ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Во имя Отца и гимна

Российским правозащитникам не нравится упоминание Бога в государственном гимне

Вячеслав Белаш :: 14 ноября 2005

Российские правозащитники обратились в Конституционный суд РФ с запросом, насколько соответствует Основному закону страны упоминание Бога в государственном гимне. Между тем в 82 странах гимны отличаются от российского главным образом тем, что имя Бога в них произносится не по-русски.

Хранитель

Первой страной, озаботившейся созданием гимна как одного из атрибутов государства, была Великобритания. В 1825 году патриотическая песня "Боже, храни короля!" была объявлена государственным гимном Соединенного королевства Великобритании и Ирландии, а также всех стран и территорий, находящихся под властью британского монарха. Первый в мире гимн оказался государственным едва ли не для половины земного шара. Вторая половина не стала долго ждать – мода на гимны быстро распространилась. Поэтому первые государственные гимны были необыкновенно похожи на британский если не музыкой, то по крайней мере словами. Вслед за "Боже, храни короля" появились "Боже, храни кайзера Франца" (Австрийская империя), "Боже, царя храни" (Российская империя) и так далее.

Британская империя постепенно распадалась, но новые независимые государства создавали себе гимны по образу и подобию британского. Правда, вместо британского короля авторы гимнов призывали Бога защищать и хранить целые страны – Фиджи, Новую Зеландию, Канаду, Малави, Зимбабве и так далее. А гимн ЮжноАфриканской Республики призывает Бога хранить целый континент – он называется "Боже, храни Африку". Что же до бывших британских колоний, а ныне независимых монархий, то там все еще проще: "Аллах, благослови его величество" (Бруней) и "О Аллах, защити ради нас его величество султана" (Оман).

В конце XX века в Британии возникли организации, выступавшие за изменение текста государственного гимна. Впрочем, волновало их не упоминание в гимне Бога (в Британии, где глава государства одновременно является и главой церкви, таких вопросов не возникает), а его излишняя жестокость. Ведь анонимные авторы гимна призывают Бога не только спасти монарха, но и "рассеять его врагов", "разрушить их политику, разбить их гнусные уловки". Впрочем, сравнив текст с текстами гимнов других стран, в которых, в отличие от британского, враги упоминаются вполне определенные (шведы в датском, испанцы в нидерландском, русские в польском и итальянском), было решено оставить все как есть.

Землеустроитель

Строфа, ставшая причиной неудовольствия российских атеистов ("Одна ты на свете! Одна ты такая – хранимая Богом родная земля!"), могла бы вызывать раздражение и у граждан многих стран, которые, согласно словам их государственных гимнов, также претендуют на особые отношения с Богом. Например, в гимнах Албании и Боснии и Герцеговины Бог, как и в российском, упоминается только один раз. Зато как! "Ведь сам Господь сказал, что страны исчезнут с лица Земли, а Албания будет продолжать жить" – это, естественно, албанский гимн. А вот боснийский: "Господь хранит тебя для новых поколений, страна моей мечты, страна моих отцов, единственная родина моя".

Не только на Балканах авторы гимнов считают Бога гарантом существования своих стран и даже землеустроителем. Еще в 1850 году в гимне Великого княжества Лихтенштейн говорилось, что "Высоко над молодым Рейном лежит Лихтенштейн, отдыхая на альпийских вершинах... выбранный для нас мудрой рукою Бога". Роль землеустроителя Бог играет и в гимне Чили: "Величественны снегом покрытые горы, которые Господь дал тебе в качестве крепости". А в большинстве гимнов стран Центральной и Восточной Европы Бог если упоминается, то в качестве того, кто дал народу право на владение территорией. "С Твоей помощью наши отцы получили дом", – поют, например, венгры.

Законодатель

Режимы, которые еще не так давно было принято называть "прогрессивными" и "антиимпериалистическими", чаще всего обходятся без упоминания Бога, однако и здесь есть важные исключения, когда Богу отводится роль освободителя и борца с тиранией.

"Долой оковы, долой оковы! Вскричал Господь, вскричал Господь. И бедняк получил свободу". Текстом государственного гимна Венесуэлы эти строки стали еще в конце XIX века, когда не было ни Уго Чавеса, ни его самого прогрессивного режима в Латинской Америке.

Разумеется, и первая в мире независимая негритянская республика – Либерия, – если верить гимну этой страны, была создана по прямому распоряжению Господа: "Место славной свободы, по Божественному приказу устроенное". Впрочем, упоминание Бога в гимне Либерии вполне уместно – ведь создавали страну негры-христиане из США.

Гимн Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии – особый случай. Он был принят по распоряжению полковника Муамара Каддафи вскоре после его прихода к власти в 1969 году. Он религиозен и антиимпериалистичен одновременно: "Аллах велик! Аллах велик! Он выше агрессивных замыслов и Он лучший помощник угнетенных... Долой империалистов, Аллах превыше тиранов-предателей, восхваляй его, схвати тирана и уничтожь его!"

