ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Четвертый Рим и конец истории

Священник Антоний Ильин :: 12 октября 2005

"Два Рима пали, Третий стоит, а Четвертому не быть", – этот одиозный историософский тезис хорошо известен и поныне. Если бы его автор, старец Псковского Елеазарова монастыря Филофей, жил в наше время, что бы он сказал по поводу очередного Рима, появившегося на горизонте европейской истории?

Возможно, сказать ему было бы нечего, поскольку в мире, где даже Церковь возвысила свой голос в защиту мультикультурализма и диалога цивилизаций, проповедь христианского универсализма и соответствующей цивилизационной модели или невозможна, или по иронии судьбы превращается в свою противоположность. Противоположность, поскольку торжество очередного Рима, с неизбежно тотальной идеологией, – это всегда торжество такого мирового порядка, где апостасийность и мессианская самооценка идут рука об руку.

Между миром Ф.Фукуямы и Дж. Буша младшего с одной стороны, и "цивилизационными разломами" С.Хантингтона, напоминающими православному сознанию "цветущую сложность" леонтьевской историософии, с другой, мы однозначно выбираем последнее. Выбираем то, что дает нам хотя бы призрачную надежду на сохранение пресловутой "православной идентичности" в пределах если не гетто то, по крайней мере, той "пилларизации" общества, которая реализована в некоторых небольших европейских странах.

Четвертый Рим, несомненно, явился бы наиболее очевидным метафизическим "концом истории", который для Филофея и Фукуямы означает примерно одно и тоже, за исключением ценностной инверсии. Если для Филофея четвертый Рим апостасиен, поскольку мессианское предназначение отдано им третьему Риму, то есть реализации христианского универсализма в духовно-политическом устроении православного царства, то для Фукуямы этот новый Рим, – исполнение чаяний человечества в торжестве либеральной демократии и свободного рынка.

Хорошо заметно, что у обоих Град земной, при всей соотнесенности с предельными ценностями, самодостаточен: ни Третий ни Четвертый Рим не нуждаются в Новом Иерусалиме, сходящем с Неба и переливающимся разными гранями драгоценных камней, из которых состоят его стены.

Однако, четвертому Риму не бывать, поскольку "конец истории" наступает парадоксально иным образом, а именно, как торжество постмодернистской парадигмы, немыслимой без цивилизационного плюрализма в культуре и многополярности в геополитике. А поскольку традиционное и либеральное мировоззрение призвано в данном контексте к "мирному сосуществованию", исключающему монополию, релятивизм в плане ценностей (если не на словах, то на деле) неизбежен. В общем – "пусть расцветают разные цветы". Третий Рим органично сменяется не четвертым Римом, а новым Вавилоном. Техасское ранчо, таким образом, предстает прибежищем последних романтиков из провинциального прихода, а вовсе не творцов "дивного нового мира".

Но вернемся к Апокалипсису, который отчасти подтверждает сказанное, поскольку в нем Новый Иерусалим противостоит не четвертому Риму, а именно "вавилонской блуднице", то есть эсхатологическое свершение судеб мира, конец и преображение истории происходят тогда, когда метафизический "конец истории", а точнее ee линейной телеологической парадигмы, уже произошел.

Ценностный релятивизм и неизбежная разобщенность постмодернистского Вавилона преображаются подлинным универсализмом Грядущего Царства уже в метаистории, а "вавилонская блудница" терпит поражение именно за отказ от предельных ценностей, за отказ от соотнесенности многого к Единому, за свою очарованность плюрализмом во всех его проявлениях, в чем и состоит, собственно, ее мистический блуд.

Неуклюжие и трагические, но зачастую искренние попытки воплотить идеальный миропорядок небесного Иерусалима в Граде земном, вовсе не есть та искомая апостасия, которую эскэйпистские идеологи напрасно видят в сменяющих друг друга общественно-политических формациях, претендующих на контроль ума и сердца избирателя и налогоплательщика. Полнота времен придет только тогда, когда сами такие попытки уйдут в прошлое, а самореализация автономных индивидуумов (в максимальной степени и наибольшим количеством способов) сможет подменить собой восстановление личности "по образу и подобию Божию" в Теле Христовом.

Согласитесь, мультикультурализм Вавилона соответствует этому гораздо больше, чем навязчивая патерналистская парадигма очередного Рима, с его гражданскими или религиозными добродетелями.

Можно утверждать, что Церковь по разным, в том числе прагматическим причинам, сегодня идет в авангарде этой неизбежной смены парадигм, поскольку апология традиционализма, как не более чем одного из возможных и признанных цивилизационных стандартов, вполне вписывается в контекст постмодернистской риторики (как тут не вспомнить "Три разговора").

Важно главное: вынужденно используя лексику нового Вавилона, не терять из виду, что вызов постмодерна для школьного богословского сознания окажется гораздо более страшной Голгофой, нежели самые жестокие гонения. Станет ли это искуплением интеллектуальных грехов самой "воинствующей" Церкви, которая, в минуты апофеоза, связывая себя тесными узами с очередным земным Градом, порой забывала о том, что ее истинное торжество – в Иерусалиме Небесном?



Автор: священник Антоний Ильин, кандидат богословия, настоятель Свято-Николаевского кафедрального собора в Брюсселе, секретарь Представительства Московского Патриархата при европейских международных организациях.


Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама