В нашей истории перо однажды уже приравняли к штыку. Ничем хорошим это не закончилось. Казалось бы, сей урок давно усвоен, однако история повторяется вновь и вновь.
В последнее время в центре общественно-политических скандалов все чаще оказываются произведения искусства и, в частности, памятники.
Возьмем последний случай с творением Вячеслава Клыкова плодовитого скульптора и страстного общественного деятеля. В конце 1980-х он состоял в патриотическом объединении "Память" затем в Российском народном собрании, в Российском земском движении, социально-патриотическом движении "Держава" сейчас г-н Клыков возглавляет Международный фонд славянской письменности и культуры, а также пытается восстановить "Союз русского народа" печально прославившийся в начале прошлого века еврейскими погромами. Напомним, что многие из последних работ скульптора воспринимаются публикой, мягко говоря, неоднозначно. Памятник Николаю Второму в селе Тайнинском Московской области был взорван, а памятник адмиралу Колчаку, со скандалом установленный в Иркутске, местные жители теперь собираются снять с постамента. У новой работы Вячеслава Клыкова есть шанс переплюнуть по скандальности все предыдущие изваяния мастера.
На прошлой неделе в прессе появилось сообщение о том, что в Белгороде установлен памятник князю Святославу, посвященный 1040-летию разгрома Хазарского каганата. Честно говоря, саму идею этого художественного проекта тривиальной не назовешь. Почему победу над каганатом князя Святослава надо немедленно увековечить, причем в Белгороде, сможет объяснить, наверное, один россиянин из ста тысяч, и это в лучшем случае. Почему именно хазарский поход весьма воинственного и энергичного киевского князя надо срочно освежить в памяти потомков тоже. Но, как бы то ни было, идея меркнет перед художественным воплощением замысла. Народный художник России, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР Вячеслав Клыков изобразил события давно минувших лет в вольной аллегорической форме: князь сидит верхом на коне, попирающем копытами хазарского воина, на щите которого изображена шестиконечная звезда Давида. Высота статуи -тринадцать метров. Одним словом, впечатляет. Однако в этот пышный и державный замысел закралась, так сказать, историческая неточность, которая буквально поставила князя Святослава, известного, кстати, своим рыцарским отношением к противникам, в идейные ряды "Союза русского народа" Дело в том, что, хотя в Хазарском каганате исповедовали иудаизм, звезда Давида, помещенная скульптором на щит поверженного хазара, не являлась ни государственным, ни военным символом давно исчезнувшего государства. Вместе с тем звезда Давида помещена на государственном флаге и гербе современного Израиля, а кроме того, является важным символом иудаизма религии, которую в Российской Федерации исповедуют сотни тысяч ее граждан. Последнее, кстати, для нашего разговора особенно важно, поскольку Конституция РФ гарантирует своим гражданам свободу вероисповедания, и подобное отношение к культовой символике вполне может быть расценено как нарушение статьи Конституции, запрещающей разжигание межнациональной и межконфессиональной вражды. И уже, кстати, расценивается.
Федерация еврейских организаций и общин, Федеральная еврейская национально-культурная автономия России и Евро-Азиатский Еврейский конгресс обратились к полномочному представителю Президента РФ в ЦФО Георгию Полтавченко, губернатору Белгородчины Евгению Савченко и главе местного самоуправления Чернянского района Ивану Лаптеву с заявлением, в котором называют будущий монумент "оскорбляющим национальные и религиозные чувства еврейского народа". В любом случае то, что не укреплению дружбы народов способствует это произведение, видно, как говорится, невооруженным глазом. Но и с точки зрения здравого смысла, это может далеко нас завести. В истории России были и более героические, и более судьбоносные для державы сражения. И воевали, как правило, не с единоверцами. Так что же теперь нужно подкреплять славу русского оружия неуважительным отношением к символам веры? Кстати, гражданами РФ являются и потомки Золотой Орды, которая 300 лет взимала дань с русских княжеств. А если им захочется что-то увековечить, уязвляющее гордость титульной нации? Ну если одним гражданам можно, почему другим гражданам нельзя?
Вообще, останься памятник в мастерской скульптора или в частной коллекции, считалось бы это дело фактом личной творческой биографии художника. Но когда памятник предполагается установить в городе, это уже факт общественной жизни, общественной морали и нравственности. Администрация Белгородской области поспешила опровергнуть факт установки такого памятника, однако сообщила, что "по предложению Российского фонда славянской письменности и культуры Управлением культуры области и областным градостроительным советом прорабатывается вопрос по установке в селе Холки Чернянского района памятника, эскиз которого находится в стадии согласования". То есть по крайней мере в стадии проекта этот памятник существует и местными властями рассматривается без какого-либо смущения.
В этом деле, кроме вышесказанного, есть и еще один неприятный момент. У нас великая история, и не надо ее "улучшать" в соответствии с собственными воззрениями. Что было то было. Наше дело знать, понимать и уважать это. Ну не замечен был князь Святослав в религиозной нетерпимости, иначе бы сын его Владимир, великий правитель, канонизированный Православной церковью, не рассматривал бы иудаизм как одну из возможных своих государственных религий. И даже если это легенда, недаром ее внесли в летописи наши предки с уважением относились к чужой вере. Не в последнюю очередь поэтому создали великую державу...
24.11.2005
Источник: Культура