ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Апгрейд обезьяны, или Победа чистого разума

Павел Житнюк :: 05 декабря 2005

Мы сидим с Александром Никоновым в питерском офисе "Росбалта". Пьем чай, беседуем. Никонов — известный журналист, печатался в "Огоньке", имеет несколько престижных журналистских премий и наград, медаль Пушкина за вклад в культуру. В этом году вышла его книга "Апгрейд обезьяны" — гимн научной картине мира, атеизму и здравому смыслу, увлекательное чтение для всех, интересующихся Вселенной, историей цивилизации и социальными процессами. А недавно Никонов прославился тем, что подал иск в Конституционный суд — он против слов "Хранимая Богом родная земля" в российском Гимне.

"Апгрейд обезьяны" и политкорректность

– Вы — убежденный популяризатор науки. Когда я читал вашу книгу, образ автора у меня с Базаровым проассоциировался...

– За одним исключением — лягушек я не режу. А так — похоже. Скорее, моя деятельность — популяризация не науки, а здравого смысла. В противовес затопившей Запад политкорректности, которая далека от здравого смысла.

– А политкорректность разве не прямое следствие толерантности, к которой вы сами призываете в книге?

– Нет. Политкорректность — это уже по другую сторону толерантности. С одной стороны, тоталитаризм этакого советского пошиба, с другой — политкорректность. Толерантность посередине. Мы 70 лет жили при политкорректности, только с другим знаком. Политкорректность — это такое состояние общества, при котором свободно говорить то, что думаешь, нельзя, нужно искать эвфемизмы, многие темы вообще табуированы. Это общество двойной морали. Ярчайший пример общества тотальной политкорректности — США. Я говорил недавно с одним американцем, он сказал: "Да, политкорректность — это ужасно, и я не понимаю даже, как мы дошли до этого, как наше общество к этому пришло". Вообще, общества болтает туда-сюда, от тоталитаризма к политкорректности.

– А должно все быть посередине...

– Да, всякая значимая зависимость носит экстремальный характер.

– Когда вы писали "Апгрейд Обезьяны", какую цель прежде всего преследовали? У меня создалось впечатление, что автору мучительно плохо жить в окружении дураков...

– Автору мучительно плохо жить в окружении дураков. Людей умных вообще немного, я бы даже сказал, мало, а все остальные — это люди, что называется, средние либо глупые. Они не задумываются о жизни, они ничего не знают о жизни, но если задумываются, их иногда заносит черт знает куда...

– А разве бывает умное общество в принципе?

– Нет, не бывает. В обществе всегда есть некая элита, которая и двигает кривую нормального распределения по пути прогресса. Вот ради них и стоит писать, на них влиять.

Оружие и либеральная интеллигенция

– У вас есть глава о том, почему гражданам надо разрешить хранение и скрытое ношение короткоствольного оружия. У Веллера, кстати, тоже, и с теми же самыми выводами. А вам не кажется, что правительство в России запрещает оружие не потому, что боятся, будто все друг друга перестреляют, а потому как боятся, что их самих перестреляют? Народ, который имеет пистолеты — свободный народ. А вы об этом не пишете. "Лишение прав — всегда наказание. Лишение права на жизнь — смертная казнь. Лишение прав на свободу — тюремное заключение. Лишение прав на имущество — конфискация. Лишение прав на деньги — штраф. Это все — наказания. Сегодня граждане лишены права на эффективное оружие. За что они наказаны? Они наказаны превентивно. Они наказаны коллективно. Они наказаны на всякий случай: а вдруг кто-нибудь соседа убьет по пьяни?!"

"Апгрейд обезьяны"

– Я думаю, этот аргумент придуман, чтобы воздействовать на правительство. Чтобы его — правительство — укорять. Чтобы оно застыдилось того, чего на самом деле нет. Фактически ведь правительство не дает людям оружие не потому, что народа боится, а потому, что считает его неразумным быдлом.

– Кем же придуман этой укоряющий аргумент?

– Интеллигенцией. Которая панически боится не народа, а его дурости. Стрельбы на улицах боится.

– А менты не боятся стрельбы? Что из-за их произвола люди начнут им "симметричные ответы" наносить?

– Я думаю, что если они и боятся, то их страх безоснователен. Стрелять в мента себе дороже.

О партии атеистов и богатстве России

– Вы говорите, что пора создать партию защиты атеистов от всех других. Это правда?

– Собственно, я являюсь председателем московского общества атеистов. Сейчас некий героизм быть атеистом в обществе. Был героизм и в XIX веке, когда атеистов сажали в монастырские тюрьмы, и на Соловки ссылали, где они сидели пожизненно/ , и многие даже не могли выйти, ибо, как писали церковные смотрители этих тюрем, "не раскаялся". Последнее время наше общество незаметно, но все больше скатывается к клерикализму. Россия де-факто становится православным государством, что очень неприятно, ибо ведет Россию в совершенно другую сторону от всего цивилизованного мира. "На минувшей неделе глава Атеистического общества Москвы (АТОМ) Александр Никонов подал в Конституционный суд России иск о соответствии слов государственного гимна РФ Основному закону страны. Возмущение Никонова вызвало упоминание о Боге во втором куплете гимна (речь идет о словах "Хранимая Богом родная земля"). В АТОМ считают, что в существующем виде текст гимна противоречит принципу равенства граждан независимо от их религиозной принадлежности и ущемляет чувства российских атеистов. Поддержать инициативу Атеистического общества готовы Институт прав человека и Международная правозащитная ассамблея". (НГ — Религии, 16.11.2005)

У России, собственно, выбор такой: либо Россия будет православной, верующей, набожной страной, либо Россия будет богатой страной. Третьего не дано. Я — за богатую Россию, поэтому состою в обществе атеистов, поэтому мы подали иск, в Конституционный суд о том, чтобы убрали из Гимна России религиозную пропаганду.

– Насколько я понимаю, православие и церковность поддерживаются именно на уровне правительства и российской элиты?

– Да. Они почему-то думают, что православие может проканать как национальная идея, что оно поможет сохранить Россию, объединить нас всех, быть знаменем, которое можно понести дальше. Не проканает... С таким знаменем можно уйти только в другую от прогресса и роста ВВП сторону. Слияние церкви и государства, когда церковь становится интегрированной в государство, словно карбюратор в автомобиль, несет беду и государству, и церкви. Это уже было в России до революции, и кончилось 1917-м годом и распадом страны. Причем, церковь покатилась вместе с Россией под откос, и я боюсь, что это случится еще раз, если все будет продолжаться таким образом. У нас в России никогда не любили политработников — ни последние 70 лет, ни 1000 лет до того — посмотрите все русские сказки: поп всегда отрицательный персонаж — смешной, толстый, жадный. У Пушкина попа убивают тремя щелчками, что является счастливым веселым концом сказки. Все это не говорит об уважении к попам и твердой вере.

Цивилизация и инквизиция

– Вы нападаете на религию, но ведь христианская цивилизация построена изначально на принципах религиозных, не было бы их, была бы какая-то другая цивилизация.

– Вот именно. Не было бы ее — была бы другая! И кто сказал, что хуже?

– Но история не терпит сослагательного наклонения! Неизвестно, что бы это была за цивилизация, пришла бы она к такому техническому прогрессу?

– Почему неизвестно? Почему не пришла бы? Технический прогресс — это костяк, скелет, железный стержень цивилизации, направленный вперед и вверх. А все, что на него надето, это мишура, жабо, красивые финтифлюшки, которые могут быть разными.

– Не будем же мы отрицать, что, к примеру, в Средние века многие научные знания и творческое наследие античной культуры сохранилось благодаря монастырям — религия тоже внесла позитивный вклад...

– Внесла, внесла. Наука монастырей... Переписывание латинских рукописей... Но не надо забывать и про инквизицию.

– Мне кажется, что инквизиция очень во многом была политическим орудием — там имущества много было, которое хотелось прибрать к рукам. Скажем, Фердинанд и Изабелла всех евреев из Испании с помощью инквизиции изгнали, а богатства себе забрали.

– Не только бабки. Но и идеология. Идеологическая цензура вообще очень свойственна религии. Вредные идеи церковь выжигала в буквальном смысле. Всю цивилизацию последних веков можно рассматривать как борьбу идей. Но если одна идея пытается другую задавить при помощи силы, до добра это не доведет, а совсем даже наоборот...

– Так это же то, о чем вы пишете — нормальная эволюция по Дарвину, когда выживает сильнейший. Сильнейшей идеей оказывается та, которая наиболее конкурентоспособна.

– Выживает не сильнейший, а наиболее приспособленный... Если же кто-то кого-то полностью задавит, и будет сидеть царьком сверху, давя всяческое инакомыслие, получится абсолютно неконкурентная система. В ней не станет необходимого для эволюции разнообразия.

О национальной идее, храмах и капусте с картошкой

– Если не православие, какая тогда должна быть национальная идея для России?

– А какая может быть национальная идея в постиндустриальной стране? Никакой. Как только в мире произошел демографический переход (а он почти уже произошел), как только население стало урбанизированным, то есть начало жить в мегаполисах, как только общество начало обладать удивительным разнообразием, состоять из тысяч профессий и отношений — его уже невозможно накрыть одной идеей. Мегаполис слишком разнообразен, чтобы люди, такие отличные друг от друга и по образованию, и по уму, и по увлечениям, и по роду деятельности, и по качеству читаемых книг (все книги прочесть невозможно, каждый выбирает себе некую "соту" интересов и формирует соответственно ей свой круг чтения и, соответственно, мировоззрение)... могли быть накрыты одной идеей. Это совершенно невозможно. Богатство постиндустриального общества именно в многообразии идей. А не в единой идеологии на всех. Единая идеология хороша для деревенского уклада. Нет?

– Тем не менее, те же США существуют с национальной идеей...

– С какой же, интересно?

– Хотя бы вывешивать флаг на лужайке каждое утро. А американская элита — вообще, как известно, существует с глобальными мессианскими задачами. Сейчас уже конечно, все недавние события поотбили им охоту двигаться дальше, но несколько лет назад была идея нести всем обездоленным свободу, демократию...

– Эта национальная идея, что называется, "наружу". А национальная идея "внутри" какая? Какая была со времен отцов-основателей, такая и осталась — богатство...

– Вот! И я хотел сказать: доллар! Один бог, одна только "идея" может быть у технотронного общества — доллар! Американский протестантский бог, кстати, от доллара не очень сильно отличается. Он не заставляет американца делать что-то сверх обычной работы и зарабатывания денег. Больше того, это главная задача протестанта: служить богу, то есть честно работать и зарабатывать. Хорошо заработал — отлично богу послужил.

– Все равно — это же идея! Идея доллара, она есть, она всех объединяет. Вы говорите — разные люди — разные идеи. А получается все равно одна на всех.

Настоящая идея — вне денег. Доллар можно назвать идеей, конечно же, но... Но это бытовая идея обычной практичной жизни. А вопрос "для чего живет человек?" — остается нерешенным все равно. Он остается нерешенным в атеистическом государстве, но и в религиозном тоже, потому что, например, если вы придете в церковь за ответом...

– Это понятно. Вам скажут, что цель сущего знает только бог, а ваша задача — служить ему. За это будете жить вечно. Потом...

– Да. И совершенно непонятно, зачем жить вечно, зачем служить богу, и с какой целью он все-таки сделал этот мир. Ведь были же у него какие-то личные цели, для коих мы – только инструмент.

— А для чего живет человек в вашем атеистическом мире?

– Какой человек?.. Вы задаете слишком общий вопрос. Спрашивать надо всегда конкретного человека. Вот я спрошу себя: Саша Никонов, ты зачем живешь? Но тут же потребую у себя уточнений: а на каком этапе жизни? Вот сию минуту я живу, чтобы дать интервью. Завтра — чтобы встретиться с читателями в "Доме книги". А также пообедать и успеть на поезд. Цель полугодия или ближайшего года — дописать очередную книгу, например. Или поменять машину. Или устроить сына в институт... Так живут все люди — от цели к цели. Цели могут быть мелкими и крупными, краткосрочными и долгоиграющими, они могут пересекаться, совпадать по времени. Что же касается некое глобальной Сверхцели Всей Жизни, то ее нет, ибо для поиска сверхцели жизни нужно выйти за рамки жизни. А как только вы за рамки жизни выходите, вас тут перестают интересовать все вопросы вообще. В том числе и вопрос смысла жизни. Потому что жизни больше нет.

– Я был летом в Олекминске, городе на Лене, жуткая дыра. Там 9 тысяч населения, тяжелейшие природные условия. А люди — замечательные! Добрые, душевные все, гостеприимные, простые, хорошие. Русско-якутские. И вот не хотят жить без национальной идеи. Говорят: "что вы там, в Москве, в Питере себе думаете, мы не хотим жить просто так, не хотим просто так небо коптить". И таких людей у нас в России — много! Им нужно, им хочется великой цели — у них деревянные избы в городе, а они отгрохали Троицкий собор, огромный, на главной площади...

– Крестьянская психология! Одна знакомая старуха купила себе отличную кровать с бронзовыми набалдашниками, о которой давно мечтала, но спать на ней не стала! Она спала рядом с этой парадной кроватью — на полу! На мой вопрос, почему так, ответила: а на парадную кровать я помирать лягу. Вот так и эти ваши люди из Олекминска — вместо того, чтобы жить, они делают вклады в загробный мир, ведь строительство собора — ни что иное, как вклад в загробный мир. Ну не хотят люди жить здесь и сейчас, а хотят бросить свою жизнь на чей-нибудь алтарь. Крестьяне, одно слово... А живут-то они хоть там хорошо?

– По сравнению со столицами они живут очень плохо. Капуста и картошка — овощи считаются, зимой это основное питание...

– Вот такая вот скудная жизнь и подвигает человека на подвиги: раз уж я так хреново живу, так надо отчебучить надо что-то такое, чтобы не зря жизнь проходила! За Родину, что ли, помереть?..

– А как им помочь?

– Им надо показать цель! Доллар. И возможность цели достичь. А уж от хорошей жизни на амбразуру не бросишься.

– А им показали цель. По телевизору — пожалуйста, обогащайтесь, 90-е годы, капитализм, свобода, реклама...

– Реклама их только дразнит, поскольку у них нет возможности заработать на это. Дайте людям правильную цель и надежные средства, и тогда они забудут про эти храмы, про мессианские идеи... Они поймут: "черт возьми, жизнь дается только один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно", а было, по возможности, приятно и весело.

– И кто должен дать средства?

– Экономический либерализм.

– Они плюются от либерализма. Им десять лет его втирали...

– Не надо вот только то, что есть сейчас вокруг, этим словом называть!.. Можно, кстати, вообще раздражающих слов не использовать. А просто построить такую экономическую систему в стране, чтобы человек рождался в ней, принимал как должное, работал, рожал ребенка или двух, проживал нормально, сытно и комфортно свою жизнь и постоянно видел какие то промежуточные цели. Потому что никакой глобальной сверхцели, кроме полумифической глобальной цели бесконечного будущего цивилизации, в принципе, нет.

Глобальные угрозы, арабы и жаркий климат

– Я читал у вас футурологические прогнозы: электронные чипы повсеместно, глобальный разум... Но ведь утопию это напоминает. Потому что у нас с вами — чипы, холодильники программируемые, а у огромной массы населения Земли — пара коз да сарай в пустыне. Разная цивилизация слишком.

– Да. Имеет место быть цивилизационная разность потенциалов. И есть два пути: либо процесс цивилизации как фазовая кристаллизация захватит весь земной шар, либо произойдет такой большой разрыв между технологической цивилизацией и людьми, которые коз пасут, что разрыв этот будет сравним с разрывом между сегодняшними европейцами и папуасами Амазонии. Тех уже не цивилизовать, да и не нужно.

– Элои и морлоки Уэллса?

– Нет, не совсем. Потому что ни они нас, ни мы их не эксплуатируем. Папуасы бегают там где-то по тропическим лесам, мы их даже охраняем, может, даже леса не будем вырубать, пусть они в них живут! Но ни мы им не нужны, ни они нам...

– Четыре года назад несколько таких "ненужных" сели в самолеты и устроили всему миру большое представление с 3 тысячами жертв.

– Нет, не таких! Есть папуасы со стрелами, а есть арабы, которые гораздо ближе к нам, чем папуасы с луками и стрелами. Именно этот комплекс "легкой недоцивилизованности" арабов и побуждает к такой агрессии. Слишком мало они от нас отличаются, чтобы относиться к нам равнодушно. К тому же у них есть память о том, что когда-то арабы владели миром — Европой, Африкой... что когда-то они несли факел цивилизации, а теперь торчат в заднице. Но если и когда у них пройдет процесс урбанизации, тогда все встанет на свои места. Они успокоятся.

– Американские танки помогут процессу урбанизации?

– Я думаю, что не танки, а доллары помогут. И еще вот что — нефть бы у них хорошо отнять. Потому что весь терроризм на нефтяные деньги существует.

– И на те деньги, которые США туда 30 лет закачивали для борьбы с СССР...

Ну, то дела уже прошлые, те деньги давно уже прожраны, а источник, к которому присосался терроризм, он вот — труба нефтяная. Вот если бы их лишить этой трубы! Пришлось бы работать. Некогда было бы терроризировать...

– Там жарко, они же не могут работать. Я видел, как арабы в Египте дорогу строят — час сидят, два... жарко. Сидят, кальян курят...

– В Австралии тоже жарко. И на юге Штатов, скажем, тоже не холодно. Но дороги хорошие. Просто работают люди. Дело в стимуле. Если деньги на тебя сыплются халявно — в качестве нефтяной ренты, какой вообще смысл что-то делать, соображалку включать?.. От переизбытка дурных денег и подпитывается зараза терроризма.

Нефть или водород?

– Про водород вы пишете очень интересно, что это возможное топливо будущего — замена нефти. Пишете про ученого, который предложил добывать водород из глубин планеты методом сверхглубокого бурения. Что сейчас с этим ученым, Лариным? Как движется проект?

– Один олигарх средней руки заинтересовался идеями Ларина, обещал выделить 10 миллионов долларов, просто чтобы пробурить дырку, проверить, справедлива ли теория Ларина, можно ли действительно добывать чистый водород в таких количествах, которые необходимы. Какое то время была подготовительная суета, а потом этот олигарх пригласил к себе Ларина и сказал: "ты мне больше не звони, мы с тобой больше встречаться не будем"... Напугали его сильно. "С 10 квадратных километров можно будет легко получать 100-200 миллионов тонн условного топлива в год. И гнать его трубопроводами за границу. В Европу, Азию... Этого ископаемого хватит человечеству на сотни тысяч, если не на миллионы лет".

– Вы писали, что Буш вложил два миллиарда долларов в исследование водорода как замены нефти. Странно — его семья связана с крупными нефтяными компаниями. Он что, самоубийца, что ли? Погубит же семейный бизнес...

– Это не личные деньги. Это бюджетные деньги в рамках программы по альтернативному топливу. Кстати, подпрягать под добычу водорода надо именно тех, кто сейчас качает нефть. Чтобы не сопротивлялись нововведению, а активно его поддерживали.

О Гумилеве и будущих планах

– Лев Гумилев в "Этногенезе и Биосфере Земли" правильно описал процессы, которые цивилизация проходит в своем развитии — почему вы так критично к нему отнеслись в своей книге?

– Мало описать — "вот слева встало Солнце, вот оно шло, шло и зашло" — причины укажи! Причины непонятного всплеска этой "пассионарности", когда вдруг откуда ни возьмись, возникают кочевники и идут, как лемминги. У Гумилева этот термин — "пассионарность" — совершенно антинаучный, нечто вдруг прилетает из космоса и вдруг подвигает людей на какие-то странные подвиги. Почему? Что прилетает? В чем это измеряется? Мне, как человеку точных наук, нужно, чтобы было измерено.

- Так он указал ведь, в чем причина кочевых нашествий. Степь высохла, нечего жрать стало... Климатический фактор.

– Допустим, там высыхает степь — а вот Рим, который имперски расползся вокруг Средиземного моря — у него что высохло?

– Хорошо. А почему Рим расползся?

– А вот об этом — в моей следующей книжке, рабочее название которой "Цивилизаторы. Теория и практика реального прогрессорства". О том, как раздуваются и почему сдуваются империи, и что вообще будет дальше с этой планетой. Весной, надеюсь, выйдет.

Источник: Росбалт

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама