ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Роберт Турман: "Ума – моя богиня"

О буддизме, творчестве, собственном опыте монашества и своей дочери Уме рассказывает Роберт Турман

22 ноября 2005

В Москву прибыл один из самых известных востоковедов современности, основатель "Тибетского Дома в Нью-Йорке", отец голливудской звезды Умы Турман, профессор Роберт Турман. Его визит стал первым шагом в подготовке нового российского кинофестиваля – Фестиваля Восточного кино. Для Роберта Турмана такая работа не в новинку – в июле в Америке он весьма успешно провел Фестиваль буддийского кино. О буддизме, творчестве, собственном опыте монашества и своей дочери Уме Роберт Турман рассказал обозревателю Страны.Ru Марии Свешниковой.

– Роберт, расскажите о себе, о том, как вы пришли к буддизму.

– Я родился в Нью-Йорке в 1941 году. В том, году, когда произошло немало трагических событий. И я вырос в довольно странной культуре, именуемой сегодня американской культурой. С самого детства я ощущал себя чужаком в этой культуре, потому что я никогда не чувствовал в себе готовность принять некоторые ее проявления. В церкви, куда я ходил, меня учили не пытаться познать природу этого мира, призывая поверить, что она такова, как есть. Но не приводили веских доказательств этому. А ученые говорили, что подлинная природа всего сущего – это материя, а мой ум – ничто.

Мне, в общем, нравилась моя жизнь – я ходил на вечеринки, учился в хорошей школе и оставался слегка безумен в молодые годы. Когда мне стукнуло 20 лет, в результате несчастного случая я потерял левый глаз, что повернуло меня по направлению к настоящей, истиной жизни. Пока я находился на лечении, я попросил принести мне труд Ницше "Так говорил Заратустра" и Германа Гессе "Сиддхартха" и "Паломничество в страну Востока", потому что мне показалось, что я найду там более реалистичную философию, подходящую мне.

Так, в начале 60-х я отправился в Индию, проехал через многие страны Ближнего Востока, встречался с суфистскими учеными, со многими святыми людьми, общался с ними. Но только получив возможность общаться с тибетцами, я понял, что среди них то место, где я хочу быть, не смотря на то, что Далай-лама был довольно молодым человеком. Здесь я хочу учиться. Эти люди гораздо прочнее стоят на земле, и это мне предстоит постичь, хотя, на первый взгляд, в этом не было ничего привлекательного.

Я начал работать в тибетской школе, попутно изучая тибетский язык и буддийскую философию, когда пришло известие, что в Нью-Йорке скончался мой отец. Мама попросила меня вернуться, и я купил себе билет в два конца: чтобы слетать в Америку и вернуться. Но за день до моего возвращения в Тибет, я отправился гулять в Нью-Джерси, и рядом с одним монастырем я встретился с калмыцким ламой, с одним из россиян (он очень гордился тем, что он – европеец, россиянин). И с того момента, как я познакомился с ним, началось мое действительное ученичество. При входе в монастырь у меня отказали ноги, у меня подвело живот, отнялся язык. Но я преодолел себя, и, когда несколько лам вышли мне навстречу, я пошел следом за ними внутрь. Меня спросили, что же я хочу. "Я хочу жить здесь". Они посмотрели на меня (а я был поход на афганского беженца, с длинными волосами, в странной одежде и с черной повязкой на глазу) и сказали "Не получится. Ты просто безумный американский подросток". Но потом решили, что мне надо научиться тибетскому. И может, в философских тибетских книгах я найду ответы на свои вопросы. Я сдал свой билет и остался при монастыре.

– Как вы стали первым тибетским монахом-американцем? И как оставили монашеский образ жизни?

– Когда в 24 года я встретил калмыцкого Шаджин-ламу, я был преисполнен энтузиазма, жажды деятельности. Я стремился к нирване, и все свое время я посвящал тому, чтобы углубить свои знания тибетского языка и буддисткой философии. Мне казалось, что жизнь монаха – это мое призвание. Но учитель сказал, что он не посвятит меня в монахи, потому что мне это не нужно. Я верил, что уход от мира – это самое разумное, а он предложил мне жить жизнью монахов, не выполняя формальную часть, не давая обетов. Потому что он считал, что это не моя карма, а я не смогу остаться монахом. Но я его не слушал, терзая просьбами о посвящении. Тогда он сказал, что отправляется к Далай-ламе, и если я хочу, то могу к нему присоединиться – вдруг тот решит посвятить меня в монашеский сан.

Он привез меня к Далай-ламе и сказал: "Вот американский парень, который хочет стать тибетским монахом. Он немного не в себе, но довольно умен. Он хочет учиться, и, возможно, Ваше святейшество, вы сможете помочь ему". Тогда Далай-лама был несколько подозрителен, он внимательно следил за мной в течение года, а я в это время продолжал изучать тибетский язык. В конце концов я настоял на своем, и он посвятил меня в монахи. Его святейшеству на тот момент было всего 29 лет, и он не имел такого обширного опыта с нетибетской аудиторией, а в тибетской культуре не считалось чем-то особенным стать монахом. Это было вполне почетно с одной стороны и обыденно с другой. Становясь монахом в Тибете вы обрекаете себя на особенное, совершенно безбедное существование. Вам не нужно ни о чем заботиться, у вас нет "проблем" со свиданиями. Я жил в монастыре какое-то время, а затем мне пришлось вернуться в Америку и начались трудности. Там не было не то, что тибетских монастырей с их устройством, но и никаких других буддийских. Кроме того, началась война с Вьетнамом, и вся Америка стала занимать определенную позицию, а я почувствовал, что, будто прячусь от событий, обязанностей, долга, что я устраняюсь от помощи, которую могу оказать. И, через какое-то время я принял решение снять с себя послушание. Надо сказать, что Далай-лама очень рассердился, когда узнал о моем решении. Только через несколько лет он смог примириться с моим решением. Тогда он встретился с двумя моими детьми, одной из которых была Ума. И он сказал, что если у его бывшего монаха и его жены родились такие замечательные дети, ему ничего не остается, кроме как простить меня.

– Вы одобряете фильмы, в которых играет ваша дочь? Как вы оцениваете ее творчество?

– В эти дни в Москве состоялась премьера фильма моей дочери, в котором она снялась. И меньше всего мне хотелось бы состязаться с моей дочерью в популярности. Что я могу сказать про Уму – она просто благословение, которое пришло в мою жизнь. Конечно, я чего-то жду от нее. Но моя дочь – моя богиня, я боготворю ее, я рад, что она моя дочь. Она намного важнее меня. Потому что она настоящая буддистка.

– Как вы считаете, вы достигли просветления, как мечтали в молодости?

– Я давно изучаю тибетскую философию. И, хотя я не достиг просветления, я знаю довольно много о просветлении, чтобы сказать, что я – не просветлен. И если на меня найдет временное помрачение, и я решу, что я просветлен, тогда моя жена и дети очень быстро укажут на мое заблуждение. Потому что они хорошо знаю, что я – не просветленный. За эти сорок лет я кое-чего достиг. Я стал более жизнерадостным, и мне пришло знание, как функционирует человеческий ум, о том, как человеческое сердце может быть закрыто, завязано в узел или становится открытым, живым. То, о чем я говорю, называется бесконечная жизнь. А бесконечная жизнь означает именно просветление.

– Что для вас буддизм?

– Когда люди слышат слово буддизм, они думают, что это такая религия. Но это не так. Согласно определению религии – это некая система верований, связанная с институциональным механизмом, иерархией, системой верований, с определенной этической и нравственной системой. Но Будда отличался от остальных отцов-основателей религий. Он и был бы счастлив преподать миру какую-то систему веры, учения. Он действительно встречался с Брахмой – творцом Вселенной. Но творец не заповедал ему: "Учи людей верить в меня, и тогда они спасутся". Вместо этого он направил Будду на изучение своей мудрости, чтобы он для себя смог обнаружить – какова она, природа реальности. Будда выполнил это и обрел некое "переживание", которое мы в наши дни называем буддизмом.

На самом деле, обретя просветление, он стал Буддой, что означает, он совершенно и полностью постиг: как работает этот мир, как работает ум, в чем причина страданий, где кроется возможность освобождения от страданий. И чем старше я становлюсь, тем больше я благодарен Будде за это открытие. И, хотя я не считаю, что являюсь фанатиком Будды, моя жена уверена, что я фанатик. Буддист не является символом какой-то религиозной догмы, религиозной идеи. Буддист – реалист.

– Что вы можете сказать об избранности?

– Как сказал Нео – герой фильма "Матрица", "каждый думает, что я – избранный". Мой учитель говорил, что каждый из живых существ, из людей втайне думает про себя, что он – тот самый избранный. Но он скрывает ее, потому что каждый из нас знает еще одно – никто с ним в этом не согласится. Никто из вас не думает, что он – Тот, и никто из ваших соседей не думает, что вы – Тот, но – Те. Все мы в совершенстве не согласны друг с другом. Даже, если мы были с кем-то в супружеских отношениях лет 50, вы не можете подумать, что ваша пара – Тот, избранный. Как раз об этом Будда и говорил: если вы – избранные, а вся Вселенная отлична от вас, на самом глубоком уровне жизни и смерти возникает ситуация, что вы против Вселенной, а Вселенная против вас. Можете ли вы допустить, что вся Вселенная против вас? Что вы существуете как отдельное эго, дистанцированное от всего мира? Мы не должны сражаться со Вселенной, мы в ней нераздельно связаны друг с другом. Если мы постигнем себя, как одну из многих сущностей, тогда мы поймем, что у нас нет необходимости бороться с остальными.

– Вы приехали готовить в Москве фестиваль Восточного кино. Что такое творчество?

– Теория Будды, или просветленная теория творчества не является религиозной точкой зрения. У творческих работников есть видение, которое высвобождает границы обычного. И, для творческого человека, важно показать прекрасное вместо обычного видения серой рутины. Поэт смотрит на кучу навоза и видит на ней игру цвета в каплях росы, замечая в них отсветы драгоценных каменьев. И, прочитав поэму поэта, кто-то может вдохновиться. Поймите, что вы не одиноки в этом мире, что гораздо реалистичнее позволить живым существам постичь свою жизнь, почувствовать дыхание другого существа. Я обычный профессор, но я постиг эти вещи, открытые мне Творцом. Для настоящего искусства важна сердечная связь между Творцом и личностью. Будда был великим художником, равно как и Иисус был великим художником.

22.11.2005

Источник: Страна.Ru

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама