Словно сказочный Китеж-град, Пустозерск канул в пучину времени, только и оставив о себе документальные свидетельства в письмах, деловых бумагах, царских указах и приказах да устных воспоминаниях и сказаниях. Одинокие, неуверенно стоящие, дотлевающие деревянные кресты, что разбросаны сегодня по местам, где некогда стояли дома и суетился городской северный люд, не из того далекого времени -где уж им столько выстоять.
Ненецкий автономный округ Нарьян-Мар Пустозерск Нарьян-Мар
В Пустозерске пришлось побывать в начале июня нынешнего года, когда вода на Печоре была еще довольно высока и проплыть по Городецкому шару, как называется рукав, ведущий к Городецкому озеру, можно было спокойно, не боясь отмелей, которых особенно жарким летом бывает здесь немалое количество. Тогда и на моторной лодке-то надо знать, где и как проходить, чтобы не корябнуть дно мотором, а уж посудине более солидной сюда и вовсе путь заказан.
Но в те дни, когда мы плыли туда на теплоходе, называвшемся также "Пустозерск" , ничто не мешало нашему путешествию, которое было организовано местной поморской старообрядческой общиной. Ее настоятель Александр Иванович Ляпунов любезно согласился взять меня в эту поездку к святому месту, и я испытал глубокое волнение от предстоящей встречи с легендарным городом.
Плавание от Нарьян-Мара заняло часа полтора. Остановившись ненадолго по каким-то своим делам у селения Устье, через минут десять-пятнадцать наш теплоход воткнулся носом в берег небольшого мыска, и все приплывшие сошли на совершенно пустое место, слегка обезображенное, словно выскочившими прыщами на лице, тундровыми кочками.
Глядя на этот, скажем так, скромный, обычный для этих мест пейзаж, с трудом можно было себе представить, что здесь в XVI-XVII веках находился промысловый, административный и культурный центр всего Печорского края. Никаких следов прошлой жизни, человеческого жилища, разве что разбросанные на небольшой территории, что ближе к озеру, редкие могилки с оградами и крестами, а дальше тундра, тундра, перемежаемая редким корявым березняком, что, осторожно приглядываясь, начинает толпиться на небольшом удалении от берега.
Словно сказочный Китеж-град, Пустозерск канул в пучину времени, только и оставив о себе документальные свидетельства в письмах, деловых бумагах, царских указах и приказах да устных воспоминаниях и сказаниях.
И надо обладать незаурядным воображением, чтобы представить себе, как пришли сюда, на этот, чем-то приглянувшийся им мысок, ратники воевод Курбского, Гаврилова и Ушатого, по заданию Ивана III шедшие завоевывать Югорскую землю, что была на Оби, реке Великой, в суровой, холодной и богатой Сибири. И как здесь, из бревен, пригнанных плотами с верховьев Печоры, осенью 1499 года они и "зарубили" "порубежную" государеву крепость Пустозерск. Отсель Россия не только грозила своим недругам на Севере, но и устанавливала и крепила дружественные отношения с народами этого сурового края.
Одинокие, неуверенно стоящие, дотлевающие деревянные кресты, что разбросаны сегодня по местам, где некогда стояли дома и суетился городской северный люд, не из того далекого времени где уж им столько выстоять. Это знаки еще исторически недавние, по меньшей мере тридцатых годов минувшего двадцатого века, когда от прошлой значимости Пустозерска уже в те времена не осталось и следа, а материальным напоминанием о существовании поселения были лишь десятка два-три деревенских домов. И это количество деревянных строений постоянно уменьшалось, уменьшалось, пока в 1962 году не перевезли в соседнее Устье последний дом да и оставили его как историческое напоминание о городке-призраке, с которым прежде всего связано одно из страшнейших и трагических событий в жизни русского народа религиозный Раскол.
В Нарьян-Маре есть удивительная семья историков-краеведов Спирихиных, выходцев из Пустозерска. У младшего из них, Михаила Александровича, я увидел реконструированный подробный план Пустозерска начала прошлого века. Это уже была обычная, заштатная северная деревня. На плане были отмечены и дом писаря, и крепкие двухэтажные хоромы зажиточного хозяина, стояла Преображенская церковь. О ней сегодня напоминает скромненький крестик, а из камней, бывших ее фундаментом, известный специалист в области культуры древней и средневековой Руси доктор филологических наук Владимир Малышев со студентами рядом с местом, где стояла церковь, установили посвященный Пустозерску обелиск.
Множество исторических событий связано с этим заполярным городом, немало и исторических личностей отметились в нем своим присутствием. Сюда был сослан дипломат и культурный деятель боярин Артамон Матвеев со своим сыном будущим сподвижником Петра I. Сюда был отправлен в ссылку, но не доехал и остался на Мезени еще один дипломат начальник Посольского приказа, фаворит царевны Софьи Василий Голицын с женой и детьми. В пустозерском остроге побывали замешанный в деле царевича Алексея князь Семен Щербатов, пытавшийся противостоять власти Анны Иоанновны князь Иван Долгорукий. А последним узником острога был дальний родственник поэта Сергей Алексеевич Пушкин, между прочим, сидевший там по делу о фальшивых деньгах.
И все же известен Пустозерск прежде всего тем, что здесь, в остроге, некоторое время содержался, а потом был казнен через сожжение вместе со своими друзьями и единомышленниками ярый приверженец старой веры и одержимый борец с церковными нововведениями Никона протопоп и писатель Аввакум Петров, оставивший для потомков несравненный образец русского литературного творчества свое "Житие... " и другие произведения.
