стран, не обойдя вниманием и жертв СПИДа... Помогал папа и своим коллегам. Так, итальянский кардинал Франческо Маркисано рассказал, что Иоанн Павел II вылечил его наложением рук от серьезной болезни горла. Вспомнили и о неком американце, которого папа тем же самым методом избавил от опухоли в мозгу.
Если эти и другие чудеса будут признаны каноническими и выдержат критику "адвоката дьявола", досье на Иоанна Павла II двинется дальше по инстанциям и поступит в Конгрегацию по делам канонизации святых. Там дело, которому присвоят собственный номер, изучит уже новая комиссия, задача которой – определить, не имеет ли приписываемое кандидату чудо научного или хотя бы логического объяснения. Если такового не найдется, Конгрегация во всеуслышание подтвердит, что миру было явлено чудо и что оно дело рук данного конкретного лица. Только после этого Папа Бенедикт XVI имеет право скрепить своей подписью и печатью официальный акт о провозглашении имени нового блаженного или святого.
Солдаты веры
"Главным критерием для определения святости является, конечно, чудо, – рассказывает "Итогам" Жорж Декс, французский ватиканист. – Исходя из этого критерия, Сикст V, реформатор института папства, совершил за свой понтификат только одну канонизацию. Провозгласил святым в 1588 году монаха-францисканца Диего, умершего в одном из испанских монастырей в 1463 году. Этого известного мистика изобразил на своем полотне великий Мурильо: священнослужитель левитирует в экстазе над землей, а в это время небесные ангелы готовят на монастырской кухне трапезу для аббатства".
Любопытно, что святой Диего входил в римский календарь святых вплоть до 1969 года. После очередного упорядочения Ватиканом реестра канонизированных этот святой был низведен до ранга святых местного значения... Дело в том, что сегодня в Ватикане предпочитают святых поистине универсального, планетарного масштаба. И таковых находится все больше. Иоанн Павел II поставил рекорд за годы своего понтификата, возведя в блаженные более 1330 человек. За двадцать семь лет польский первосвященник причислил к лику святых около 500 человек. Для сравнения: за четыре последних века, начиная с Папы Климента VIII, понтифики канонизировали всего 302 человека. Большинство из них – мученики Церкви. Кстати, в Ватикан передано обращение от организации Tiberis Custos, предлагающей объявить также и Иоанна Павла II мучеником в связи с покушением на него в 1981 году. Реакция на этот демарш не заставила себя ждать. Кардинал Жозе Сарайва Мартинш заявил, что польского папу очень сложно считать мучеником, поскольку он покушение пережил. Как сказал об ушедшем понтифике префект Конгрегации по делам канонизации святых, "я не сомневаюсь, что если бы его попросили об этом (умереть за веру.- "Итоги"), то он сделал бы это, но этого не произошло". Возможно, что после обнародования обстоятельств кончины Кароля Войтылы кардинал Мартинш свое мнение изменит. Напрямую мучеником покойного папу, конечно, признать сложно – его смерть не была насильственной. Однако процесс беатификации его страдания за веру существенно ускорят.
Наверное, не стоит удивляться возвращению католической церкви к далеким истокам, ведь изначально, в первые века христианства, святыми почитали лишь людей, принявших мученическую смерть. Для польского папы, чей понтификат был пронизан большой политикой, пришелся на падение Берлинской стены и распад советской империи, мучениками стали сперва священнослужители, проповедовавшие в эпоху коммунизма, а потом и те, кто занимался католическим прозелитизмом в заповедной зоне других религий. Прежде всего в Азии. Так, Иоанн Павел II канонизировал оптом в 1984 году в Сеуле Андре Ким Таегона и его 102 корейских спутников-мучеников, в 1988-м в Риме -Андре Дунг Лака и его 118 вьетнамских спутников, в 2000-м в Риме – более 115 мучеников, пострадавших за веру в Китае. "Солдатами веры" назвал их во время канонизации Иоанн Павел II.
"Время компиляторов, с трудом отыскивающих для церкви имена потенциальных блаженных и святых, давным-давно кануло в прошлое, – сказал "Итогам" отец Жан Эвену, один из ответственных в Ватикане за создание нового "Римского мартиролога", официального списка мучеников. – Церковь приобрела новых святых, которые делают нашу веру в Бога еще богаче, еще убежденнее... Сегодня, когда экуменизм стоит на повестке дня, мы открыли наш мартиролог для святых восточных церквей, связанных общей историей и одним толкованием святости с католицизмом. Если хотите, мы в некотором роде возвращаемся к тому единству святых, которое существовало в первые века христианства. Именно поэтому в "Римском мартирологе" можно встретить большое число святых, почитаемых ранее в Константинополе".
Так что идея Иоанна Павла II о сближении и последующем объединении западных и восточных христиан живет. И было бы логично, чтобы в "Римском мартирологе" появилось и его имя.
26.09.2005
Источник: www.itogi.ru Итоги