ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Религиозная ситуация в регионах (некоторые аспекты)

Андрей Григоренко :: 06 марта 2003

Доклад на конференции "Религия и национальные отношения в России: история, современность, перспективы развития" (Российская академии государственной службы, 28 февраля – 1 марта 2003 г.)

Содержание и характер религиозной ситуации во многом зависит от состояния религиозности населения в регионе, от отношений между верующими и неверующими, от взаимоотношений между приверженцами различных конфессий и вероучений, от характера государственно-церковных отношений, от социально-политической позиции религиозных организаций и отдельных верующих, от взаимоотношений между религиозными и нерелигиозными организациями и структурами.

После обработки информации об указанных факторах, влияющих на характер религиозной ситуации в стране, регионе, на выходе мы получим возможность формулирования определенной, предельно обобщенной, качественной характеристики религиозной ситуации типа: спокойная, нормальная, напряженная, конфликтная и т.д. В социологических исследованиях последних лет в России такие исследования обычно проводились главным образом по заказу местной администрации регионов. Вполне естественно было ее стремление видеть религиозную ситуацию в своем регионе спокойной, нормальной. Поэтому при исследовании большое внимание обычно уделялось массовости социологического опроса, охватывающего максимальное число населения, в том числе и верующих. Но при этом часто в выборке оказываются представленными главным образом те религиозные группы, чье влияние на религиозную ситуацию в регионе наиболее, как предполагается, весомо, значимо. И это закономерно для местной администрации, ибо ее положение в регионе в значительной степени зависит от тех социальных сил и групп, к коим и относятся данные религиозные объединения и общины. Но такое положение чревато тем, что за бортом массового социологического исследования останется положение так называемых религиозных меньшинств, их оценка характера религиозной ситуации, государственно-церковных отношений в регионе. Поэтому массовое социологическое исследование религиозной ситуации в регионе обязательно должно быть дополнено исследованием репрезентативного количества представителей этих религиозных меньшинств.

В последнем случае большое внимание следует уделить изучению мнения экспертов, в роли которых могут быть избраны те люди, которые, в силу своего знания настроений данной религиозной группы, а также всего спектра взаимоотношений этой группы с местным населением, с другими религиозными объединениями, с местными структурами власти в регионе, способны грамотно и компетентно изложить свою точку зрения, свое видение религиозной ситуации в регионе. Такого рода опрос, изучение мнения экспертов, представляющих религиозные группы, относимые к так называемым религиозным меньшинствам, является обязательным условием получения объективной и максимально полной информации о характере религиозной ситуации в регионе. И, напротив, без учета мнения представителей этих групп такая информация не будет носить объективного характера.

Государственный служащий, по заказу которого обычно проводится социологическое исследование религиозной ситуации в регионе, должен быть заинтересован в получении информации от различных групп в своем регионе, в том числе и относимых к религиозным меньшинствам. В случае получения при опросе представителей религиозных меньшинств информации, свидетельствующей о наличии непростых или конфликтных отношений этих религиозных меньшинств с традиционными религиями в данном регионе, с местным населением, с отдельными институтами власти, государственный служащий должен воспринимать ее как своеобразный семафор, красный цвет которого указывает на то, что в регионе не все благополучно с реализацией принципа равенства религии и конфессий. По логике вещей такой государственный служащий должен предпринять все меры к тому, чтобы исключить возможные факты нарушения этого принципа, ибо оно, нарушение принципа равенства религий и конфессий, есть одно из существенных препятствий к достижению в регионах гражданского и социального мира и спокойствия, частью которого, условием которого является в том числе и межконфессиональное согласие.

