В сегодняшнем выпуске "Православного Подмосковья" мы отвели значительное место для ответов на ваши письма, уважаемые читатели. Мы обратимся к тем вопросам, которые связаны с личной жизнью человека от его рождения до проводов в последний путь. Отсюда и название "От колыбели до креста".
Итак, начнем с дней появления в мир нового человека. И даже немного ранее. Наша читательница Н. из Рузы, попросившая не называть ее, спрашивает: "Можно ли беременной женщине приходить в церковь и причащаться? " Трудно сейчас ответить откуда появилось ошибочное мнение о запрете входить в храм женщине, носящей в утробе младенца. У каждой взрослой христианки есть дни, когда она должна воздерживаться от активной церковной жизни, не прекращая ее совсем, но период плодоношения это совсем иное дело. После того, как малыш появится на свет, должно пройти 40 дней, в которые происходит естественное очищение матери после родов. В эти дни приходить в храм не надо. По истечение этого периода, родившая ребенка приходит в церковь и получает от священнослужителя молитву, позволяющую ей вновь участвовать в таинствах церковных. Но до рождения ребенка нет оснований отказывать плодоносящей в соборной молитве, таинствах исповеди, причастия и других. Более того, в это время Святая Церковь, сочувствуя положению будущей матери, не запрещает непраздной причащаться, а снисходя к ней, ослабляет требования по подготовке к причастию и призывает приобщать и дитя, находящееся еще во чреве, питаться вместе с ним телом и кровью Христа Спасителя. Так что причащаться плодоносящей необходимо, а вот курить и употреблять спиртные напитки, что, к сожалению, стало частым явлением в сегодняшней жизни, беременным женщинам нельзя. Впрочем, этого не стоит делать и в другое время. Курение и чрезмерное употребление спиртного наносят вред организму любого человека.
Вот другое письмо, тематически продолжающее начатый разговор. Другая молодая наша читательница Василиса Антонова из Монино пишет: "Меня пригласили быть крестной матерью, а я слышала, что у молодой незамужней женщины первым крестником должен быть мальчик. Правда ли это? "
Для таинства крещения, когда родители и близкие хотят посвятить новорожденного младенца в высокий чин христианина, необходимы восприемники крестная мать или крестный отец. Восприемник должен быть того же пола, что и крещаемый. То есть у девочки обязательно должна быть крестная мать, а у мальчика крестный отец. Второй восприемник (если он есть) не основной; обычно он лишь помогает при крещении. Взрослый восприемник должен быть совершеннолетним человеком, верующим православным христианином, понимающим ответственность, которую он несет перед Богом и Церковью за нового члена этой Церкви. Вот главное. Что же касается мнения, будто молодой девушке, еще не принимавшей на себя обязанности крестной матери, нельзя быть восприемницей у девочки, то это, безусловно, суеверие. Все необоснованные представления, пугающие человека и отвлекающие его от сути и глубины вероисповедания, нужно просто отметать! По здравом размышлении каждому станет ясно, что духовное усыновление никак не должно негативно повлиять на жизнь восприемника, тем более "съесть" красоту крестной матери или лишить ее счастливой супружеской жизни. Такие представления отголоски языческих верований. Христиане должны пренебрегать ими и не бояться пустых выдумок. Пусть у вас будет столько крестников, сколько благословит Господь. Помните о всех них, навещайте их, молитесь о них, способствуйте спасению их душ, приходите с ними в храмы Божьи это все входит в христианские обязанности восприемников. За всех крестных детей своих мы будем отвечать перед Господом на Страшном Его суде.
Надобно, чтобы наши дети появлялись на свет от законных супругов. В последнее время набирает силу явление, постыдно именуемое "гражданским браком". Под этими словами люди пытаются скрыть неприглядную сущность своего греха. Никак и никем не узаконенное совместное проживание двух людей, по виду напоминающее жизнь супругов, по сути является блудным сожительством. Это грех. Плоды его всегда плачевны. К сожалению, часто этот грех делается с согласия тех, кто первым должен воспротивиться его совершению, родителями молодых людей. Но, к счастью, есть немало молодых людей, которые относятся к семье, к браку очень серьезно. Вот письмо из наукограда Королева. Город этот быстро развивается, хорошеет. Растет число его жителей, растет и число семей. Будущие супруги Драгины пишут в редакцию: "Мы решили вступить в брак и подали уже заявление в ЗАГС.
