"... Я хотел бы сердечно поблагодарить руководство Балтийской строительной компании, проектировщиков, архитекторов, инженеров, благоукрасителей и всех строителей за понесенные труды, во славу Божию и на благо Русской Православной Церкви с любовью совершаемые... Помощь Божия да сопутствует вам в дальнейших трудах во благо Церкви и Отечества. Да будут жертвы и труды ваши благоприятны перед Богом!"
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
Конная статуя покровителя Санкт-Петербурга Великого Князя Александра Невского навечно заняла свое место на площади перед лаврой еще три года назад. Однако только сегодня можно говорить о полном завершении этого монументального ансамбля: сам памятник "доведен" с помощью чеканки и патинирования, а его основание теперь опоясывают отлитые в бронзе картины, изображающие два великих исторических события Невскую битву и церемонию перенесения мощей святого Александра из Владимира в Петербург 280 лет назад. Завершена многолетняя работа сотен людей художников, искусствоведов, историков, инженеров, рабочих, а также представителей городских властей, духовенства и частного бизнеса. Проект от начала до конца финансировался и возводился силами Балтийской строительной компании (БСК), давно и серьезно опекающей исторические и культурные памятники не только Санкт-Петербурга, но и других русских городов. Мы беседуем с ее основателем и руководителем Игорем НАЙВАЛЬТОМ.
- С городскими властями проблем не было о месте, о размещении монумента?
- Специалисты долго спорили, где должен стоять Александр Невский. Четыре года его делали. И на худсовете города все решения приняли миром все понимали, что памятник нужен.
Памятник получился. Он перекликается со знаменитым "Медным всадником". В бронзовой скульптуре Александра Невского художники воплотили столь необходимый для нашего времени образ: идею державности, православия, национального достоинства. Новый памятник напоминает о том, что Петербург это не только "град святаго Петра" , но и "град святаго Александра".
Автор скульптуры Валентин Козенюк посвятил работе над образом Святого Князя много лет, но претворить его в жизнь не успел... Работу продолжил его ученик Александр Пальмин. Очень помогли ректор Ре-пинки Альберт Чаркин, архитектор Владимир Попов.
- Считается, что БСК сугубо железнодорожная строительная компания... Откуда же у вас, Игорь Александрович, такая любовь к северной столице, к ее архитектуре, истории?
- Правильнее сказать: БСК крупнейшая инвестиционно-строительная фирма России. Все построенное за 12 лет нашего существования могло бы составить средней величины город. Проложили мы путь, но это еще полдела. Еще вокзалы нужно построить, станции, центры управления перевозками, депо. А для тех, кто там работает, кто обслуживает всю эту махину, надо возвести жилые дома, детсады, школы, магазины. Любая железная дорога это город, вытянутый вдоль одной линии. Поэтому заниматься железнодорожным строительством может только многопрофильная компания, с мощным потенциалом. Мы за прошедшие двенадцать лет создали БСК из осколков Минтрансстроя, сохранив традиции и устои, сформированные в течение десятилетий. Считаю, это единственно возможный путь в железнодорожном строительстве.
БСК инвестирует средства в возведение и воссоздание памятников православной духовной культуры России. Если хотите, это часть идеологии нашей компании. На строительстве и восстановлении храмов, которые мы ведем по всей стране, наши сотрудники обретали веру, крестились сами и крестили своих детей. И потом, пришло время отдавать Родине долги.
- Но все-таки главное в работе компании по-прежнему железнодорожное строительство?
- БСК начиналась с реконструкции Октябрьской железной дороги под скоростную магистраль. Сейчас существует проект высокоскоростной магистрали (ВСМ), с отдельными путями только под пассажирское движение. Тогда уже будет возможно развивать скорость до 350 километров. То есть за два с половиной часа от Москвы до Питера, быстрее, чем на самолете, если считать время до аэропорта и обратно. И у меня, конечно, мечта участвовать в строительстве ВСМ.
Ежегодно наша компания строила и электрифицировала более 1000 километров железных дорог. Для этого были созданы специализированные подразделения, которые занимаются устройством земляного полотна, укладкой верхнего строения пути, строительством железнодорожных мостов, путепроводов, монтажом контактной сети, поставкой, монтажом и пусконаладочными работами технологического и энергетического оборудования и связи. Но сегодня объемы железнодорожного строительства резко упали. Я считаю это ошибкой прежнего руководства РАО "ЖД".
- БСК строит по всей стране. Есть ли объекты, которыми вы по праву гордитесь?
- Здание МПС у трех вокзалов, железнодорожный вокзал в Ростове.
Ладожский вокзал в Петербурге это, по-моему, настоящее произведение искусства. Красноярский вокзал. Какой после реконструкции красавец получился! Москвичам хорошо известен стадион "Локомотив" , безусловно, самый современный из отечественных стадионов. Отвечающее всем международным требованиям спортивное сооружение было возведено за два года вместо запланированных пяти.
- Игорь Александрович, правда, что вы со своих доходов платите, как в прежние времена, церковную десятину, то есть отчисляете церкви десятую часть.- Таково было правило русских купцов, заводчиков, предпринимателей. Десятину они несли в церковь, как некий моральный долг русского человека. Мы свою десятину отдаем строймонтажом.
Лет десять назад приходит ко мне батюшка отец Николай, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в Царском Селе. Просит денег на реконструкцию храма. Говорит: я на фундамент уже собрал, а у меня строители украли... Я отвечаю: вот дам денег, а их снова украдут, так лучше я сам все сделаю. Это была первая церковь, которую построила БСК. А сейчас уже около пятидесяти храмов стоит по всей России, которые мы построили или восстановили.
- Где еще в России церкви и храмы, которые строила БСК?
- В Ленинградской области, Самаре, Твери, Белгороде, Карелии, на Сахалине... В Болгарии на Шипкинском мемориале отреставрирована церковь Рождества Христова, в Роттердаме (Нидерланды) стоит храм Александра Невского... Сейчас работаем на реконструкции Иверского монастыря на Валдае.
В Царском Селе на средства компании проведена реконструкция Софийского собора, восстановлен храм Петра и Павла в Любани. Это единственный в России храм, имеющий особый статус храма железнодорожников. Он был построен в 1867 году по проекту архитектора Тона на средства Павла Петровича Мельникова, ставшего впоследствии министром путей сообщения. В 2001 году с благословения Святейшего Патриарха в Москве на высоком берегу у Борисовских прудов начались строительные работы, а в мае 2004 года Патриарх торжественно освятил храм Живоначальной Троицы. Его здание спроектировано в византийском стиле, высота с крестом 70 метров, вместимость до 4 тысяч верующих одновременно.
Но дело не в количестве, а в том, чтобы любое строение от маленькой часовенки до храмового комплекса возводилось с самыми чистыми помыслами и с верой в душе.
- На ваш взгляд, почему Питер не могут привести в порядок так же быстро, как Москву?
- Честно сказать, второго Лужкова в России нет. Наверное, поэтому Москва стала красавицей при Юрии Михайловиче. Но Питер он сам по себе красавец, кое-что делают и сейчас, придет его время, и засияет город Петров, обязательно засияет.
Досье "КП"
Игорь Александрович НАЙВАЛЬТ родился 5 июня 1947 года. Окончил Омский (1968 год) и Иркутский (1978 год) институты инженеров железнодорожного транспорта по специальностям "инженер-механик" и "инженер-строитель". В системе Министерства транспортной строительства прошел путь от мастера до управляющего трестом. Заслуженный строитель России. Почетный транспортный строитель, почетный железнодорожник. Награжден орденами Трудового Красного Знамени, "За заслуги перед Отечеством" IV степени, восемью медалями, семью орденами русской Православной Церкви. Женат, имеет двух дочерей.
04.10.2005
Источник: Комсомольская правда