Сегодняшнее российское сиротство наш стыд и позор, наш тяжкий грех, и крест государству в одиночку не вынести. Ему надо помочь. Да не государственной машине вовсе, а детям нашим надо помочь обогреть сироту, накормить голодного, открыть перспективу перед униженным.
Дорога была длинной. Почти двести километров до Сасова, а потом еще сто по трассе мимо деревень, через живописные мордовские леса, через знаменитое село Умет, в котором больше сотни придорожных кафе для дальнобойщиков, через Зубову Поляну, которую так и хочется назвать Зубровой, к поднявшемуся сверкающим пятиглавием к небу храму. Вот он, Свято-Варсонофиевский женский монастырь в селе Покрово-Селищи.
Маленькая Катя, которая в долгом пути то капризничала, то громко причмокивала печениной во рту, то спала, посапывая, к концу совсем потеряла терпение и на дорожку, ведущую к храму, не выбежала даже, а выпорхнула. Девочку взяли за руку, подвели к ступенькам, и она пошла по нему бойко, будто определив раз и навсегда свою судьбу.
Катюше два годика. Она и вправду маленькая не растет. Какой-то генетический сбой не позволит ей достигнуть роста выше 7-8-летнего ребенка. Правда, обнаружили этот сбой только недавно в Доме ребенке, куда девочка попала после лишения матери родительских прав. Катюша удивительно симпатичный, гармонично сложенный и смышленый ребенок. Синие глазищи глядят на мир с любопытством и отвагой первооткрывателя. Девочке искали приемных родителей, даже пытались найти труппу артистов цирка лилипутов. Но, к сожалению, поиски успехом не увенчались, и потому из Дома ребенка ей одна дорога в интернат для детей-инвалидов. Прямо скажем, не самый лучший вариант. И, как оказалось, не единственный. Вот уже пятого ребенка из числа тех, усыновление которых практически невозможно, привозит в детский приют монастыря главный врач Рязанского дома ребенка Татьяна Александровна Гросс. Все делается в полном соответствии с законодательством: монахини оформляют опеку над детьми, заботятся о них дети живут с ними в кельях, а днем посещают детский сад или школу.
Дорогу в этот монастырь для осиротевших девочек проложила несколько лет назад специалист по охране детства Сасовского района Галина Сергеевна Фокина. Начиналось все с истории страшной и безвыходной, даже в практике Галины Сергеевны редкой. На глазах у пятилетней девочки мать зарезала своего сожителя. Ребенок испытал шок, выхода из которого не могли найти занявшиеся его судьбой взрослые. Девочка просто замолчала, отказавшись от общения с отвергающим и пугающим ее миром. Галина Сергеевна, женщина огромной души, удивительно чуткая к чужому горю и милосердная, в поисках выхода обратилась за советом к игумену основанного недавно в соседней Мордовии монастыря отцу Алексею. Он ее выслушал, предложил привезти девочку в обитель, и случилось чудо с игуменом ребенок заговорил, в монастыре освоился.
Так появилась здесь первая сирота. Теперь в монастырском приюте 24 девочки, 15 из них учатся в открывшейся в сентябре на смену прежней сельской школе. Галина Сергеевна Фокина знает, каждую из них, понимает беду и чувствует незаживающую рану каждого ребенка. Полтора года назад я была в Сасове, встречалась с Фокиной, писала о ней в нашей газете и... невольно оказала ей тогда медвежью услугу. После моей публикации замучили Галину Сергеевну проверками. Кому-то показалось подозрительным то, что ей удается устраивать в семьи большинство детей, оставшихся без родителей. Кто-то задастся вопросом: а почему, собственно, детей принимает в приют монастырь? Что за благолепие такое за монастырской стеной? Приходилось объяснять, убеждать проверяющих: детям в монастыре хорошо, спокойно. Им несравненно труднее в больших интернатских коллективах, где они практически лишены индивидуального подхода. Да и дорога в монастырь не означает для девочек безоговорочный выбор монашеской стези, постриг для них вовсе не обязателен. Монастырь не уход от мира, а возвращение в него.
Здесь действительно создан Божьим промыслом и трудами монахинь, инокинь, послушниц, схимниц, числом 60 человек, целый мир прекрасный и уютный, целое хозяйство, позволяющее монастырю жить и развиваться. 250 гектаров земли, занятых садом, полем, огородом, пасекой, теплицами, виноградником, цветниками, заботливо и любовно ухоженных, кажется, для того, чтобы показать, каким должен стать мир вокруг нас в идеале, каким способны сделать его люди. В монастыре свой машинно-тракторный парк. Даже комбайн есть. Свой скотный двор, в котором коровы и козы, лошадки, овечки, ослы и куры. Очищенные и ухоженные пруды собираются зарыбить в этом году, а пока его обживают одомашненные утки. Все это требует трудов повседневных с молитвой и Божьим благословением. Монастырь, родившийся только в 1996 году, обустраивается и строится, а значит, дает работу и всему местному люду. Ведь колхоз здесь давненько приказал долго жить. Школу в селе помог построить заново глава района. Возвышается она на пригорке, сверкает на солнце свежевымытыми окнами. А при монастыре -гостиница для паломников и небольшой детский садик, и богадельня для старушек. А еще прачечная, пекарня, сушилка для фруктов, небольшой цех для переработки молока. Матушка Варсонофья и матушка Иеремия показывают нам все свое хозяйство с удовлетворением от проведенной работы. Гордость вряд ли присуща служительницам Господа.
Приезжают сюда отовсюду. И живут подолгу, принимая участие в исполнении всяческих послушаний, а по-мирскому говоря, в трудах праведных. Матушка Варсонофья управляет монастырским хозяйством твердо, но, кажется, не сурово, во всем советуясь с игуменом Алексеем. Матушка Иеремия главный монастырский бухгалтер и экономист. А принявшая не так давно постриг 30-летняя Наталья по образованию ветеринарный врач, а по сути сильный, энергичный и деятельный помощник во всем. Мать Захария, убирающая на зиму виноградную лозу, живет здесь уже несколько лет. Определилась в монастырь с дочерью. Дочь выросла, окончила школу, теперь учится в Москве. Нет, не заперты наглухо монастырские стены. Да и нет их пока. Строятся еще только, вслед за надвратной церковью Архангела Михаила.
Девочки в синих форменных платьях и позабытых нами черных фартучках, с белыми платочками на головах спешат из школы, болтая и шаля, как все дети. Матушка приструнила их, да не строго, так что они перешли на степенный шаг совсем ненадолго. А в детском садике, потрапезничав, улеглась спать наша Катерина. Как хорошо встретили ее в детском садике... Девочки окружили, затормошили. Взрослые усадили за столик, натащили еды, кормили с ложечки. Воспитательница-послушница Лариса, профессиональный педагог, к тому же с музыкальным образованием, работает здесь недавно, но хорошо осознает особость своих подопечных, отягощенных отставанием в развитии, букетом разнообразных, в том числе и душевных, болезней. Чтобы опекать, воспитывать, обучать таких детей, нужно просто любить их всех -тихих и шумных, милых и уродливых, умных и не очень. Как раз любви больше всего недостает нашим детям. И монашеская обитель пытается восполнить недостаток любви человеческой любовью Божьей.
В каждом ребенке здесь пытаются обнаружить способность к чему-то, дар, только ему свойственный. Вот эти девочки учатся неважно, зато как поют и легко запоминают слова песнопений. Кто-то замечательно рисует, и обязательно будет в монастыре иконописная мастерская. Есть уже и специалист по иконописи на примете. Точнее, специалистка. А там, глядишь, и золотошвейное дело освоят. А шить, вязать, готовить, вести хозяйство выучат всех. И за живностью ухаживать, и огород садить, и варенье варить... Выходя отсюда, девочки смогут жить в большом мире, многое умея. И даже если кто-то из них останется в монастыре, отказавшись от большого мира, это тоже шанс для них прожить достойную жизнь, которой большинство осиротевших детей лишены в настоящем и, что страшно, в будущем.
Именно этими соображениями, думаю, руководствуются и Галина Сергеевна Фокина, и Татьяна Александровна Гросс, способствуя устройству осиротевших детей в монастырь на воспитание. Монастырь лучше интерната. Монашеское братство противостоит одиночеству. Что скрывать, усыновляют детей у нас мало и неохотно. А выбирая ребенка для усыновления, взрослые руководствуются все-таки собственными потребностями, запросами, представлениями о красоте. Некрасивых, нездоровых, неразвитых умственно и физически детей не берут в семьи почти никогда. Пребывание их в коррекционных учреждениях почти не приводит к адаптации в обществе Будем честными: эти дети обречены. Это великий труд и духовный подвиг поставить на крыло такого ребенка. Только матери, не отказавшиеся от таких детей, знают, как это трудно, почти невозможно. Когда я общалась с девочками в детском саду, я забыла ненадолго об их недугах так открыты, улыбчивы, разговорчивы и подвижны эти малышки. Татьяна Николаевна Панфилова, депутат облдумы, мать троих детей и профессиональный медик, внимательным глазом врача смотрела на них и зачастую по внешнему виду, по поведению определяла диагноз. Она тоже приехала в монастырь, чтобы увидеть все своими глазами и убедиться в том, что детям здесь хорошо, тепло, спокойно. Увидела. Убедилась. Но что делать с другими проблемными детьми? Всех в Покрово-Селище не вывезешь. А монастыри Рязанской епархии пока не находят такой возможности дать приют сиротам. А может, мы просто не знаем о тех обителях, где могли бы дать детям не только кров, но и заботу, любовь? Татьяна Александровна Гросс без опасений привозит сюда из Дома ребенка девочек. А что делать с такими же, лишенными права на семейное тепло мальчишками? Проблема...
Отца Алексея монастырские воспитатели называют папой. Его отеческой заботой, добрым словом, щедрой улыбкой освящена их жизнь здесь. Он удивительный человек. Прошедший все ступени церковной службы от псаломщика в маленьком сельском храме до игумена в монастыре, он живет очень земными заботами, черпая силы для их разрешения свыше. Игумен вырос, как нам рассказали, в многодетной семье. Получается, что и монастырь для него большая, требующая затрат сил физических и душевных семья. Он чрезвычайно много делает для монастыря и паствы. Но при этом видит мир таким, каков он есть, со всеми его грехами, проблемами, вопросами, остающимися без ответов. Мы Я довольно долго говорили с отцом Алексеем о проблемах российского сиротства, которые его глубоко задевают.
Дети, оказавшиеся на улице.
Дети, вынужденные уехать на усыновление за границу. Дети, вышедшие из воспитательного учреждения совершенно не приспособленными к жизни. Все это наши дети. "Не строй храм пристрой сироту". Этими словами из священного писания руководствуется отец Алексей в своей жизни. Они стали его глубочайшим, выстраданным, если хотите, убеждением. Не случайно в разговоре с нами он повторил их не раз.
Мы так много и часто говорим о благотворительности, благом деле, что слова эти утрачивают первоначальный смысл. Творить добро, делать благо что может быть проще и убедительнее всяких других кампаний, акций и намерений. Православная церковь, как никакой другой институт в нашем обществе, имеет глубочайшие традиции деятельности на благо страждущих, сирых и убогих. Это все не унижающие слова вслушайтесь в них, верните им изначальный смысл. И все станет понятным и закономерным.
В России благотворительность церкви, общественных организаций и отдельных личностей занимала те ниши и решала те проблемы, которые в силу разных причин не могло взять на себя государство. Богадельни, приюты, воспитательные дома появились не только по указу главы государства, а по инициативе людей, способных на благое дело пусть очень локальное, но очень конкретное, с очевидным результатом. Сегодняшнее российское сиротство наш стыд и позор, наш тяжкий грех, и крест государству в одиночку не вынести. Ему надо помочь. Да не государственной машине вовсе, а детям нашим надо помочь обогреть сироту, накормить голодного, открыть перспективу перед униженным. И давайте не будем пребывать в убеждении, что все вокруг мерзавцы, жулики и эгоисты. За один свой день, отданный поездке в Мордовию, я узнала столько светлых, добрых и деятельных в своем добре людей, что поверилось в лучшее. А день, действительно, был замечательный теплый, солнечный, тихий. Такой, какие дарит нам осень на своем излете на долгую память. Наверное, и маленькой Кате он запомнился таким же ярким, богатым на встречи и события, бесконечно длинным.. Как жизнь впереди.
03.11.2005
Источник: Рязанские ведомости