Нам сказали день бракосочетания 3 декабря. После росписи мы хотели устроить венчание, но в церкви нам сказали, что венчать не будут. Кажется, причиной этого является пост. Как же нам быть? "
Действительно, во время любого поста венчание в православных храмах не совершается. Ведь свадебное торжество, заключение брачного союза это большой праздник личной жизни человека, событие, которое, строго говоря, должно совершаться в жизни конкретных людей лишь раз в жизни. Рождественский пост начнется с 28 ноября. После праздника Рождества Христова есть еще праздничный период святых дней праздника -святки. Время поста это время воздержания, молитвы, плача о своих грехах. Постных дней в церковном году много, но тем желаннее и радостнее дни праздничные. Прежде чем принимать решение о женитьбе, надо спросить совета у тех, кто может по долгу осуществить над вами заключение церковного союза. Наши мудрые предки говорили: "Не надо ставить телегу перед лошадью". Такая повозка не двинется с места. То есть, прежде совет, потом дело. Но ваш случай поправим: повенчаетесь после святок после 19 января. Но если говорить до конца, то и обязательное, конечно же, оформление брака в государственном органе тоже не стоило делать во время поста, но это другая обширная тема для беседы. В завершение еще надо заметить, что Святая Церковь всегда заботится о человеке, о его счастье. В интересах людей следовать ее мудрым наставлениям.
Вот строки другого письма, автор которого решает не очень радостные задачи. Виктор пишет: "Случилось так, что мы с моей бывшей женой не сошлись характерами, а брак наш был венчан. Нас довольно скоро развели. Я обратился с просьбой развенчать нас. Мне объяснил батюшка, что для этого в первую очередь нужна регистрация нового брака в ЗАГСе одного из нас. Мне кажется это несправедливым. Думаю, что бывшая супруга не будет ни с кем регистрировать свой брак. Я тоже не хочу с этим спешить. И что, мы так и будем считаться венчанными? "
Уважаемый Виктор и другие наши читатели, столкнувшиеся с такой проблемой, как было сказано выше, Православная Церковь всегда заботливо относится к своим чадам, печется о них. Ведь может так статься, что вы, Виктор, и ваша бывшая супруга, получив развод в ЗАГСе, и прожив некоторое время вдали друг от друга, почувствуете, что совершили ошибку. У вас появится желание восстановить прерванное общение. Так бывает очень часто. Вы вновь начнете жить вместе, и после принесения покаяния в Церкви за допущенные ошибки на ваш брачный союз вновь снизойдет благословение Божье. Восстановление же записи о гражданском состоянии -дело нетрудное. Церковь с болью и сокрушением констатирует разрушение того, что соединил Сам Господь по просьбе любящих сердец. Не торопитесь с этим, а подумайте над тем, что нужно сделать, чтоб вернуть утерянное счастье.
С Рождественским постом связан еще один вопрос, который задает в своем письме читательница из поселка Водники Мытищинского района О.М. Смирнова. "Приближается Рождественский пост, и во многих церквях бывает соборование людей. От бабушки я слышала, что соборуют перед смертью. Мне страшно от этого, но верующие подруги с работы убеждают меня не бояться и говорят, что можно собороваться, что это полезно".
Церковное таинство, о котором пишет читательница, называется еще таинством елеосвящения. Оно предлагается членам Церкви Христовой не как последнее напутствие умирающим, а как таинство исцеления.
Еще и как возможность приостановить процесс духовного и физического умирания, введения человека в благодатную атмосферу жизни Царствия Божьего. Часто причиной такого отдаления являются грехи людей, особенно неосознанно совершенные. Они же и виновники и физического нездоровья человека. Как правило, человек знает свои согрешения, совершенные им перед Богом и людьми. Но есть часть ошибок, которые совершил человек, но они либо сокрыты от него в силу разных обстоятельств, либо забыты за давностью. Те грехи, которые человек знает за собой, должны быть исповеданы в таинстве покаяния, а незнаемые грехи могут быть прощены Богом в таинстве соборования. Нельзя надеяться, что все известные самому человеку грехи будут прощены в таинстве соборования. Более того, таинство елеосвящения всегда предваряется исповеданием совершенных христианином грехов. После этих двух таинств болезнь, вызванная этими грехами, должна отступить. Если после полного духовного очищения Господь все же благословляет, чтобы болезнь осталась при человеке, то это нужно воспринимать как благую волю Божью, посылаемую для спасения души человека. Духовное и физическое исцеление через покаяние, через соборную молитву православных священников, через помазывание болящего освященным маслом (елеем) известно еще с апостольских времен. Молитва веры и помазывание елеем во имя Господне составили основу чинопоследования елеосвящения. Так что если вы член Церкви, если вас мучает физический недуг, то следует тщательно поговеть, то есть приложить усилия и употребить молитву для осознания содеянных грехов, исповедать их, обещать Богу исправиться и затем приступить к таинству соборования, которое совершается и над тяжело болящим человеком на указанных основаниях.
"Весной этого года, пишет Акилина Ивановна Тягина из села Синьково, трагически погиб мой племянник. Он разбился на мотоцикле. На его могиле мы установили крест. Как правильно расположить фотографию умершего? "
Мы, православные христиане, верим, что спасены Господом нашим Иисусом Христом и воскреснем, как Воскрес Спаситель. Но прежде окончания земного пути и воскресения в жизни каждого христианина есть крест. Кроме креста, на могиле усопшего христианина не нужно устанавливать никаких других знаков или памятников. Иногда к подножию креста, внизу, у его основания, крепится табличка, где указываются фамилия, имя и отчество усопшего и даты его жизни. Не советуем помещать фотографию умершего человека -это обычай языческий, а не христианский.
Последнее письмо, к которому мы сегодня обращаемся, пришло к нам из села Раменье Шаховского района. Автор письма пишет: "Недавно хоронили близкого человека. В храме, во время отпевания, нам сказали оставить все, что дали усопшей, венчик, молитву и икону в гробе. Но я помню, что лет 30 -35 назад, когда я хоронила тетю, иконку из гроба оставляли в церкви. Мы и сейчас не пришли к согласию, но поступили так, как нам посоветовали в церкви. Но как же все-таки правильно? "
Традиция вынимать иконку из гроба умершего человека появилась в советский период истории нашей страны, когда были преследования верующих и люди боялись по православному обряду провожать в последний путь умершего человека. После отпевания икону вынимали, ставили ее на канун, фактически отбирая ее у усопшего. А иногда, чтобы не перепутать ее с другими такими же иконками, ее еще и подписывали, что вовсе недопустимо. Тогда установился даже такой страшный обычай, когда на оборотной стороне иконы Христа Спасителя или святителя Николая появлялась надпись "Иванов Иван Иванович"...
В путь всея земли усопшего провожают следующим образом. В руках у умершего христианина находится небольшой крест, на голове венчик со святыми образами и молитвою. В правую руку усопшего вкладывается разрешительная молитва после совершения чина отпевания. Должна быть и небольшая иконка, на которую усопший как бы взирает. Не надо смущаться тем, что икона будет зарыта вместе с усопшим в землю. Ведь если мы погружаем в землю человека, который есть образ Божий, то почему вместе с этим образом не положить в гроб и икону с изображением Господа или Его Пречистой Матери? Как было сказано выше, усопший таким образом исповедует свою веру, как бы взирая на святой образ. Мы и крест на могиле ставим так, чтобы усопший взирал на него, на свой крест, который ему дал Господь и который христианин донес до конца своей земной жизни.
На этом мы завершаем ответы на ваши письма, уважаемые читатели, и ждем от вас новых.
18.11.2005
Источник: Ежедневные новости-Подмосковье