Надо сказать, что гимн Ливии – один из немногих гимнов мусульманских государств, в которых упоминается Аллах. И это при том, что во всех мусульманских странах религия не отделена от государства. А там, где Аллах все-таки упомянут, он обычно выступает в роли законодателя.

"Аллах велик! Аллах велик! Аллах велик! Да будут строки Корана нашим порядком, да будет знамя веры нашей крышей", – гласит текст афганского гимна, который был впервые принят в 1992 году, затем запрещен талибами в 1999 году и восстановлен после падения власти "Талибана". А гимн Исламской Республики Мавритания и вовсе не песнь, восхваляющая государство, а перечень обязанностей его граждан: "Будь помощником Аллаху, уничтожай все, запрещенное Им..."

Часть речи

Есть страны, в которых государственный гимн – своего рода молитва. Таков, к примеру, мальтийский гимн: "Храни ее, Господи Боже, как ты ее всегда хранил. Помни о той, которую ты укрыл светом. Дай, Господи, мудрость тем, кто управляет, сделай милостивыми тех, кто владеет, и сильными тех, кто работает". В конце явно напрашивается "аминь". Как и в сербском гимне: "Боже справедливый, Спаситель наш... Услышь голоса Твоих сербских детей, будь для нас помощником, как и прежде. Боже, владыка наш, направь и дай процветание Сербии и сербскому народу".

Впрочем, Мальта и Сербия – страны глубоко религиозные. Чего нельзя сказать об одном из самых светских (и гордящихся этим) государств – Канаде. Тем не менее четвертый куплет гимна "О, Канада", который в 1980 году пришел на смену устаревшему и неполиткорректному гимну "Боже, храни королеву", – прямое молитвенное обращение к Богу. "Правитель высший, слышащий самую тихую из молитв, не оставь нашу страну без Твоей любви, помоги найти в Тебе, Боже, награду тем, кто ожидает Лучшего дня". Несмотря на его очевидную религиозность, никто из канадцев не выступил против этого текста.

Впрочем, не всегда Бог упоминается в государственных гимнах в привычном качестве создателя и творца. Иногда его используют лишь как часть речи. Междометие, например.

Когда в прошлом году во Франции разгорелся спор вокруг платков, которые носили школьницы-мусульманки, а потом было принято решение о запрете публичной демонстрации гражданами своей религиозной принадлежности в школах и некоторых других государственных учреждениях, власти объясняли запрет тем, что Франция – государство светское, и религия в нем отделена от государства еще со времен Великой французской революции. При этом никто и не вспомнил, что слово "Бог" употребляется в одном из самых старых и самых революционных государственных гимнов – "Марсельезе". Впрочем, это вполне понятно, ведь упоминание ни один человек не сочтет религиозной пропагандой. Пассаж из государственного гимна Франции, в котором упоминается Бог, звучит так: "Великий бог! Нас заковать! Ярмо нам положить на выи..." Понятно, что в данном случае "бог" выступает в качестве междометия, пишется с маленькой буквы и легко может быть заменен на многие другие.

В Соединенных Штатах граждане весьма болезненно относятся к проявлению государством каких бы то ни было религиозных чувств. Пропаганда религиозных учений в государственных школах запрещена, а любые попытки выставить в каком бы то ни было федеральном учреждении что-то, напоминающее религиозный символ, немедленно пресекаются угрозой многомиллионного иска. Исключение составляет государственный гимн, в котором, как это ни странно, Бог упоминается, правда единожды и в самом последнем куплете, который почти никогда не исполняется. "Восславим Силу, сделавшую нас и сохранившую нам страну... Пусть нашим лозунгом будет "В Боге наша вера"..." Этот лозунг, слегка измененный, нашел себе место на американских долларах.

А больше всего российским атеистам, скорее всего, понравился бы официальный гимн Ватикана – Понтификальный марш, который исполняется исключительно в присутствии папы римского или его полномочных представителей и в котором Бог не упоминается ни разу.


Богоподобные

Бог, разумеется, не единственный, кого вспоминают авторы государственных гимнов. Сергей Михалков, напомним, писал о Ленине и Сталине (позже – только о Ленине). В других странах свои герои.

Например, в польском гимне, который официально называется "Марш Домбровского", кроме самого генерала Домбровского, командира Первого польского легиона наполеоновской армии ("Марш, марш, Домбровский, от Италии до Польши!"), упоминается и лично Наполеон Бонапарт: "Нам путь к победе Бонапарт указал".

В первой же строчке андоррского гимна упоминается Карл Великий, освободивший Андорру от сарацинской неволи, в венгерском гимне говорится о короле Матьяше, нанесшем урон "гордой Вене". В гимнах большинства южноамериканских государств упомянут Симон Боливар, а гимн Королевства Нидерланды и вовсе написан от имени герцога Вильгельма Оранского, первого штатгальтера Нидерландов.

14.11.2005

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама