В Москву прибыл один из самых известных востоковедов современности, основатель "Тибетского Дома в Нью-Йорке", отец голливудской звезды Умы Турман, профессор Роберт Турман. Его визит стал первым шагом в подготовке нового российского кинофестиваля Фестиваля Восточного кино. Для Роберта Турмана такая работа не в новинку в июле в Америке он весьма успешно провел Фестиваль буддийского кино. О буддизме, творчестве, собственном опыте монашества и своей дочери Уме Роберт Турман рассказал обозревателю Страны.Ru Марии Свешниковой.
Роберт, расскажите о себе, о том, как вы пришли к буддизму.
Я родился в Нью-Йорке в 1941 году. В том, году, когда произошло немало трагических событий. И я вырос в довольно странной культуре, именуемой сегодня американской культурой. С самого детства я ощущал себя чужаком в этой культуре, потому что я никогда не чувствовал в себе готовность принять некоторые ее проявления. В церкви, куда я ходил, меня учили не пытаться познать природу этого мира, призывая поверить, что она такова, как есть. Но не приводили веских доказательств этому. А ученые говорили, что подлинная природа всего сущего это материя, а мой ум ничто.
Мне, в общем, нравилась моя жизнь я ходил на вечеринки, учился в хорошей школе и оставался слегка безумен в молодые годы. Когда мне стукнуло 20 лет, в результате несчастного случая я потерял левый глаз, что повернуло меня по направлению к настоящей, истиной жизни. Пока я находился на лечении, я попросил принести мне труд Ницше "Так говорил Заратустра" и Германа Гессе "Сиддхартха" и "Паломничество в страну Востока", потому что мне показалось, что я найду там более реалистичную философию, подходящую мне.
Так, в начале 60-х я отправился в Индию, проехал через многие страны Ближнего Востока, встречался с суфистскими учеными, со многими святыми людьми, общался с ними. Но только получив возможность общаться с тибетцами, я понял, что среди них то место, где я хочу быть, не смотря на то, что Далай-лама был довольно молодым человеком. Здесь я хочу учиться. Эти люди гораздо прочнее стоят на земле, и это мне предстоит постичь, хотя, на первый взгляд, в этом не было ничего привлекательного.
Я начал работать в тибетской школе, попутно изучая тибетский язык и буддийскую философию, когда пришло известие, что в Нью-Йорке скончался мой отец. Мама попросила меня вернуться, и я купил себе билет в два конца: чтобы слетать в Америку и вернуться. Но за день до моего возвращения в Тибет, я отправился гулять в Нью-Джерси, и рядом с одним монастырем я встретился с калмыцким ламой, с одним из россиян (он очень гордился тем, что он европеец, россиянин). И с того момента, как я познакомился с ним, началось мое действительное ученичество. При входе в монастырь у меня отказали ноги, у меня подвело живот, отнялся язык. Но я преодолел себя, и, когда несколько лам вышли мне навстречу, я пошел следом за ними внутрь. Меня спросили, что же я хочу. "Я хочу жить здесь". Они посмотрели на меня (а я был поход на афганского беженца, с длинными волосами, в странной одежде и с черной повязкой на глазу) и сказали "Не получится. Ты просто безумный американский подросток". Но потом решили, что мне надо научиться тибетскому. И может, в философских тибетских книгах я найду ответы на свои вопросы. Я сдал свой билет и остался при монастыре.
Как вы стали первым тибетским монахом-американцем? И как оставили монашеский образ жизни?
Когда в 24 года я встретил калмыцкого Шаджин-ламу, я был преисполнен энтузиазма, жажды деятельности. Я стремился к нирване, и все свое время я посвящал тому, чтобы углубить свои знания тибетского языка и буддисткой философии. Мне казалось, что жизнь монаха это мое призвание. Но учитель сказал, что он не посвятит меня в монахи, потому что мне это не нужно. Я верил, что уход от мира это самое разумное, а он предложил мне жить жизнью монахов, не выполняя формальную часть, не давая обетов. Потому что он считал, что это не моя карма, а я не смогу остаться монахом. Но я его не слушал, терзая просьбами о посвящении. Тогда он сказал, что отправляется к Далай-ламе, и если я хочу, то могу к нему присоединиться вдруг тот решит посвятить меня в монашеский сан.
Он привез меня к Далай-ламе и сказал: "Вот американский парень, который хочет стать тибетским монахом. Он немного не в себе, но довольно умен. Он хочет учиться, и, возможно, Ваше святейшество, вы сможете помочь ему". Тогда Далай-лама был несколько подозрителен, он внимательно следил за мной в течение года, а я в это время продолжал изучать тибетский язык. В конце концов я настоял на своем, и он посвятил меня в монахи. Его святейшеству на тот момент было всего 29 лет, и он не имел такого обширного опыта с нетибетской аудиторией, а в тибетской культуре не считалось чем-то особенным стать монахом. Это было вполне почетно с одной стороны и обыденно с другой. Становясь монахом в Тибете вы обрекаете себя на особенное, совершенно безбедное существование. Вам не нужно ни о чем заботиться, у вас нет "проблем" со свиданиями. Я жил в монастыре какое-то время, а затем мне пришлось вернуться в Америку и начались трудности. Там не было не то, что тибетских монастырей с их устройством, но и никаких других буддийских. Кроме того, началась война с Вьетнамом, и вся Америка стала занимать определенную позицию, а я почувствовал, что, будто прячусь от событий, обязанностей, долга, что я устраняюсь от помощи, которую могу оказать. И, через какое-то время я принял решение снять с себя послушание. Надо сказать, что Далай-лама очень рассердился, когда узнал о моем решении. Только через несколько лет он смог примириться с моим решением. Тогда он встретился с двумя моими детьми, одной из которых была Ума. И он сказал, что если у его бывшего монаха и его жены родились такие замечательные дети, ему ничего не остается, кроме как простить меня.
Вы одобряете фильмы, в которых играет ваша дочь? Как вы оцениваете ее творчество?
В эти дни в Москве состоялась премьера фильма моей дочери, в котором она снялась. И меньше всего мне хотелось бы состязаться с моей дочерью в популярности. Что я могу сказать про Уму она просто благословение, которое пришло в мою жизнь. Конечно, я чего-то жду от нее. Но моя дочь моя богиня, я боготворю ее, я рад, что она моя дочь. Она намного важнее меня. Потому что она настоящая буддистка.
Как вы считаете, вы достигли просветления, как мечтали в молодости?
Я давно изучаю тибетскую философию. И, хотя я не достиг просветления, я знаю довольно много о просветлении, чтобы сказать, что я не просветлен. И если на меня найдет временное помрачение, и я решу, что я просветлен, тогда моя жена и дети очень быстро укажут на мое заблуждение. Потому что они хорошо знаю, что я не просветленный. За эти сорок лет я кое-чего достиг. Я стал более жизнерадостным, и мне пришло знание, как функционирует человеческий ум, о том, как человеческое сердце может быть закрыто, завязано в узел или становится открытым, живым. То, о чем я говорю, называется бесконечная жизнь. А бесконечная жизнь означает именно просветление.
Что для вас буддизм?
Когда люди слышат слово буддизм, они думают, что это такая религия. Но это не так. Согласно определению религии это некая система верований, связанная с институциональным механизмом, иерархией, системой верований, с определенной этической и нравственной системой. Но Будда отличался от остальных отцов-основателей религий. Он и был бы счастлив преподать миру какую-то систему веры, учения. Он действительно встречался с Брахмой творцом Вселенной. Но творец не заповедал ему: "Учи людей верить в меня, и тогда они спасутся". Вместо этого он направил Будду на изучение своей мудрости, чтобы он для себя смог обнаружить какова она, природа реальности. Будда выполнил это и обрел некое "переживание", которое мы в наши дни называем буддизмом.
На самом деле, обретя просветление, он стал Буддой, что означает, он совершенно и полностью постиг: как работает этот мир, как работает ум, в чем причина страданий, где кроется возможность освобождения от страданий. И чем старше я становлюсь, тем больше я благодарен Будде за это открытие. И, хотя я не считаю, что являюсь фанатиком Будды, моя жена уверена, что я фанатик. Буддист не является символом какой-то религиозной догмы, религиозной идеи. Буддист реалист.
Что вы можете сказать об избранности?
Как сказал Нео герой фильма "Матрица", "каждый думает, что я избранный". Мой учитель говорил, что каждый из живых существ, из людей втайне думает про себя, что он тот самый избранный. Но он скрывает ее, потому что каждый из нас знает еще одно никто с ним в этом не согласится. Никто из вас не думает, что он Тот, и никто из ваших соседей не думает, что вы Тот, но Те. Все мы в совершенстве не согласны друг с другом. Даже, если мы были с кем-то в супружеских отношениях лет 50, вы не можете подумать, что ваша пара Тот, избранный. Как раз об этом Будда и говорил: если вы избранные, а вся Вселенная отлична от вас, на самом глубоком уровне жизни и смерти возникает ситуация, что вы против Вселенной, а Вселенная против вас. Можете ли вы допустить, что вся Вселенная против вас? Что вы существуете как отдельное эго, дистанцированное от всего мира? Мы не должны сражаться со Вселенной, мы в ней нераздельно связаны друг с другом. Если мы постигнем себя, как одну из многих сущностей, тогда мы поймем, что у нас нет необходимости бороться с остальными.
Вы приехали готовить в Москве фестиваль Восточного кино. Что такое творчество?
Теория Будды, или просветленная теория творчества не является религиозной точкой зрения. У творческих работников есть видение, которое высвобождает границы обычного. И, для творческого человека, важно показать прекрасное вместо обычного видения серой рутины. Поэт смотрит на кучу навоза и видит на ней игру цвета в каплях росы, замечая в них отсветы драгоценных каменьев. И, прочитав поэму поэта, кто-то может вдохновиться. Поймите, что вы не одиноки в этом мире, что гораздо реалистичнее позволить живым существам постичь свою жизнь, почувствовать дыхание другого существа. Я обычный профессор, но я постиг эти вещи, открытые мне Творцом. Для настоящего искусства важна сердечная связь между Творцом и личностью. Будда был великим художником, равно как и Иисус был великим художником.
22.11.2005
Источник: Страна.Ru