Сейчас на месте его сожжения поставлен "осмиконечный" лиственничный крест, который в 1991 году установили старообрядцы древлеправославной Гребенщиковской общины из Риги, и в этом заслуга нашего далеко не однозначного времени.
Дело в том, что и царская, и советская власти под самыми разными предлогами разрешения поставить крест на месте казни пустозерских узников не давали, сколько раз ни пытались это делать единоверцы казненных.
Не разрешили даже после наступившего в начале двадцатого века послабления в отношении староверов. Тогда, по решению старообрядческого съезда, состоявшегося в 1910 году, предводитель мезенских старообрядцев Иван Жмаев изготовил крест и к нему металлическую табличку с надписью: "Сей Святый и Животворящий Крест Господен воодружен на месте сожжения светильника Христова многострадального протопопа Аввакума с братиею, по постановлению всероссийского съезда старообрядев, приемлющих священство Белокрыницкой иерархии, в 1910 году, уполномоченным членом съезда Иваном Степановичем Жмаевым". Министерство внутренних дел ходатайство об установке креста отвергло, а разрубленную на мелкие кусочки табличку вернуло просителям. Объяснение было кратким: "Аввакум сожжен за великие на царский дом хулы". Мотивировка совпала с текстом обвинения протопопа.
Теперь крест стоит, а неподалеку от него памятный знак: небольшой, в три венца, деревянный сруб, а внутри два шестиметровых столба, означающих двуперстие. Наверху подвешен небольшой колокол. Здесь же на срубе табличка с вырезанными на ней словами: "На этом месте
14/27 апреля 1682 года казнены сожжением в срубе вожди русского старообрядчества: протопоп Аввакум писатель, священник Лазарь, диакон Федор, инок Епифаний". Этот своеобразный памятник сделали и установили местные краеведы во главе с Михаилом Фещуком в сентябре 1989 года. Они полагали, что именно на этом месте и произошло сожжение пустозерских соузников. Хотя кто может сегодня говорить об этом с достоверностью время беспощадно, оно уничтожило малейшие следы тех событий, ничего не оставив для археологов, для их каких-то определений и утверждений. Но разве дело в точном месте казни? Главное память о тех людях, тех событиях. А она и в литературе.
После службы и скромной трапезы все разбрелись по городищу, разглядывая там, где они были, надписи на крестах. В основном это были, как обычно, фамилии, имена, отчества да годы жизни. Но на одном из крестов была довольно пространная надпись на небольшой алюминиевой табличке с выбитыми на ней буквами. Несомненно, похороненный здесь человек был личностью незаурядной. Речь шла о пустозерском промышленнике и купце Иване Александровиче Кожевине, родившемся в 1846 году, умершем в 1928-м.
Он занимался оленеводством и владел чуть ли не двухтысячным стадом, которое пасли наемные работники. Торговал пушниной и рыбой, имел промысловое свидетельство 2-го разряда. Ходил на промысел в Карское и Баренцево моря, прекрасно знал навигационное дело, мог управлять как парусниками, так и моторными судами. Более того, на свои деньги приобрел современное парусно-моторное судно. Это был рачительный, умевший вести дела хозяин, заботившийся не только о себе, но и о своих работниках. У него были прекрасные отношения с местными самоедами, которых он снабжал продуктами и торговал с ними на взаимовыгодных условиях.
В 1894 году он спас жизнь экипажу потерпевшего в Югорском шаре крушение английского корабля "Стернен" , за что и был награжден золотой медалью английского правительства и серебряной медалью русского правительства. А за помощь экспедиции А. И. Вилькицкого он получил в награду от начальника гидрографической службы России бокал с позолотой и гравированный фарфоровый прибор.
После революции, как это тогда происходило, его раскулачили. На том и закончилась его жизнь.
Позже, встретившись с краеведом Михаилом Александровичем Спирихиным, я узнал, что текст на этой табличке сочинил он. И выбил буквы и прикрепил ее тоже он. Более того, Михаил Александрович сказал, что в Нарьян-Маре живет Геннадий Семенович Кожевин дальний родственник Ивана Александровича, который может что-то рассказать о его судьбе.
Мы встретились и с Геннадием Семеновичем, это очень известный на Севере мастер фотографии, у которого множество снимков в различных изданиях, немало состоялось и фотовыставок. И вот недавно на открытии его выставки в библиотеке имени Добролюбова в Архангельске к нему подошла пожилая женщина, как оказалось внучка Ивана Александровича Кожевина. Они разговорились, и она рассказала, что все награды деда ее семье пришлось продать, чтобы не умереть от голода в годы коллективизации. Такая вот судьба этого деятельного, энергичного, умного человека, так грустно сложилась и судьба его наследства и наград...
Стоя на берегу перед отплытием в обратный путь, я оглянулся и прислушался. Ветер донес еле слышное треньканье колокола. Этот глуховатый, надтреснутый звук словно бы шел оттуда, из глубины веков, напоминая нам, нынешним, о горестном, великом, страстном и бесконечно трагическом отрезке русской истории. Казалось, вот сейчас мы услышим голос несгибаемого Аввакума, который, согласно легенде, уже объятый пламенем, высоко подняв над головой руку со сложенными двумя перстами, кричал: "Так молитесь! Коли будете таким крестом креститься, вовеки не погибнете. А покинете этот крест и городок ваш песком засыплет".
Наверно, его уже было плохо слышно. Не все тогда разобрали вещие слова. Городок исчез, растворился во времени, а на его месте... да, на его месте ничего не осталось... Вот только в памяти людской, а более в душе русского человека он сохранится навсегда.
17.11.2005
Источник: Парламентская газета