Ровно 205 лет назад, 21 ноября (8-го по старому стилю) 1800 года, в День святого архангела Михаила, в 9 часов 45 минут, Павел I, сопровождаемый семьей, начал шествие к своему еще не достроенному замку. Торжественное движение императора сопровождалось громом пушек с Петропавловки и Адмиралтейства и бравурной музыкой...
Замок как манифест
В новой резиденции было сыро от невысохшей штукатурки, повсюду возвышались леса, но освящение, несмотря ни на что, состоялось. Павел вошел в свой замок через Рождественские ворота и встретил всех собравшихся на церемонию в Воскресенском зале. Он думал, что его царствование станет воскресением величия России, залогом бессмертия монархии...
Это уникальный случай для России, рассказывает Наталья Бахарева, заведующая хранительским сектором Михайловского замка, когда светская постройка, императорский дворец, посвящается архангелу Михаилу. Обычно освящение дворца означает окончание строительства, но ведь работы в замке продолжались до февраля, да и позже. Значит, для Павла важна была именно эта дата, связанная с именем архангела Михаила.
"Романтический император" символически продумывал буквально каждую деталь своего нового дворца. От названий ворот Воскресенские, Рождественские, Зачатьевские до ступенек к тронам, число которых зависело от достоинств занимавших трон лиц. Но сам Павел и "напророчил" себе судьбу в этом замке.
Михайловский замок был построен на бывшей территории Летнего сада, где стоял дворец Елизаветы Петровны, продолжает рассказ Наталья Юрьевна. В этом дворце Павел родился, и, по преданию, он сказал о будущей резиденции: "На этом месте я родился здесь хочу и умереть". Конечно, он не предполагал, что это случится так быстро... Михайловский замок весь религиозно символичен: сам восьмигранный план замка, надпись из Псалтири на воротах, выбор тем для живописи, скульптуры. И главная мысль всего величие имперской власти, значительность роли главы государства в российской истории. Так, в зале, предшествующем Тронному, Павел велел расположить картины на сюжеты крещения Руси, Куликовской битвы, взятия Казани Иваном Грозным, избрания Михаила Романова на царство, Полтавского сражения. Все эти сюжеты связаны с историческими ситуациями выхода России из драматических, кризисных ситуаций.
И кто, как не архангел Михаил небесный архистратиг, хранитель веры христианской, должен был поддержать Павла, который хотел развернуть Россию к новому времени, реформировать многое в ней. Император даже последнего своего сына назовет именем Михаил. С малых лет воспринимал себя Павел хранителем традиций Петра Первого и Михайловский замок должен был стать манифестом нового великого монарха. Но странны повороты истории: московский Архангельский (Михаила Архангела) собор в Кремле место упокоения русских правителей от Ивана Калиты до первых Романовых. А петербургский замок, освященный в честь Михаила Архангела, стал местом гибели императора.
Сам день смерти Павла был связан с событиями необычными, даже символическими, говорит Наталья Юрьевна. За обедом Павел вдруг увидел в зеркале свое отражение со свернутой шеей, потом пожелал сыну Александру исполнения всего задуманного. А накануне смерти императора его младший сын Михаил играл в "похороны отца"... Так все и совпало.
Актера Сухорукова замок принял
В последнее время Михайловский замок стал не только музеем, но и местом съемок фильмов, театральных представлений, фейерверков и даже праздничных юбилеев. Вспомним хотя бы юбилей композитора Андрея Петрова, проходивший во дворе и залах замка.
И мы только рады этому, говорит Наталья Бахарева. Ведь Михайловский дворец строился как богатейшая парадная резиденция XVIII века. Зеркала, шпалеры, картины, скульптура. Здесь должны были давать балы, устраивать приемы. И организуя здесь праздники и спектакли, мы, наверное, возвращаем этот дворец к тому, каким хотел видеть его Павел. Что из того, что было это подобием рыцарского замка? Екатерина, например, построила себе Китайскую деревню. Монархи многое могли себе позволить.
Больше всех, кстати, повезло в Михайловском замке съемочной группе фильма "Бедный бедный Павел", того самого, где императора играет Виктор Сухоруков. Режиссеру Виталию Мельникову даже не пришлось строить декорации строительных лесов Михайловский замок как раз в это время ремонтировали и снаружи, и внутри. Откапывали Воскресенский канал, восстанавливали мост, реставрировали плафоны.
Киногруппе к тому же постоянно везло, вспоминает Наталья Бахарева, даже погода им помогала: снег в одном из эпизодов зимнего строительства замка пошел именно тогда, когда нужно было начать съемки. Замок или Павел помог им не знаю.
Есть в замке и удивительная экскурсия полночная. Одна из питерских экскурсионных фирм придумала такое почти детективное ночное путешествие по Петербургу расследование причин и последствий смерти Павла Первого. В центре, конечно, история самого убийства. Экскурсанты подъезжают к замку в половину первого, именно тогда, когда подошли к этому дворцу заговорщики. Входят в Михайловский через Рождественские ворота и стремительно, в безумном ритме преступления через бывшую караульную комнату и библиотеку поднимаются к спальне Павла. И здесь узнают о случившемся мартовской ночью 1801 года во всех страшных подробностях.
Мы не пытаемся сделать из этой экскурсии шоу, делится Наталья Юрьевна. И наверное, поэтому наши ночные посетители всегда сочувствуют Павлу, жалеют его. И даже досадуют на то, что не нашлось у бедного императора в эту ночь ни защитников, ни помощников.
Выходят во двор Михайловского замка экскурсанты в то самое время, когда покинули место преступления убийцы Павла, около двух часов ночи. И сегодня этот замок единственный петербургский музей, который открывают ночью.
На месте кровати алтарь
Место убийства "русского Гамлета" спальня Павла не сохранилось. Сначала, во времена Александра I, причастного к заговору, дворец был предан забвению. А Александр II основал на месте страстей и страданий своего предка церковь во имя Петра и Павла. И алтарь этой церкви установили там, где при Павле стояла кровать императора. А там, где были ширмы, за которыми скрывался бедный император от убийц, возвели иконостас и царские врата. Конечно, в советские "цареубийственные" времена эта церковь была закрыта, алтарь и иконостас разобрали, но интерьеры самого храма сохранились. И до сих пор из церковного окна можно увидеть купола Спаса-на-Крови, построенного на месте убийства Александра II.
Так дворцовый храм Петра и Павла стал первым петербургским храмом "на крови". Это было своеобразное покаяние императора Александра II за преступление своего коронованного дяди. Однако "темен жребий русского монарха". Именно тому правителю, который ненавидел дворцовые интриги и заговоры, выпадала доля отмывать собственной кровью преступления своих предшественников.
Пока Михайловский "храм на крови" не возрожден как церковь. Может быть, время "второго покаяния" впереди. Продолжаются реставрация и ремонт замка. И сколько еще загадок и открытий скрывает дворец императора-мученика?
21.11.2005
Источник: Вечерний Петербург