Опыт социологического опроса посредством анкетирования экспертов, представляющих протестантские меньшинства на территории современной России, был предпринят научно-исследовательским центром "Религия и общество в современной России", который с 1999 г. действует на базе факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета (E-mail: shootin@rednet.ru). В роли экспертов выступили руководители различных протестантских, главным образом евангелистских, религиозных организаций, пасторы этих организаций из различных регионов нашей страны. Опрос проводился в 2000-2001 гг. Были разработаны специальные бланки опроса экспертов, представляющие собой вопросник с закрытыми (т.е. с заранее предложенными вариантами ответов) вопросами. Было роздано 100 таких бланков, на которые ответили 73 человека. Данный экспертный опрос проводился с целью изучения мнения о религиозной ситуации, о характере государственно-церковных отношений в различных регионах нашей страны тех людей, которые, в силу своего положения в религиозных группах, ими возглавляемых, способны поделиться информацией "изнутри". При оценке полученной информации нужно учитывать тот факт, что экспертами были живые люди – со своими чувствами, обидами, эмоциями, амбициями, со своей конфессиональной позицией, что накладывает субъективную окраску на восприятие ими ситуации, на оценку процессов. Поэтому полученная информация опять-таки не должна рассматриваться как окончательная характеристика религиозной ситуации в регионах, но, тем не менее, она дает информацию к размышлению.

На анкеты, повторяю, ответило 73 человека. Полученные ответы дают информацию о мнении лидеров ряда протестантских организаций в различных регионах страны относительно взаимоотношений между возглавляемыми ими группами и другими религиозными и конфессиональными организациями, местным населением или институтами власти на местах. География проживания экспертов весьма широка: это и север, и восток, и юг, и центр России. С точки зрения конфессиональной это регионы с преобладанием как православного, так и мусульманского населения (Татарстан, Башкорстан).

На первый вопрос: "Соответствует ли Федеральный закон "О свободе совести и религиозных организациях" (1997 г.) принципам равенства религий, провозглашенным Конституцией РФ?", – из 73 человека 10 ответили, что "соответствует", 38 человек выбрали ответ "соответствует частично", 19 предпочли ответ "не соответствует" и 6 не ответили вообще на этот вопрос.

На вопрос: "Как вы оцениваете межконфессиональные и межрелигиозные отношения в вашем регионе в настоящее время?", – 15 ответивших предпочти оценку "спокойные", 36 – "напряженные", 18 – "нейтральные", а 4 указали, что это "отношения вражды".

На вопрос: "Изменились ли межконфессиональные и межрелигиозные отношения в вашем регионе в лучшую или в худшую сторону по сравнению с прошлым годом?", – 23 опрошенных предпочли ответ "изменились в лучшую сторону", 13 выбрало позицию "изменилось в худшую", а 37 выбрали ответ "не изменились".

На четвертый вопрос: "Как вы оцениваете церковно-государственные отношения в вашем регионе?", – 34 человека ответило "отношения напряженные", 15 человек остановились на ответе "отношения противостояния" и 24 эксперта выбрали ответ "отношения положительные".

На пятый вопрос: "Изменились ли в вашем регионе взаимоотношения у вашей организации с местными органами власти в лучшую или худшую сторону в сравнении с прошлым годом?", – 19 опрошенных сочло, что "изменились в лучшую сторону", 10 – "изменились в худшую", а основная масса опрошенных – 44 человека – выбрали ответ "не изменились".

На вопрос о "характере взаимоотношений вашей организации с местным населением" 23 эксперта выбрали оценку "доброжелательные", 39 предпочло ответ "нейтральные", 8 – остановилось на ответе "враждебные", 3 человека вообще не ответили.

Отвечая на седьмой вопрос: "Какие конкретные случаи нарушения прав вашей организации имели место?", – опрашиваемые отмечали по несколько "нарушений прав", в связи с чем число ответов, естественно, превысило общее число участников опроса. Чаще всего (29 ответов) отмечался такой вид нарушений, как "сложности с арендой помещений для отправления культа, евангельской и просветительской работы"; 10 опрошенных отметили тот факт, что их организацию "долго не регистрировали"; 3 человека заявили, что их организацию "до сих пор не зарегистрировали"; 4 руководителя религиозных организаций указали на то, что им не "разрешают заниматься благотворительностью"; 10 человек отметили графу с ответом "иные" случаи нарушений. Некоторые в последнем случае указывали и на конкретные виды "помех" их деятельности: не разрешают на местах вести евангелизацию на улицах, заниматься евангелизационной, просветительской деятельностью, служить в тюрьмах и т.д.

И, наконец, 18 человек, которым был роздан опросный лист, на этот вопрос не стали отвечать, что следует интерпретировать как отсутствие каких-либо препятствий, которые могли бы создавать власти для деятельности их организации, а еще 10 ответили, что не могут указать какие-либо конкретные случаи нарушения прав или создания каких-либо препятствий для деятельности возглавляемых ими организаций.

Упущением авторов данного опросника является то, что при составлении возможных альтернативных ответов на седьмой вопрос они не включили такой возможный вариант ответа, как "призыв на военную службу" тех лиц, которые должны быть освобождены от воинской службы по причине их религиозных убеждений или замене ее прохождением альтернативной гражданской службы. Эксперты, отвечая на этот вопрос, исправили упущение авторов анкеты и в рубрике "иные случаи нарушения прав вашей организации" часто указывали ту ситуацию, когда молодым верующим не предоставляли возможность прохождения альтернативной гражданской службы или же пытались призывать на военную службу служителей культа. Таких "поправок" в наших анкетах оказалось 10.

На вопрос: "Были ли угрозы физической расправы в ваш адрес лично (ваших близких) или членов вашей организации по причине веры", – 61 опрошенный ответили "не было", и только 12 ответили, что такие случаи "были".

Не вопрос: "Не подвергались ли вы лично, ваши близкие, члены вышей организации физическому насилию по причине веры?", – 12 опрошенных указали, что "подвергались", а 61 указали, что "не подвергались".

Вопрос "Не было ли актов вандализма или поджога помещений, в которых проводятся ваши собрания" подразумевал два ответа: "были", который выбрало 8 опрашиваемых, и "не было", на котором остановилось подавляющее число экспертов – руководителей религиозных организаций и священнослужителей – 65 опрошенных.

Одиннадцатый вопрос в опросном листе был сформулирован следующим образом: "Не испытывали ли ваши дети, дети ваших прихожан притеснений со стороны администрации учебного заведения, где они учатся?". Ответы распределились следующим образом: "испытывали" – 16 человек, "не испытывали" – 55; 2 человека не дали ответа.

Двенадцатый вопрос: "Не были ли вы или ваши прихожане уволены с работы по причине Вашего вероисповедания?", – вызвал следующую реакцию: 7 человек ответили "были", 55 сказали "не было", 1 не дал никакого ответа.

Тринадцатый вопрос: "Не было ли наложено на вас или ваших прихожан административных взысканий на работе по причине вероисповедального характера?", – подразумевал два ответа: "было" и "не было". Последний ответ выбрало подавляющее большинство участников экспертного опроса – 69 человек. 3 человека заявили, что "были"; 1 не дал никакого ответа.

На вопрос: "Не лишались ли вы и ваши прихожане социальных пособий, стипендий, иных форм материальной помощи по причинам вероисповедального характера?", – 4 опрошенных выбрали ответ "лишались", а 69 – "не лишались".

Пятнадцатый вопрос: "Не испытывали ли вы и ваши прихожане трудностей в трудоустройстве по причинам вашей веры?", – 21 эксперта вынудил остановиться на ответе "испытывали"; 52 опрошенных выбрало ответ "не испытывали".

Вопрос: "Соблюдает ли местная администрация в вашем регионе принцип равенства всех религий и конфессий?", – имел два варианта ответов: "да" и "нет". Ответ "да" выбрало 19 отвечавших, "нет" предпочел 51 человек и 3 не ответили.

Семнадцатый вопрос звучал следующим образом: "Пользуется ли какая-нибудь религиозная организация в вашем регионе привилегиями или поддержкой со стороны местной власти?", – и имел два альтернативных ответа "да" и "нет". Из числа отвечавших 63 человека ответили "да" и 10 предпочли позицию "нет". К числу религиозных организаций, пользующихся поддержкой местных властей, опрашиваемые относили православие или ислам.

Восемнадцатый вопрос: "Как вы относитесь к идее создания в нашей стране государственной религии?", – также имел два альтернативных ответа: "положительно" и "отрицательно". Ответ "положительно" выбрали 2 человека из числа опрошенных, а 71 из них остановился на ответе "отрицательно".

На вопрос: "Появлялись ли в ваших средствах массовой информации материалы, в искаженной форме излагающие принципы вашей веры, формирующие среди населения негативное отношение к вашей организации?", – 51 человек выбрал из двух альтернативных ответов "появлялись", и только 22 человека выбрали ответ "не появлялось".

Вопрос: "Если ваша организация испытывала определенные трудности в осуществлении своих прав со стороны администрации вашего города (села), то какие именно структуры были в этом виноваты?", – предполагал четыре варианта ответов: "органы МВД", "управление юстиции", "управление госимуществом", "иные". Ответ "органы МВД" выбрало 6 опрошенных, "управление юстиции" – 8 человек, "управление госимуществом" – 8 человек; остальные 29 человек написали, что трудности они не испытывали, а 22 человека вообще не ответили на этот вопрос, что позволяет сделать вывод, что они (точнее возглавляемая ими религиозная организация) также не имели существенных препятствий или трудностей в процессе своего функционирования со стороны администрации региона. Таким образом, лишь 20 экспертов – руководителей религиозных организаций из 73 опрошенных пожаловались на такого рода препятствия со стороны местной администрации.

Двадцать первый вопрос имел следующую формулировку: "Не испытывали ли вы трудностей на пути возвращения вам в собственность исторически принадлежавших вашей организации культовых зданий?". В связи с тем, что подавляющая часть религиозных организаций, возглавляемых или представляемых экспертами, которые отвечали на вопросы, была создана и юридически зарегистрирована не позднее, чем 5 лет тому назад, естественно, этот вопрос к ним не мог иметь отношения, поэтому ответ "испытывали" избрали лишь 5 участников опроса, 43 из них ответили "не испытывали", а 25 вообще не стали отвечать.

Последний, двадцать второй, вопрос касался уже гораздо большего количества участников социологического опроса и имел следующую формулировку: "Не испытывали ли вы трудностей при выделении вам земельного участка для строительства культового здания?". 11 участников опроса выбрали ответ "испытывали", 40 предпочли ответ "не испытывали", а 22 ответили, что в связи с тем, что они еще не планировали такое строительство, то и препятствий к этому они не могли испытывать.

Из полученных результатов социологического опроса экспертов – руководителей различных протестантских организаций, главным образом евангельского направления, можно сделать несколько наблюдений относительно тех проблем, которые их тревожат.

Во-первых, в прошлое ушли их недавние тревоги по поводу регистрации их организаций; во-вторых, на первое место среди этих тревог и весьма серьезных проблем, осложняющих деятельность руководимых ими общин и церквей, вышли проблемы, связанные с арендой ими помещений для отправления религиозного культа; в-третьих, это отказ верующим в их праве на альтернативную гражданскую службу и невозможность священнослужителям евангельских церквей получить отсрочку от воинской службы, в-четвертых, СМИ нередко дают необъективную информацию о деятельности и вероучении религиозных организаций. В целом полученные данные свидетельствуют о том, что руководители религиозных организаций настороженно относятся к деятельности государственных организаций в сфере религиозного культа, хотя лишь меньшая часть из них указала на то, что государственные структуры и учреждения создают те или иные конкретные препятствия для нормального функционирования руководимых ими церквей и общин. Что касается взаимоотношений с местным населением., то опять-таки большинство опрошенных экспертов указало на их нормальный, доброжелательный характер. По существу, эти данные свидетельствуют о том, что протестантские организации, относимые к религиозным меньшинствам, главным образом евангелические, находят свою нишу, свое место в жизни российского общества, невзирая на ряд проблем, которые у них возникают во взаимоотношениях с органами власти и местным населением и которые постепенно снимаются по мере их развития.

[Об авторе: Андрей Юрьевич Григоренко, доктор философских наук, профессор факультета социологии СПбГУ, директор Научно-исследовательского центра "Религия и общество в современной России"]

© Фото http://www.political.psychology.spb.ru/

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама