В глазах миллионов католиков выборы нового Папы Римского весной уходящего года стали вопросом, от которого зависит, по какому пути пойдёт Католическая Церковь. Будет ли новый Папа консерватором или либералом? Спустя пол года мы можем сказать, что Бенедикт XVI, вопреки ожиданиям многих, продолжает политику Иоанна Павла II, которая заключалась в более либеральном отношении к другим религиям и достаточно консервативных взглядах на моральные вопросы. Попробуем разобраться с тем, что же такое "либеральный католицизм" и каковы его истоки и перспективы развития.
Истоки модернизма
Большинство учёных считают христианский модернизм детищем эпохи Просвещения, когда многие теологи стали критически оценивать учения и практику Церкви с учётом данных современной им науки. В то же время, следует отметить, что если проанализировать развитие католической теологии, начиная со времён первых христиан, то мы увидим, что схожие тенденции наблюдаются у многих христианских писателей и учителей. Достаточно вспомнить I Собор апостолов в Иерусалиме, когда часть из них отстаивала незыблемость иудейских обычаев и обрядов, а другая, во главе со святым Павлом, предлагала оставить лишь самое необходимое для духовного роста христиан. В любом случае, модернизм как таковой, как явление в жизни Церкви, дал о себе знать в XVIII-XIX веках. Одной из первых работ, последовательно представивших модернистскую экзегезу Писания стала книга Альфреда Луази "Евангелие и Церковь", вышедшая в 1902 году. Такие известные модернисты начала XX века, как Ромоло Мурри, Марк Санье, Фридрих фон Хюгель пытались совместить католическое вероучение с наукой, идеалы демократии с социальной доктриной Церкви. Распространение модернизма было воспринято неоднозначно – несмотря на то, что некоторые теологи приняли в той или иной форме эту философию, официальная Церковь ответила рядом репрессивных мер. 8 сентября 1907 года Папа Пий X выпустил энциклику "Pascendi" ("Необходимость пасти стадо"), направленную против модернизма, за которой последовала серия отлучений известных в то время модернистов, а в 1910 году была введена так называемая анти-модернистская присяга, обязательная для всего духовенства.
II Ватиканский Собор и традиционалистская реакция
Надо признать, что за период официальной борьбы с модернизмом от гонений пострадало немало выдающихся теологов. Ситуация начала меняться в середине 50-ых годов XX века, когда Папа Иоанн XXIII стал задумываться о том, как реформировать учение Католической Церкви, чтобы сделать его более доступным для современного человека и чтобы ответить на чаяния рядовых христиан. На II Ватиканском Соборе был принят ряд документов, которые провозглашали неслыханные для Католической Церкви вещи: диалог с нехристианскими религиями, уважение к взглядам других, даже если они противоречат учению Церкви, новое прочтение Священного Писания и литургическая реформа. Церковь вступила в полосу обновления (“aggiornamento”). Aggiornamento не стало переходом к официальному модернизму, но открыло новые перспективы для развития католической теологии. Основным камнем преткновения стало то, что ещё во время проведения Собора, часть теологов, принадлежавших к ультраконсервативному лагерю, отказалась принимать его решения – и прежде всего, такие вопросы, как отношение к нехристианским религиям и литургическую реформу. Основатель традиционалистского “Братства святого Пия” Марсель Лефевр, отлучённый от Церкви в 1988 году Иоанном Павлом II, считал, что новый чин римской литургии, “Novus Ordo”, оскорбляет Святые Дары и не носит душеспасительный характер. Появилась целая сеть так называемых “седевакантистских” групп (от лат. “Sede Vacante” – “престол пуст”), идеологи которых считают всех Пап, начиная с Иоанна XXIII еретиками, а некоторые из них даже провели выборы своих анти-пап (по некоторым подсчётам в настоящее время в мире насчитывается около 10 анти-пап).
Проблемы современной Церкви
Сегодня, пол века спустя после II Ватиканского Собора, Церковь стоит перед теми же проблемами, которые когда-то волновали отцов Собора. Можно разрешить разведённым участвовать в таинствах? Может ли женщина быть священником? Как быть с христианами не-католиками. От решения этих вопросов, во многом, зависит будущее Церкви. Как уже было сказано выше, Иоанн Павел II старался вести довольно мягкую политику в отношении нехристиан, в то же время сохраняя традиционное учение в области морали. Однако, мы видим, что такие вопросы, как взаимоотношения между супругами, отношения с другими христианскими церквями и т.д. отталкивают людей от Церкви. Как быть женщине, которая не по своей вине развелась с мужем и вступила в новый брак? Как быть врачу, который, борясь за жизнь пациентки, был вынужден сделать выбор в пользу жизни матери за счёт жизни её плода? Почему бы не разрешить женщинам, которые чувствуют призвание к священству принять рукоположение (ведь даже св. Тереза де Лизье говорила, что чувствует призвание к священству). Все эти вопросы, несомненно, должны тщательно рассматриваться, по ним не следует делать скоропалительных решений, однако очевидно одно – необходимость в реформе назрела. Один из вариантов её проведения – созыв III Ватиканского Собора, за проведение которого ратуют многие известные деятели католической Церкви – во многих приходах Европы и мира собираются подписи в поддержку проведения Собора. Ряд организаций занимаются пропагандой либеральных преобразований в христианстве. Крупнейшей такой организацией является “Мы Церковь”, действующая в США, Франции, Италии, Германии и многих других странах. Пять пунктов её программы можно представить как программу либерального христианства в целом:
Равное уважение ко всему народу Божьему – как к священникам, так и к мирянам;
Предоставление полных равных прав женщинам;
Отмена целибата для священников;
Позитивное отношение к сексуальности;
Проповедь Евангелия как послания радости.
Мы можем по-разному относиться к теологии обновления и к модернизму, однако, нам приходится признать, что на сегодня это важный аспект жизни Католической Церкви. Так или иначе, Церковь должна развиваться, как и всё человечество, однако она не должна терять своих духовных корней и основ своего вероучения.
Источник: Baznica