ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Ох, тут был я"

В средние века надписи на стенах были обычным явлением

Максим Владимиров :: 24 ноября 2005

Средневековые новгородцы любили писать на стенах.

О значении берестяных грамот, как древнейших письменных источников Средневековья, хорошо известно. Ежегодно археологи являют миру все новые свидетельства того, как жили люди 700 и даже тысячу лет назад. Но, к сожалению, основная часть грамот становится достоянием очень узкого круга специалистов, и даже в музейной экспозиции можно увидеть лишь малую их толику. А между тем есть прекрасная возможность прочесть не только письма, но и посмотреть на рисунки наших пращуров! Их можно изучать часами, открывая в хитросплетении линий все новые подробности. Достаточно только прийти в один из древних новгородских храмов и внимательнее присмотреться к его стенам. Тоща взору откроется удивительный мир средневековых граффити.


Церковь Спаса на Нередице в этом смысле просто колоссальный источник информации. Стоит только подойти к одной из четырех колонн храма, как из, казалось бы, бессмысленного и случайного набора линий вырисуется... грифон, из клюва-пасти которого торчит человеческая рука, или воин с мечом и щитом, пальцы, сложенные в двоеперстие... А надписи! "В Лукин день взяла проскурница пшеницу" уведомляет нас кто-то из XIV столетия. А другая записка, обведенная в рамочку, гласит: "Лазорь псал грамоту" И такая информация не единична. В храме наберется, наверное, более сотни разных рисунков и сообщений, датируемых XII – XV столетиями. Если учесть, что основная часть фресковой живописи, а также обмазки древних стен является утраченной, то можно только предполагать, какое же на самом деле количество посланий можно было прочесть здесь еще до войны!

Причем исследователи предполагают, что граффити эти нанесены не только взрослыми, но и детьми. Во всяком случае, высота, на которой процарапаны некоторые рисунки и надписи, а также нетвердость линий в них позволяют сделать именно такой вывод. И еще одна интересная деталь. Такое чувство, что среди взрослых, оставляющих таким образом след в истории, были люди, имеющие непосредственное отношение к живописи и оформлению книг Так, на стенах можно увидеть очень изящно выполненные буквицы (какими украшали заглавные строчки в книгах). Кстати, церковь Спаса на Нередице является не единственным храмом Великого Новгорода, где можно увидеть граффити. Софийский собор, Пзоргиевский собор Юрьева монастыря, церкви Федора Стратилата на ручью, Николы на Липне тоже богаты изображениями. Причем, если на Нередице надписи в основном религиозного содержания (особенно распространена одна: "Помози рабу твоему"), то в храме Федор Стратилата очень много посланий бытового характера.


Сегодня никто и помыслить не может, чтобы оставить какую-то надпись на стене храма. Это просто кощунство. Неужели в средние века надписи на стенах были обычным явлением? В известном церковном уставе Владимира содержится прямой запрет оставлять свои следы на стенах храма. И тем не менее церкви полны граффити, причем иногда их можно увидеть даже в алтарной части, куда допускались исключительно священнослужители.

Конечно, ни о каком кощунстве здесь не может быть речи. Во-первых, большинство надписей имеет религиозный характер. И, по сути, являются прямым обращением к Богу. Во-вторых, все тексты и рисунки расположены во фресковой зоне, имитирующей камень. А на изображениях святых никаких надписей нет. Значит, все-таки внутреннее табу у древних новгородцев существовало.

После XV столетия граффити практически исчезают. Историки связывают это явление с реальными событиями, происходящими в Новгороде. Потеря городом экономической и политической независимости, крепнущее влияние Москвы сказались и на этой сфере жизни.

Каждое граффити – это настоящая загадка. И дело не только в именах, встречающихся в надписях. Иногда анонимная запись впечатляет гораздо больше именной. Например, фраза "Ох, тут был я" Ну чем не современный аналог фразы "Здесь был Вася"? Однако куда деть это горькое "ох"? Чем был расстроен новгородец XV века, выплеснувший боль души своей на каменные стены?

Или взять настоящие загадки. Да-да, и такие встречаются в наших храмах. Например, в Софийском соборе нацарапана загадка о колоколе. Там есть такие слова: "каменные перси, медная голова, липовая челюсть" А в храме Федора Стратилата на Ручью вообще сохранилась масса любопытных фраз: жалоба "Сава со мной шел с торгу, бил мене, я написал" покаянная запись священника о пьянстве, шутка: "Пойду бобром возле реки" объявление: "Не шуметь, ходите тихо" и даже замечание прихожанина: "А се поют на полатях у святого Покрова"...

Но не только слова, многие символы до сих пор остаются загадками для исследователей. Например, в алтарной части церкви Спаса на Нередице довольно много изображений скрещенных "бивней" Причем некоторые из них напоминают недорисованную пятиконечную звезду. Что это за знак, почему он встречается только в этой части храма – все эти вопросы пока не находят ответов. Как не находят объяснений изображения рыцарей в плюмажах на закованных в броню конях. Кто нарисовал их в русском храме? И почему? Реставратор Татьяна Ромашкевич предполагает, что эти воины имеют какое-то отношение к знаменитому Ледовому побоищу. Во всяком случае, датировка рисунка вполне совпадает со временем битвы...


Петербургская исследовательница древнерусских надписей на стенах храмов Татьяна Рождественская утверждает, что если текстовые записи достаточно изучены учеными, то рисунки еще ждут своего часа. Более того, не исключено, что во многих новгородских храмах, где сохранились участки древней штукатурки под более поздними напластованиями, средневековые граффити могут скрываться в изобилии. В этом смысле процесс их поиска чем-то напоминает археологические раскопки, когда из земельных отвалов вдруг да извлекается кусочек бересты с проступающими на нем буквами. "Б" – значит "Бог" "3" – это земля, ну а "П" – наверное, это только память. Ничем другим объяснить эту букву было бы нельзя...

24.11.2005

Источник: Культура

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама