ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

За нашу и вашу свободу совести

Владимир Кржевов :: 20 октября 2005

Обсуждение вопроса, поднятого "Новой газетой" (N 76 от 13.10.2005) в связи с очередным агрессивным выступлением православных фундаменталистов, к величайшему сожалению, не может быть ограничено рамками эстетики либо даже этики, поскольку без всякого преувеличения он является вопросом существования самого государства Российского, сохранения в нем внутреннего мира и спокойствия.

Коротко говоря, позиция протоиерея Дмитрия Смирнова состоит в следующем: среди граждан России 84 %, то есть абсолютное большинство, как он выразился, "позиционируют себя как православные". Поэтому и страна наша православная, и любые деяния, которые могут быть сочтены верующими кощунством либо религиозным оскорблением, есть не что иное, как преступление. Тех, кто совершает нечто подобное, как заявляет добронравный пастырь, "... сначала предупреждают, а потом дают в морду". На поверхностный взгляд все именно так и есть, и здесь не о чем дискутировать: любой здравомыслящий человек согласится с тем, что кощунство и оскорбление чувств верующих недопустимы.

Однако при внимательном и, самое главное, добросовестном, а не фарисейском подходе к этой проблеме нетрудно увидеть, что по сути своей заявленная священнослужителем позиция есть позиция религиозного фундаментализма, а его требования ничем не отличаются от требований тех же пресловутых "ваххабитов". Как и они, г-н Смирнов и иже с ним стремятся к тому, чтобы каноны одного отдельно взятого вероучения, вдобавок определенным образом истолкованные, стали единственным источником права и нравственности для всех граждан государства. Ведь именно религиозный фундаментализм органически неспособен принять разделение жизни на светскую и собственно религиозно-церковную, настаивая на полном их слиянии.

Оставим в стороне вопрос о социологической достоверности приведенного числа православных граждан. И хотя источники этой информации вызывают большие сомнения, а сама названная цифра скорее свидетельствует не столько о реальном положении вещей, сколько о стремлении выдать желаемое за действительное, не будем на этом сосредоточиваться. Дело ведь совсем не в количестве, и для нашей темы абсолютно не важно, 10, 50 или даже 99 % населения исповедуют данную религию. Дело в том, что в центре всего этого обсуждения находится принцип свободы совести. И именно это обстоятельство старательно уводят в тень все, кто пытается настаивать на необходимости скорейшего насаждения православия в качестве основы духовного возрождения России. На это вроде бы могут возразить: да кто же отказывается от свободы совести, мы только хотим оградить чувства верующих от грубых посягательств. Но в этом и состоит главная трудность. Для искренне верующего в истины своей религии человека любая -подчеркиваю, любая иная – вера (равно как и неверие, атеизм) может рассматриваться как оскорбление его чувств и разума.

Дальнейшее очевидно. Поскольку всякая вера так или иначе выражается в определенных символах, полагаемых ее приверженцами священными, а также требует совершения неких публичных ритуальных действий, постольку очень легко представить себе ситуацию, когда некие ретивые сторонники правоверия заявят: "мы" не желаем терпеть рядом с собой капища чужих мерзких богов.

То, что это не отвлеченные домыслы, подтверждают многочисленные факты. Разве не с этими лозунгами "православные граждане" пытались препятствовать строительству индуистского храма в Москве? И разве не этой же логикой руководствуются представители РПЦ, заявляя о нежелательности деятельности представителей иных христианских конфессий на всей территории России, которую они объявляют "канонической территорией" только своей церкви?

Легко увидеть, что каноны определенной веры при этом не имеют ровно никакого значения – совершенно таким же образом в отношении православных могут действовать фанатичные последователи других церквей. Во всех подобных ситуациях цель одна: силой принудить инаковерующих стать ренегатами или уйти в подполье. Исход также известен -мы неизбежно получаем длительный, болезненный и очень трудноразрешимый социальный конфликт.

У человечества есть печальный опыт религиозных войн, "войн за веру" , есть и не менее трагический опыт инквизиции (не только католической, в данном случае имеется в виду церковный институт вообще), огнем и мечом изгонявшей "дурных овец". Во всех подобных случаях вопросы истинности вероучения решались "принуждением заблуждающихся к добродетели" , орудием которого становились церковь и государство. История этих попыток неоспоримо свидетельствует: насилие здесь бессильно, а пролитые за века реки слез и крови привели лишь к тому, что был наконец сформулирован действительно спасительный принцип: "никто не может быть принуждаем к вере".

Его реализация на практике требует, чтобы любая – безразлично, маленькая или большая – религиозная община была лишь строго добровольным объединением верующих и ограничивала отправления своего культа только их кругом. В этом отношении права последователей любых религий (так же, как и права атеистов) на публичное изъявление своих убеждений совершенно равны, и никакая группа не может ущемлять никакую другую. Гарантом соблюдения этих прав выступает светское государство, отделенное от церкви и руководствующееся в отношениях с верующими любых толков одним-единственным законом – законом о свободе совести.

Важно понять, что соблюдение этого принципа не должно знать исключений, чем бы эти последние ни мотивировались – будь то ссылки на историческую и культурную традицию, численное преобладание последователей данной веры или желание способствовать духовному и нравственному возрождению страны. В современном обществе, где теснейшим образом взаимодействуют представители самых разных мировоззрений и традиций, единственным всеобщим нравственным законом может быть только закон толерантности – все другое чревато для человечества самоистреблением, ведь теперь фанатики не мечами орудуют, а бомбами и ракетами, а того и гляди, до ОМП доберутся.

Если же от общих принципов вернуться к тем событиям, которые вновь сделали актуальным обсуждение этой проблемы, следует заметить: никакая религиозная символика не сохраняет своего сакрального характера за пределами той общины, которая разделяет веру в эту сакральность. Проще говоря, икона и крест, либо полумесяц, либо свиток Торы, либо идол какого-либо африканского племени являются религиозными символами не сами по себе и не "вообще всегда и для всех" , а только в контексте того вероучения и того ритуала, которые наделяют их соответствующим смыслом.

И никто не может и не должен требовать в изображении креста видеть обязательно почитаемый священный символ, а не, скажем, орудие пытки – подобно тому, как это утверждали некогда последователи альбигойской "ереси". Чтобы избегать недоразумений по этому поводу, стоит вспомнить старое доброе правило о "чужих монастырях" и "своих уставах". В пределах храма, безусловно, следует уважать ту символику, какая востребована практикуемым там ритуалом. Но в светском государстве территория храма, и только она одна, может быть признана "канонической территорией" соответствующей конфессии. Поэтому, скажем, и неуместно, и противозаконно было бы проповедовать прихожанам христианского храма учение ислама или же пытаться прочитать им научную лекцию о естественном происхождении и эволюции человека – здесь закон о свободе совести охраняет право открыто исповедовать свободно избранную религию.

Но за пределами храма тот же самый закон безоговорочно гарантирует уже иной способ своей реализации. Теперь любой человек волен слушать или не слушать обращенные к нему слова, на свой манер истолковывать значение символов, соглашаться с предложенным суждением или возражать, он только не имеет права навязывать свои мысли, то есть запрещать думать не так, как думает он. Поэтому с университетской кафедры, или в школьном классе, или в залах музея уже священнослужителю или богослову возбраняется преподносить свое учение в качестве сакральной истины и требовать соблюдения его заветов здесь он может говорить только как историк культуры, сравнивать и доказывать, а не проповедовать и обличать.

И уж совсем недопустимы любые попытки объявлять инакомыслие и возвещающие его выступления или действия преступлениями и добиваться от государства репрессий в отношении совершивших такие действия людей. Пока дело идет о мыслях и оценках, запретов, основанных на предпочтении всего лишь одного из бесчисленных возможных толкований, быть не должно. Исключение могут являть лишь те единичные и точно оговоренные законом случаи, когда символика однозначно связывается с преступной практикой, как это имеет место с фашистской свастикой.

Любые публичные акты, совершаемые в пределах отношений между гражданами, то есть не в каноническом, а в правовом пространстве, должны неукоснительно следовать этому правилу. Особый вес оно приобретает в тех случаях, когда своими мыслями делится с массовой аудиторией глава государства или иные члены государственного аппарата. В личной жизни они могут исповедовать любую веру, но в качестве должностных лиц обязаны строить свои отношения со всеми конфессиями без малейшей предвзятости, то есть так, как того требует закон. Все иное – от лукавого. Что же нам теперь, в самом деле, крестовый поход объявить против тех, кто, например, видит в христианском предании и его символике не описание действительных событий, а всего лишь исторический миф?

Подумайте, сколько миллиардов людей на планете не являются христианами и, следовательно, либо вообще ничего не знают об Иисусе Христе, либо относятся к рассказам о нем как к чему-то далекому и чуждому. Но мы живем в христианской стране – слышу я обыкновенно в ответ. Так ли? Страна наша исторически многоконфессиональная, равно как и все человечество, и это – основополагающий факт, который нельзя замалчивать.

"Православной державой" Россия была, точнее провозглашалась, тогда, когда православие было не просто верой большей части населения, а государственной религией, и выход из нее или нарушение ее канонов преследовались государством в уголовном порядке. И очень похоже, что протоиерей Смирнов и его единомышленники хотят этот порядок вернуть, – недаром сей радетель высокой духовности ностальгически поминает Сибирь да каторжные работы как действенные средства поддержания благочестия и предупреждающе указывает на ритуальное убийство Тео Ван Гога.

Таким пастырям дай волю – они завтра лекции по антропологии кощунством объявят и "прославят" Россию в очередной раз каким-нибудь "обезьяньим процессом". Нужно всеми силами содействовать осознанию в обществе той действительно очень страшной угрозы, которая исходит от подобного рода "благих намерений" , – известно ведь, куда ведет устланная ими дорога. Наивно ждать от фундаменталистов других религий молчаливого признания главенства фундаменталистов от православия. При дальнейшем движении в этом направлении Россия с гарантией получит не мир и спокойствие, а религиозно мотивированнуюгражданскую войну.

20.10.2005

Источник: Новая газета

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама