ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Батюшки идут на военные сборы

В третий раз российское духовенство собирается на военные сборы

Николай Никоноров :: 24 ноября 2005

Армия не может быть просто "организованной толпой" молодых вооруженных мужчин. Любая армия сильна не столько своим оружием, сколько идеологией, ради которой люди могут пойти на смерть.

Российское духовенство уже в третий раз в этом году собирается на военные сборы. Такого еще никогда не было.

Первый после 1914 года сбор военного духовенства прошел в июне 2003 года в Рязанском институте ВДВ. Организован он был Синодальным отделом Московской патриархии по связям с Вооруженными силами совместно с Министерством обороны. Это именно тогда некоторые батюшки совершили свой первый в жизни парашютный прыжок – поступок не ради острых ощущений, а ради того, чтобы на равных делить испытания воинской службы со своими духовными чадами.

С тех пор они не собирались. Зато уже в самом начале нынешнего года по благословению Патриарха Алексия II и в рамках 13-х Рождественских образовательных чтений прошли сборы военного духовенства. И не где-нибудь, а в подмосковной Власихе, где расположен Главный штаб Ракетных войск стратегического назначения. Но так как не все дальневосточные и сибирские епархии в связи с удаленностью от Москвы и финансовыми трудностями смогли направить своих представителей, Синодальный комитет по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями организовал учебно-методические сборы военного духовенства в Улан-Удэ. И наконец такое же мероприятие не так давно прошло в Барнауле, по сообщению пресс-службы краевого военкомата, на базе православного Барнаульского духовного училища при Покровском кафедральном соборе.

"Проведение сегодняшних сборов военного духовенства – еще один шаг в благородном деле консолидации армии и церкви на пути к единой цели: возрождению нравственных основ служения Отечеству" , – заявил начальник отделения морально-психологической и информационной работы военного комиссариата края Георгий Тилюкин. По его словам, в Алтайском крае за последние годы налажено плодотворное сотрудничество между местными органами военного управления и отделом по взаимодействию с Вооруженными силами Барнаульской и Алтайской епархии. В частности, проводятся совместные мероприятия, связанные с историческими и знаменательными датами в жизни государства и армии, священнослужители обязательно участвуют в торжественных мероприятиях на краевом сборном пункте, напутствуя призывников, благословляя их на исполнение священной обязанности защиты Отечества. Священники принимают участие в торжествах по случаю принятия воинами присяги, вручения личному составу оружия и военной техники.

Происходит то, что давно должно было произойти. Ведь армия не может быть просто "организованной толпой" молодых вооруженных мужчин. Любая армия сильна не столько своим оружием, сколько идеологией, ради которой люди могут пойти на смерть. Это аксиома. А вот как раз по части идеологии в сегодняшней армии пробел. Понятно, что наиболее близка российскому государственнику идея православия. Конечно, привнесение именно православия как главенствующей идеологии в российскую многонациональную армию во многом спорно. Но, похоже, пока что ничего другого не придумано. А духовное состояние армии на данный момент таково, что оно требует принятия срочнейших мер. Тем более что сами батюшки, предпринимающие "душепасторское окормление военнослужащих" , показывают чудеса героизма, терпения и высоты духа, что на людей в погонах влияет исключительно положительно.

Вообще присутствие священников в армии – дело обычное для большинства стран мира, так же, как и для дореволюционной России, где насчитывалось около 5 тысяч полковых батюшек и 800 гарнизонных храмов. Для сравнения, в воинских частях России расположено более двухсот храмов, а слово Божие несут военным две тысячи священников-"добровольцев" , так как действуют они исключительно по собственному почину и велению души. Ведь взаимоотношения церкви и армии в России до сих пор определяются не законом, а временными соглашениями о сотрудничестве между воинскими частями и епархиями. Никакого жалованья за свою "армейскую службу" они не получают. Напротив, часто платят за обмундирование и паек собственные деньги из приходского заработка. В гарнизонах они, как правило, "приходящие батюшки". Ведь появление священника в части – это чаще всего личная воля ее командира, следствие его личных отношений с епископом или настоятелем.

Особое отношение сложилось у церкви с самым современным родом войск – Ракетными войсками: из 16 подразделений Ракетных войск храмы есть в 14. На территории штаба Ракетных войск стратегического назначения действует храм Преподобного Илии Муромца, где раз в год проводит службу сам Патриарх Московский и всея Руси Алексий П. На центральном командном пункте ракетчиков, как говорят очевидцы, аккурат над креслом дежурного генерала, над "красной кнопкой" , висит икона великомученицы Варвары – покровительницы ракетчиков. Дело в том, что Варвара были причислена к лику святых 17 декабря, а это День образования Ракетных войск стратегического назначения. Именно поэтому самые массовые сборы военных священников проходили именно на территории подразделения Ракетных войск.

На этих сборах отцы живут в казармах по военному распорядку, принимают пищу в солдатской столовой. На семинарах учатся, как в рамках распорядка дня военнослужащих может работать священник, не создавая проблем командованию. Как бороться с "дедовщиной" и "этнодедовщиной" (неуставными отношениями между военнослужащими разных национальностей), как не допустить солдата совершить грех самоубийства. Короче, учатся "поднимать на нравственную высоту духовный климат в среде воинов". Знакомятся с современной техникой. Ну, и конечно, делятся друг с другом боевым опытом. Обсуждают, как совершать богослужения в полевых условиях. Это нашими военными батюшками придуманы мобильные храмы-палатки, где свечи ставят в пустые патронные гильзы, а к службе призывает колокол из гаубичной гильзы. Так, служитель церкви в сегодняшней армии выступает и как духовный утешитель, психолог, воспитатель и даже идеологический комиссар. Хотя, конечно, сама по себе война противна духовенству. Недаром одна из секций на сборах так и называлась "Армия и Церковь: соработничество во имя жизни".

Поэтому присутствуют пастыри и в самых "горячих точках" , плечо к плечу со своими духовными чадами в погонах. Были они с воинами в миротворческих и контртеррористических операциях в Боснии, Косове, Абхазии, Таджикистане, Ираке и Чечне. Многие отцы – сами из офицеров. Есть награжденные еще за Афганистан. В то же время большинство военных иереев – из белого духовенства, а потому обременены чаще всего весьма многодетными семьями. Между тем если священник станет калекой, пособия не получит, если убьют, семье пособия не дождаться.

Думается, столь частые сборы военных священников – это и есть подготовка к качественному изменению в их положении. Институт полковых священников, упраздненный почти сто лет назад, вновь возрождается.


Мнение

ВСЕВОЛОД ЧАПЛИН, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, протоиерей:

"В России есть все предпосылки для создания института военных капелланов. На Северном Кавказе, в отдаленных пограничных районах, в зонах стихийных бедствий и на флоте действует духовенство. Общество подталкивает нас к тому, чтобы появился институт постоянного военного духовенства. Долгое время у РПЦ не было кадровых возможностей для создания института военных капелланов. Сейчас они появились. Существование военного духовенства не нарушает принципа отделения церкви от государства. Даже в странах с самым жестким отделением церкви от государства есть военные капелланы. Они есть в США и практически во всех странах с христианской традицией. Государство обязано помогать удовлетворению духовных нужд своих воинов. В то же время я против присутствия в армии миссионеров. Военнослужащий, исповедующий ту или иную религию, должен иметь возможность общения со своим духовенством. Но при этом священнослужитель, приходя в часть, должен честно сказать, к верующим какой конфессии он пришел, чтобы армия не стала местом для миссионерства сектантов".

24.11.2005

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама