ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Модернизм, обновление и церковь

Максим Демченко :: 23 ноября 2005

В глазах миллионов католиков выборы нового Папы Римского весной уходящего года стали вопросом, от которого зависит, по какому пути пойдёт Католическая Церковь. Будет ли новый Папа консерватором или либералом? Спустя пол года мы можем сказать, что Бенедикт XVI, вопреки ожиданиям многих, продолжает политику Иоанна Павла II, которая заключалась в более либеральном отношении к другим религиям и достаточно консервативных взглядах на моральные вопросы. Попробуем разобраться с тем, что же такое "либеральный католицизм" и каковы его истоки и перспективы развития.

Истоки модернизма

Большинство учёных считают христианский модернизм детищем эпохи Просвещения, когда многие теологи стали критически оценивать учения и практику Церкви с учётом данных современной им науки. В то же время, следует отметить, что если проанализировать развитие католической теологии, начиная со времён первых христиан, то мы увидим, что схожие тенденции наблюдаются у многих христианских писателей и учителей. Достаточно вспомнить I Собор апостолов в Иерусалиме, когда часть из них отстаивала незыблемость иудейских обычаев и обрядов, а другая, во главе со святым Павлом, предлагала оставить лишь самое необходимое для духовного роста христиан. В любом случае, модернизм как таковой, как явление в жизни Церкви, дал о себе знать в XVIII-XIX веках. Одной из первых работ, последовательно представивших модернистскую экзегезу Писания стала книга Альфреда Луази "Евангелие и Церковь", вышедшая в 1902 году. Такие известные модернисты начала XX века, как Ромоло Мурри, Марк Санье, Фридрих фон Хюгель пытались совместить католическое вероучение с наукой, идеалы демократии с социальной доктриной Церкви. Распространение модернизма было воспринято неоднозначно – несмотря на то, что некоторые теологи приняли в той или иной форме эту философию, официальная Церковь ответила рядом репрессивных мер. 8 сентября 1907 года Папа Пий X выпустил энциклику "Pascendi" ("Необходимость пасти стадо"), направленную против модернизма, за которой последовала серия отлучений известных в то время модернистов, а в 1910 году была введена так называемая анти-модернистская присяга, обязательная для всего духовенства.

II Ватиканский Собор и традиционалистская реакция

Надо признать, что за период официальной борьбы с модернизмом от гонений пострадало немало выдающихся теологов. Ситуация начала меняться в середине 50-ых годов XX века, когда Папа Иоанн XXIII стал задумываться о том, как реформировать учение Католической Церкви, чтобы сделать его более доступным для современного человека и чтобы ответить на чаяния рядовых христиан. На II Ватиканском Соборе был принят ряд документов, которые провозглашали неслыханные для Католической Церкви вещи: диалог с нехристианскими религиями, уважение к взглядам других, даже если они противоречат учению Церкви, новое прочтение Священного Писания и литургическая реформа. Церковь вступила в полосу обновления (“aggiornamento”). Aggiornamento не стало переходом к официальному модернизму, но открыло новые перспективы для развития католической теологии. Основным камнем преткновения стало то, что ещё во время проведения Собора, часть теологов, принадлежавших к ультраконсервативному лагерю, отказалась принимать его решения – и прежде всего, такие вопросы, как отношение к нехристианским религиям и литургическую реформу. Основатель традиционалистского “Братства святого Пия” Марсель Лефевр, отлучённый от Церкви в 1988 году Иоанном Павлом II, считал, что новый чин римской литургии, “Novus Ordo”, оскорбляет Святые Дары и не носит душеспасительный характер. Появилась целая сеть так называемых “седевакантистских” групп (от лат. “Sede Vacante” – “престол пуст”), идеологи которых считают всех Пап, начиная с Иоанна XXIII еретиками, а некоторые из них даже провели выборы своих анти-пап (по некоторым подсчётам в настоящее время в мире насчитывается около 10 анти-пап).

Проблемы современной Церкви

Сегодня, пол века спустя после II Ватиканского Собора, Церковь стоит перед теми же проблемами, которые когда-то волновали отцов Собора. Можно разрешить разведённым участвовать в таинствах? Может ли женщина быть священником? Как быть с христианами не-католиками. От решения этих вопросов, во многом, зависит будущее Церкви. Как уже было сказано выше, Иоанн Павел II старался вести довольно мягкую политику в отношении нехристиан, в то же время сохраняя традиционное учение в области морали. Однако, мы видим, что такие вопросы, как взаимоотношения между супругами, отношения с другими христианскими церквями и т.д. отталкивают людей от Церкви. Как быть женщине, которая не по своей вине развелась с мужем и вступила в новый брак? Как быть врачу, который, борясь за жизнь пациентки, был вынужден сделать выбор в пользу жизни матери за счёт жизни её плода? Почему бы не разрешить женщинам, которые чувствуют призвание к священству принять рукоположение (ведь даже св. Тереза де Лизье говорила, что чувствует призвание к священству). Все эти вопросы, несомненно, должны тщательно рассматриваться, по ним не следует делать скоропалительных решений, однако очевидно одно – необходимость в реформе назрела. Один из вариантов её проведения – созыв III Ватиканского Собора, за проведение которого ратуют многие известные деятели католической Церкви – во многих приходах Европы и мира собираются подписи в поддержку проведения Собора. Ряд организаций занимаются пропагандой либеральных преобразований в христианстве. Крупнейшей такой организацией является “Мы – Церковь”, действующая в США, Франции, Италии, Германии и многих других странах. Пять пунктов её программы можно представить как программу либерального христианства в целом:

  1. Равное уважение ко всему народу Божьему – как к священникам, так и к мирянам;

  2. Предоставление полных равных прав женщинам;

  3. Отмена целибата для священников;

  4. Позитивное отношение к сексуальности;

  5. Проповедь Евангелия как послания радости.

Мы можем по-разному относиться к теологии обновления и к модернизму, однако, нам приходится признать, что на сегодня это важный аспект жизни Католической Церкви. Так или иначе, Церковь должна развиваться, как и всё человечество, однако она не должна терять своих духовных корней и основ своего вероучения.

Источник: Baznica

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама