На одной из встреч с Президентом Российской Федерации В. Путиным Патриарх всея Руси Алексий II заметил, что пенсии у священнослужителей невелики. К сожалению, большинство пенсионеров могли бы подтвердить низкий уровень собственных пенсий. Что касается священнослужителей, то различаются два противоположных подхода государства к их пенсионному обеспечению в советский и постсоветский периоды.
Конституционный принцип
По Конституции СССР и Российской Федерации, действовавшей до 1993 г., церковь была отделена от государства. Свобода совести и вероисповедания провозглашалась, но основу идеологии, исповедуемой на государственном уровне, составлял атеизм, религиозные убеждения и взгляды официальными властями осуждались. Отсюда возникли и некоторые дискриминационные меры в отношении служителей культа.
Даже тех, кто работал в религиозных организациях по найму, то есть по существу являлся рабочим и служащим, то относили к обеспечиваемым пенсиями, то исключали из числа застрахованных, о чем пойдет речь дальше.
По ныне действующей Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года (статья 14), Россия светское государство. Закреплено, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Запрещены любые ограничения прав граждан по признаку религиозной принадлежности. В постсоветский период изменились подходы государства к обеспечению свободы вероисповедания и установлению государственных пенсий священнослужителям и работникам религиозных организаций.
Лишение права
По советскому законодательству о труде все рабочие и служащие подлежали обязательному государственному социальному страхованию, взносы на которое уплачивались предприятиями, учреждениями, организациями без каких-либо вычетов из заработной платы труженика. Неуплата предприятием страховых взносов не лишала работника права на пенсию по достижении необходимых для этого условий. Время работы, в течение которой лицо подлежало социальному страхованию, включалось в общий трудовой стаж, дающий право на пенсию.
Некоторые особенности ограничения исчисления общего трудового стажа существовали в отношении работы по найму в религиозных организациях. Такая работа засчитывалась, если с работником трудовой договор был заключен с участием профсоюзных органов. В советские времена это были групповые (местные) комитеты профсоюза городских (районных) жилищных управлений, отделов коммунального хозяйства. Профсоюзные организации заключали такие договора с лицами, профессии которых предусматривались специальными перечнями (списками) профессий работников религиозных организаций, подлежащих профобслуживанию. Этот перечень неоднократно изменялся. До 1956 г. социальному страхованию подлежали лишь сторожа и истопники, занятые на работе по строительству и ремонту зданий религиозных организаций. С 9 октября 1956 года список, утвержденный ЦК профсоюза работников коммунального хозяйства, расширил категории работников. Социальное страхование стало распространяться на счетно-бухгалтерский персонал, работников канцелярии, экономистов, юристов, работников транспорта, хозяйственного, бытового и медицинского обслуживания, работников производственных предприятий, работников по проектированию, строительству, ремонту и декорированию зданий; персонал, обслуживающий богослужение и совершение обрядов (кроме регентов, конторов, псаломщиков и певчих постоянных хоров). При этом лица, совершавшие богослужение и обряды либо получавшие за это доходы, профсоюзному обслуживанию, а следовательно, и социальному страхованию, не подлежали.
Список просуществовал до 1961 года. Постановлением президиума ЦК профсоюза рабочих местной промышленности и коммунального хозяйства от 13 сентября 1961 г. он был признан утратившим силу, и в действие вошел новый перечень. Перечнем 1961 года предусматривались не обобщенные наименования характера трудовой деятельности, как это было ранее, а конкретизировались названия профессий и должностей.
Он содержал следующий круг работников: счетно-бухгалтерский персонал счетоводы, кассиры, бухгалтеры; работники канцелярии машинистки, стенографистки, делопроизводители, технические секретари; работники хозяйственного и бытового обслуживания уборщицы, сторожа, дворники, истопники, кастелянши, кладовщики, рабочие по ремонту зданий; работники транспорта и его обслуживания, работники производственных предприятий. Непреложным остается правило даже перечисленные работники лишались профобслуживания и, как следствие, социального страхования, если они одновременно выполняли функции церковных старост, членов исполнительных органов религиозных объединений, а также имели духовный сан.
Трудовые договоры с не вошедшими в перечень были аннулированы.
Этот перечень был краткосрочным. Постановлением президиума ЦК профсоюза от 21 августа 1962 года он был заменен новым перечнем. В него вошли три профессии: сторож, дворник и кочегар-истопник. Если же те, кто работал по этой профессии, совмещали ее с обязанностями церковных старост, членов исполнительных органов религиозных учреждений либо участвовали в отправлении обрядов, то трудовое и пенсионное законодательство к ним, как и прежде, не применялось.
Ранее заключенные договора по иным профессиям и должностям были расторгнуты в месячный срок.
Подытоживая этапы манипуляций с социальным страхованием отдельных категорий работников религиозных организаций, в общий трудовой стаж включались следующие периоды (см. таблицу).
Признание стажа
После распада СССР в России принимались два закона, посвященные свободе вероисповедания. Один Закон РСФСР "О свободе вероисповеданий" от 25 декабря 1990 г. N 267-1 утратил силу. Его заменил ныне действующий Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".
Законом предусмотрено, что работники религиозных организаций, а также священнослужители подлежат социальному страхованию и пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством страны. Закреплено право религиозных организаций согласно своим уставам заключать трудовые договоры (контракты) с работниками. На последних распространяется законодательство о труде.
Таким образом священнослужителям предоставили возможность уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и они уравнены в пенсионных правах с другими гражданами, подлежащими пенсионному страхованию. Время их работы засчитывается в страховой стаж.
Возник вопрос: за какой период следует учитывать трудовой стаж отправителей культа для определения права на пенсию и ее размера; а именно следует ли соблюдать тот порядок, который действовал до закона 1990 года, и включать лишь периоды деятельности в соответствии с перечнями, действовавшими в определенный отрезок времени?
Правоприменительная практика складывалась таким образом, что в трудовой стаж священнослужителей включался лишь тот период, когда законодатель распространил на них социальное страхование и пенсионное обеспечение наравне с работниками, то есть не ранее чем с даты вступления в силу закона 1990 года.
Проблема исчисления стажа священнослужителей решена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 ноября 2004 г. N 280 "Об утверждении разъяснения "О порядке включения в общий трудовой стаж периодов работы священнослужителей в религиозных организациях и участия в совершении религиозных обрядов".
Краткий формат документа преследовал одну цель: разрешить засчитывать в общий трудовой стаж весь период работы священнослужителей в религиозных организациях независимо от времени, когда она выполнялась. Это означает, что будет учтена указанная работа и за те годы, когда священнослужители не подлежали социальному страхованию.
Последствия решения
Когда принимается какое-либо решение, то хочется знать, даст ли оно положительные результаты. Отразится ли приказ Минздравсоцразвития на повышении пенсий священнослужителям? В какой-то степени можно ответить утвердительно на этот вопрос.
После 1990 года право на трудовую пенсию у религиозных деятелей есть, страховой стаж за истекший период достаточен, поскольку требование к наличию необходимого стажа минимальное всего 5 лет. Размер пенсии исчисляется из фактически уплаченных страховых взносов. И все же период деятельности до 1990 года может оказать определенное влияние на размер пенсии.
Напомним, что пункт 4 статьи 30 Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает оценку пенсионных прав застрахованных лиц с учетом общей продолжительности трудового стажа по состоянию на 1 января 2002 г. Этот стаж определяет стажевой коэффициент, который в совокупности с другими показателями отражается на величине расчетного пенсионного капитала и, следовательно, на подсчитанной из него пенсии.
Издавая приказ N 280, Минздравсоцразвития исходило из того, что религиозные деятели уплачивали подоходный налог. По не зависящим от них обстоятельствам советское государство исключило их из системы государственного социального страхования. Поэтому религиозные организации не могли уплачивать страховые взносы для реализации права на пенсию. В 1990 году эта дискриминационная мера была упразднена, и возвращение священнослужителям права на учет стажа за прошлые годы является реализацией конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, гарантированного статьей 19 Конституции Российской Федерации.
Я не берусь оценивать, является ли данное решение правовым или политическим реверансом. Но убеждена, что такой же подход должен быть в отношении всех лиц, которые, работая на государственные нужды, осуществляли свою деятельность по гражданско-правовым договорам и в связи с этим до 90-х годов тоже не подлежали социальному страхованию.
17.11.2005
Источник: Социальная защита