Средневековые новгородцы любили писать на стенах.
О значении берестяных грамот, как древнейших письменных источников Средневековья, хорошо известно. Ежегодно археологи являют миру все новые свидетельства того, как жили люди 700 и даже тысячу лет назад. Но, к сожалению, основная часть грамот становится достоянием очень узкого круга специалистов, и даже в музейной экспозиции можно увидеть лишь малую их толику. А между тем есть прекрасная возможность прочесть не только письма, но и посмотреть на рисунки наших пращуров! Их можно изучать часами, открывая в хитросплетении линий все новые подробности. Достаточно только прийти в один из древних новгородских храмов и внимательнее присмотреться к его стенам. Тоща взору откроется удивительный мир средневековых граффити.
Церковь Спаса на Нередице в этом смысле просто колоссальный источник информации. Стоит только подойти к одной из четырех колонн храма, как из, казалось бы, бессмысленного и случайного набора линий вырисуется... грифон, из клюва-пасти которого торчит человеческая рука, или воин с мечом и щитом, пальцы, сложенные в двоеперстие... А надписи! "В Лукин день взяла проскурница пшеницу" уведомляет нас кто-то из XIV столетия. А другая записка, обведенная в рамочку, гласит: "Лазорь псал грамоту" И такая информация не единична. В храме наберется, наверное, более сотни разных рисунков и сообщений, датируемых XII XV столетиями. Если учесть, что основная часть фресковой живописи, а также обмазки древних стен является утраченной, то можно только предполагать, какое же на самом деле количество посланий можно было прочесть здесь еще до войны!
Причем исследователи предполагают, что граффити эти нанесены не только взрослыми, но и детьми. Во всяком случае, высота, на которой процарапаны некоторые рисунки и надписи, а также нетвердость линий в них позволяют сделать именно такой вывод. И еще одна интересная деталь. Такое чувство, что среди взрослых, оставляющих таким образом след в истории, были люди, имеющие непосредственное отношение к живописи и оформлению книг Так, на стенах можно увидеть очень изящно выполненные буквицы (какими украшали заглавные строчки в книгах). Кстати, церковь Спаса на Нередице является не единственным храмом Великого Новгорода, где можно увидеть граффити. Софийский собор, Пзоргиевский собор Юрьева монастыря, церкви Федора Стратилата на ручью, Николы на Липне тоже богаты изображениями. Причем, если на Нередице надписи в основном религиозного содержания (особенно распространена одна: "Помози рабу твоему"), то в храме Федор Стратилата очень много посланий бытового характера.
Сегодня никто и помыслить не может, чтобы оставить какую-то надпись на стене храма. Это просто кощунство. Неужели в средние века надписи на стенах были обычным явлением? В известном церковном уставе Владимира содержится прямой запрет оставлять свои следы на стенах храма. И тем не менее церкви полны граффити, причем иногда их можно увидеть даже в алтарной части, куда допускались исключительно священнослужители.
Конечно, ни о каком кощунстве здесь не может быть речи. Во-первых, большинство надписей имеет религиозный характер. И, по сути, являются прямым обращением к Богу. Во-вторых, все тексты и рисунки расположены во фресковой зоне, имитирующей камень. А на изображениях святых никаких надписей нет. Значит, все-таки внутреннее табу у древних новгородцев существовало.
После XV столетия граффити практически исчезают. Историки связывают это явление с реальными событиями, происходящими в Новгороде. Потеря городом экономической и политической независимости, крепнущее влияние Москвы сказались и на этой сфере жизни.
Каждое граффити это настоящая загадка. И дело не только в именах, встречающихся в надписях. Иногда анонимная запись впечатляет гораздо больше именной. Например, фраза "Ох, тут был я" Ну чем не современный аналог фразы "Здесь был Вася"? Однако куда деть это горькое "ох"? Чем был расстроен новгородец XV века, выплеснувший боль души своей на каменные стены?
Или взять настоящие загадки. Да-да, и такие встречаются в наших храмах. Например, в Софийском соборе нацарапана загадка о колоколе. Там есть такие слова: "каменные перси, медная голова, липовая челюсть" А в храме Федора Стратилата на Ручью вообще сохранилась масса любопытных фраз: жалоба "Сава со мной шел с торгу, бил мене, я написал" покаянная запись священника о пьянстве, шутка: "Пойду бобром возле реки" объявление: "Не шуметь, ходите тихо" и даже замечание прихожанина: "А се поют на полатях у святого Покрова"...
Но не только слова, многие символы до сих пор остаются загадками для исследователей. Например, в алтарной части церкви Спаса на Нередице довольно много изображений скрещенных "бивней" Причем некоторые из них напоминают недорисованную пятиконечную звезду. Что это за знак, почему он встречается только в этой части храма все эти вопросы пока не находят ответов. Как не находят объяснений изображения рыцарей в плюмажах на закованных в броню конях. Кто нарисовал их в русском храме? И почему? Реставратор Татьяна Ромашкевич предполагает, что эти воины имеют какое-то отношение к знаменитому Ледовому побоищу. Во всяком случае, датировка рисунка вполне совпадает со временем битвы...
Петербургская исследовательница древнерусских надписей на стенах храмов Татьяна Рождественская утверждает, что если текстовые записи достаточно изучены учеными, то рисунки еще ждут своего часа. Более того, не исключено, что во многих новгородских храмах, где сохранились участки древней штукатурки под более поздними напластованиями, средневековые граффити могут скрываться в изобилии. В этом смысле процесс их поиска чем-то напоминает археологические раскопки, когда из земельных отвалов вдруг да извлекается кусочек бересты с проступающими на нем буквами. "Б" значит "Бог" "3" это земля, ну а "П" наверное, это только память. Ничем другим объяснить эту букву было бы нельзя...
24.11.2005
Источник: Культура