В минувшую субботу Папа обнародовал новые нормы для базилик св. Франциска и Святой Марии Ангелов в Ассизи, передав их в юрисдикцию нового епископа Доменико Соррентино. Это решение Святейшего Отца вызвало в эти дни оживленную дискуссию. Редакция Радио Ватикана выслушала мнение о. Винченцо Коли, кустода священного монастыря в Ассизи:
– За многовековую историю своего существования базилика св. Франциска обладала различными формами юрисдикции. Полагаю, что последний документ Папы является усовершенствованием, направленным на то, чтобы вновь открыть и более глубоко прочувствовать солидарную ответственность, общность взглядов и – я бы сказал – коллегиальность, именно потому, что она очень четко вводит нас как в жизнь епархии, так и в жизнь умбрской и национальной Епископских конференций.
– Какие изменения претерпит ваша пастырская и духовная деятельность?
– Ну, пока что я должен буду составить список того, что мы обычно делаем в течение года и представить его епископу. Может случиться, что в начале возникнут некоторые сложности организационного характера, мне так кажется. Затем, что касается некоторых инициатив, вызывающих наибольший резонанс, мы разъясним, почему они возникли, в чем выражается их дух Ассизи, и вместе обсудим, нужно ли их оставить в прежнем виде или следует внести изменения. Пока это мои предположения, как все будет на самом деле, покажет практика. Важно, чтобы во всех нас сохранялась глубокая страсть к тайне Бога, к человеку и к природе. Я считаю, что именно эти ценности следует утверждать, потому что мы убеждены, что они могут стать ориентиром для всех верующих на пути, ведущему к большему единству человеческой семьи.
– В минувшее воскресенье во многих газетах появились отклики на документ Папы. В заголовках этих статей говорилось о "мятеже" монахов Ассизи. Как Вы их прокомментируете?
– Нет, нет и нет: я имею в виду не заголовки, они – просто несусветная глупость. Мы всегда говорили, с Евангелием и со св. Франциском: послушание Святейшему Отцу должно быть беспрекословным.
О. Коли, кое-кто обвинил, особенно вас, братьев конвентуальных из базилики св. Франциска, в том, что вы слишком связаны с политическим миром. Хотелось бы услышать Ваш комментарий и на эти "обвинения", выдвинутые в ваш адрес…
– Я считаю, что это все неправда: на одной из встреч с журналистами в самом начале моего вступления в должность я сказал, что от нас не следует ждать проявления симпатий ни к левым, ни к правым. Единственным нашим стремлением – если Господь дарует его нам из милости – является глубокое, живое, действенное, динамичное следование Евангелию, так, как это делал Франциск. И больше ничего. Естественно, есть риск, что наши начинания могут быть использованы в корыстных целях, но все равно необходимо действовать. Мы прикладываем гораздо больше усилий, чем следует? В том числе и в соответствии с указаниями итальянской Епископской конференции, да? Хорошо, а что говорится, к примеру, в 23 пункте документа, принятого в Палермо на основе учения Папы Войтылы? Что тех, кто посещает сегодня Церковь, едва-едва наберется 10 процентов. А остальные? И мы попытались перебросить мост ко всем людям доброй воли, которые имеют особую связь со св. Франциском, неважно, чем она объясняется – симпатией или чем-то другим – именно для того, чтобы вместе создать движение, основанное на глубоких объединяющих ценностях, которые могут быть разделены, в том числе и с мирянами. Разве это плохо?
- Это "Motu proprio" Папы вызвало в итальянских газетах дискуссию о реальной исторической личности св. Франциска. Так, например, вчера La Stampa опубликовала интервью с католическим писателем Витторио Мессори, который говорит: св. Франциск на самом деле не был пацифистом, он был защитником животных и природы. Более того, он не только не был пацифистом, но и участвовал в крестовых походах.
– Мы согласны с тем, что он не был пацифистом в том смысле, как это понимается сегодня, мы согласны, что он любил Творение – но ведь это Творение рождено Богом как важнейшая точка отсчета. Да, он участвовал в крестовом походе, однако после него он жил совсем по-другому: то есть, он искал диалога, сохраняя ясной и сильной свою идентичность. Это то, о чем мы постоянно говорим: да, диалог, но через сильную и ясную идентичность, иначе нет никакого диалога, разве не так? В противном случае мы утратим себя! Единственное, к чему нам следует стремиться – это к большему пониманию и к добру по отношению к другому, как нас учит Иисус в Евангелии.
О. Коли, благодарю Вас за это интервью, спасибо и успехов в работе, в пастырской деятельности всем братьям францисканцам.
– Я Вам также желаю всего наилучшего: мира и добра. Да пребудет всегда с нами Господь!
Источник: Agnuz