ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Мусульмане в Европе

Ахмеднаби Ахмеднабиев :: 05 октября 2005

Жители Старого Света сегодня последователей ислама, мягко выражаясь, страшатся. Они, находясь под мощным идеологическим воздействием, воспринимают мусульман как что-то отсталое, разрушительное и пришлое на их земли в течение новейших десятилетий.

Реальная история давних взаимоотношений адептов ислама и европейцев окутана плотным дезинформационным туманом, она в основном рассматривается в негативных ракурсах, в которых есть место лишь этнически ориентированным "кровожадным сарацинам, маврам и туркам" и нескончаемым крестовым походам. Истина же в другом.

Впервые мусульмане появились на европейских землях спустя 100 лет после смерти Пророка Аллаха (мир ему и благословение). В 710 году недостаточно экипированная марокканская армия под предводительством Тарика ибн Зийада, переправившись через пролив Гибралтар (производное от арабских слов Jabal Tariq –"холм (гора) Тарика"), вступила на Иберийский (Пиренейский) полуостров. Есть мнение, что их пригласил обиженный на соседей местный испанский правитель. Гуманное поведение приверженцев ислама тогда настолько поразило местных христиан и особенно иудеев, что они с удовольствием переходили под их покровительство. Как пишет Лион Фейхтвангер: "Многочисленным евреям, бесправным при христианах-вестготах, мусульмане дали гражданские права. Под властью ислама испанским евреям жилось так привольно и хорошо, как не жилось никогда после крушения собственного царства".

Через 8 лет мусульмане, покорив Испанию, вторглись в Галлию (Францию), где в 732 году между городами Туром и Пуатье сошлись с войском франкского короля Карла Мартелла. Хотя эта встреча почти во всех западных анналах ныне описывается как "знаменитая битва, остановившая безудержную экспансию магометан", в реальности никаких баталий не было, ибо мусульмане с целью сохранения линии снабжения армии уже на следующий день оставили поле боя. Таким образом, в течение краткого времени с малыми силами и жертвами под исламское правление перешли территории современной Испании, Португалии, отдельные части южной Италии и Франции.

Встреча миров

Произошел контакт двух цивилизаций, двух образов жизни, в которых главенствующую роль играл религиозный фактор. Палитра государств Европы тогда представляла собой технически отсталые, интеллектуально замшелые, вечно конфликтующие друг с другом крохотные христианские королевства и княжества, где в непримиримом соперничестве столкнулись интересы католического Рима и православной Византии. Мусульманские путешественники, посетившие Старый Свет, в своих повествованиях оставили картины далекой и холодной глуши, населенной экзотическими, отсталыми, безграмотными и нечистоплотными людьми. Более всего их поразило полное отсутствие туалетов, бань и канализации. Ничего удивительного в факте не было, так как в Англии купание считали идолопоклоннической практикой, во Франции – уделом "грязных вассалов и крестьян".

Прошло всего несколько лет, и последователи истины Всевышнего превратили подконтрольные им земли в процветающий регион. Особенно это касалось Испании. Один за другим по планам опытных архитекторов здесь на месте заброшенных или захолустных поселений возводились великолепные города, каких Европа еще не видывала. Только в Андалусии насчитывалось более 90 больших городов. И каждый был уникален и неповторим. И каждый производил что-то свое. В Валенсии, Севильи, Гранаде, Толедо вырабатывались шерстяные, шелковые, парчовые ткани и дорогие сорта кожи с тиснением и позолотой. Другие города славились выпуском стеклянной и бронзовой посуды с рисунками и эмалью, изделий из слоновой кости, амуниции и холодного оружия с филигранной резной отделкой и прочими неповторимыми ремесленными изделиями. Но даже среди этого великолепия выделялась Кордова – резиденция испанского халифа, признанная столица ойкумены того цивилизованного мира. В полумиллионном городе находились 600 красивейших мечетей, около тысячи общественных бань и 50 больниц. Главной его достопримечательностью считалась превосходно отделанная Джума-мечеть, не уступавшая по красоте мечетям Мекки (после изгнания мусульман ее перестроили в христианскую церковь, но здание до сих пор называется La Mezquita – "мечеть"). Филипп Итти в "Истории арабов" писал, что Кордова имела многие мили мощеных дорог, хорошо освещенных ночью, так что люди тут ходили в чистоте и полной безопасности, "в то время как и семьсот лет спустя вряд ли можно было увидеть в Лондоне хотя бы несколько фонарей", а "в Париже и через много веков после описываемого нами времени каждый, кто ступал за порог в дождливый день, оказывался по колено в жидком месиве из грязи, навоза и испражнений". Искусно построенная система образования давала любому возможность получить прекрасные знания. И это ни в коем случае не было привилегией богатых. "Почти каждый в Испании в те дни мог читать и писать, в то время как в остальной христианской Европе, не считая монахов, никто, включая самую высшую знать, не считал, что стоит терять свое время даже на попытку овладеть основными навыками чтения", – отмечал Джавахарлал Неру в своей книге "Взгляд на мировую историю". По-другому и не могло быть, ибо истинные мусульмане всегда исходили и исходят из лозунга, в свое время украшавшего вход в Гранадский университет: "Мир держится на четырех столпах: на учености мудрого, на справедливости великого, на молитвах праведного и доблести храброго". В университетах Испании учились христианские и еврейские студенты, получавшие в них образование, не имевшее аналогов. Более всего как "обиталище наук" опять-таки ценилась Кордова. Город имел несколько крупных университетов с лабораториями, обсерваториями и библиотеками с уникальными манускриптами и богатейшим книжным фондом.

Библиотека одного аль-Хакима II содержала 600 тысяч томов. В самой же Испании ежегодно публиковалось от 70 до 80 тысяч новых книг. Спрос на книги был настолько велик, что множество людей жило одной перепиской редких и ценных рукописей. Когда через четыре столетия (!) в XVI веке король Карл Справедливый основал парижскую Национальную библиотеку, он с большими усилиями смог для нее собрать всего 900 томов, причем треть из них составляли религиозные книги. Пришельцы распахали все невозделанные поля. Через мусульман Европа впервые познакомилась с культурами риса, пальмы, сахарного тростника, тутового, фисташкового, бананового деревьев и прочими дарами природы. Оригинальная система орошения способствовала сбору доселе небывалых урожаев. Со слов французского историка Симона де Сисмонди: "Сельское хозяйство изучалось мусульманами с таким совершенным знанием климата, почвы, развития растений и животных, которое могло происходить только из длительной научной практики". Корабли испанских мусульман быстро и уверенно бороздили моря и океаны, что позволяло вести широкую торговлю и насыщать рынки высококонкурентными товарами. Перечень достижений и успехов мусульман можно продолжить и далее, но можно и ограничиться констатацией факта, что искусство, наука и промышленность никогда не знали такого расцвета под небом Пиренейского полуострова.

Изгнание и последствия

Так продолжалось до конца кровавого периода так называемой реконкисты (испанское La reconquista, от reconquistar – отвоевывать). Война шла за войной, и на VIII веку противостояния на европейской земле не остался ни один адепт ислама: сотни тысяч спешно покинули отечество, не меньшее количество было убито или сожжено на кострах. Пощады не было ни женщинам, ни детям, ни старикам. На смену исламской веротерпимости, исламскому процветанию во всех сферах общественно-политического бытия пришла католическая церковь с инквизицией. Церковь, не говоря о прочих проявлениях нетерпимости, сжигала испанцев даже за хранение книг на арабском языке.

Инквизиция, сочтя все связанное с "басурманами" бесовским промыслом, причислила омовение тела к смертельным грехам, а использование в гигиенических целях горячей воды приравняла к ереси. В результате целые города (и не только Испании) вымирали в дальнейшем от опустошительных эпидемий инфекционных заболеваний. "Когда Кордова вновь вступила на путь христианства после долгого периода свободы (в течение восьми веков), – пишет Леви-Провансаль, – для нее это было началом длительного периода упадка". Настал конец интеллектуальной, творческой и созидательной деятельности региона, пришла пора глубокой депрессии и деградации. Обильные поля высохли, великолепные города обезлюдели, когда-то цветущая Кордова погрузилась в забытье и стала тихим провинциальным городом. Все, что напоминало о мусульманском присутствии, было или стерто с лица земли, или переделано под христианское. Сегодня же о былой мощи и исламском следе в Европе напоминает исключительно топонимика: к примеру, каждый крупный город Испании (даже Мадрид) носит мусульманское наименование. Пример Испании актуален и поучителен в смысле развенчивания подавляющего большинства современных антиисламских мифов. Он показывает, что мусульмане даже в пору своей наибольшей военной, экономической мощи всегда мирно сосуществовали с монотеистами, что каждая цивилизация в своем развитии проходит этапы становления, взлета и падения, что нынешнее благополучие Западной Европы зиждется в том числе и на великом и беспрецедентном мусульманском прошлом.

30.09.2005

Источник: Черновик (Махачкала)

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама