13 марта в Мраморном зале Дома журналистов прошла встреча с духовным лидером одной из крупнейших буддийских организаций России Карма Кагью. Тематика встречи: “Русская женщина глазами буддийского учителя” была приурочена к недавно прошедшей в Нижнем Новгороде выставке “Женщины в буддизме”.
На встрече также присутствовали Кати Хартунг, PR-директор 400 буддийских центров, основанных Ламой Оле Нидалом в 40 странах мира, и Александр Койбагаров, президент Российской Ассоциации буддистов школы Карма Кагью.
В настоящий момент на территории России действует более 200 буддийских общин разных традиций. При этом помимо традиционного для России тибетского буддизма начинают распространяться и другие направления буддизма – Тхеравады, китайского, вьетнамского и японского.
Карма Кагью – одна из самых крупных школ Тибетского Буддизма. Традиция Карма Кагью уделяет особое внимание медитации и непосредственному познанию природы ума учеником под руководством учителя. Непрерывная линия преемственности Карма Кагью восходит к самому Будде Шакьямуни.
В древней Индии держателями практик и учений Карма Кагью были Махасиддхи Наропа и Майтрипа, позже в Тибете – йоги Марпа и Миларепа. В XII веке монах Гампопа получил полную передачу Линии от Миларепы и передал ее Первому Кармапе Дюсум Кхьенпе. Далее шестнадцать воплощений Кармапы обеспечили поддержание традиции Карма Кагью до наших дней.
Российская (ранее называвшаяся Международной) Ассоциация Буддистов Школы Карма Кагью была создана в 1993 г. буддийскими центрами и группами России, Украины и других стран постсоветского пространства для сохранения, развития и распространения буддизма школы Карма Кагью.
Управляется Ассоциация Буддистов Школы Карма Кагью высшим органом – Конференцией представителей Центров Карма Кагью, а в промежутках между конференциями – Советом из этих представителей, постоянным членом которого является Лама Оле Нидал. Представительские функции осуществляет Александр Койбагаров – президент Российской Ассоциации буддистов школы Карма Кагью. Штаб-квартира Ассоциации Буддистов Школы Карма Кагью находится в Санкт-Петербурге.
Ассоциация Буддистов Школы Карма Кагью как централизованная всероссийская религиозная организация учреждает новые центры и подтверждает принадлежность уже существующих центров к основной буддийской традиции, что и является основанием для их государственной регистрации.
Лама Оле Нидал – духовный лидер школы Карма Кагью – стал первым западным учеником "царя" тибетских йогов 16-го Гьялвы Кармапы. С 1969 по 1981 годы он получил Прибежище, обеты Генйен, обет Бодхисаттвы и множество посвящений Ваджраяны. Несколько лет Оле Нидал практиковал и интенсивно обучался в Гималаях под руководством Кармапы. У Кюнзига Шамара Ринпоче он получил длинный обет Бодхисаттвы. После этого момента Оле Нидал приступил к повсеместному распространению Дхармы (буддийского учения) и начал основывать центры медитации по всему миру, открывая буддизм Ваджраяны Западу. Его Святейшество Кармапа призывал его проповедовать буддизм "с мотивацией истинного сочувствия и любящей доброты и без подключения мирских интересов".
"Мой рецепт прост, – пишет Лама Оле Нидал, – говорить людям о необходимости найти что-то, что может провести их через болезни, старение и смерть, и не бояться давать им свет твоей радости жизни. Рассказывать людям, что ум подобен пространству: открыт, ясен и безграничен, и говорить им и о пути, и о цели".
Активность Ламы Оле Нидала организована в форме некоммерческих, религиозных национальных ассоциаций под духовным руководством 17-го Кармапы Тхайе Дордже.
В начале встречи Лама Оле Нидал высказал надежду на скорый приход "просвещенного будущего" и охарактеризовал наше время как такое, в котором "количество победило качество": разнообразие на материальном уровне, преобладание массовой культуры кока-колы при потере “духовного понимания” и гибели многих уникальных традиционных культур. В этой тяжелой ситуации, "именно тибетский буддизм, вкладывающий большую энергию в познание окружающего нас мироздания и сохранение духовного знания, может очень многое предложить современному миру".
В ходе встречи Лама Оле Нидал, Кати Хартунг и Александр Койбагаров ответили на вопросы, заданные журналистами.
– Каковы ваши прогнозы относительно значения буддизма в нашем мире?
Лама Оле Нидал:
– Чем больше будет появляться образованных и независимых людей, тем сильнее возрастет значение буддизма в современном мире. Возможно, один или два процента представителей свободных обществ найдут для себя что-нибудь полезное в буддизме. Основную опасность для буддизма и для мира в целом я вижу в том, что во многих отсталых странах мира сохраняется теократический ислам и перенаселенность. После решения этих двух ключевых проблем, мы обретем замечательный свободный мир, с хорошим образованием и медициной. У буддизма никогда не было цели стать самой главной религией в мире или побудить кого-нибудь стать буддистом. Мы хотим рассказать всем о том, что сами знаем, и о том, чему учил Будда, и мы надеемся, что это учение может многих заинтересовать.
– Существует ли генеральный план построения сети буддийских центров Карма Кагью в России?
Лама Оле Нидал:
– Нет у нас нет такого специального плана. Наши центры в основном расположены вдоль транссибирской дороги и вдоль таких рек, как Дон и Волга; также есть центры и в ряде других регионов, например в Калмыкии.
– В чем заключается специфика в жизнедеятельности буддийских центров Карма Кагью в России в отличие от западных центров и с какими трудностями вы сталкиваетесь?
Лама Оле Нидал:
– Основной проблемой в России является алкоголь. Вы слишком много курите и потребляете алкоголя, что вредно для здоровья и для медитации, а в остальном все хорошо. Ваш идеализм сильнее, чем в остальных местах, что присуще, как я подозреваю, всему славянскому миру.
– Возникают ли какие-нибудь сложности у буддийских центров во взаимоотношениях с другими религиозными организациями?
Александр Койбагаров, президент Российской Ассоциации буддистов школы Карма Кагью:
– До сих пор не существовало, и буддисты счастливы. Мы считаем, что всем своя истина, и каждой голове своя шапка. Мы, с одной стороны атеисты, для нас Бога нет, а с другой стороны, если человеку хорошо с Богом, то и Бог с ним. Это больше философия и жизненная позиция – к нам трудно придраться с какой бы то ни было стороны. Именно поэтому мы и растем и развиваемся, но это и вызывает внимание. С одной стороны, приятно, что нас заметили, что мы большие, а с другой – не приятно, потому что с этим надо что-то делать.
В Новосибирске и Челябинске какая-то организация выступила инициатором оповещения всех и вся, что мы тоталитарная и деструктивная секта. Хотя мы – зарегистрированная религиозная организация, и в законе о религиозных организациях буддизм отмечен как уважаемая религия. Обвинение в том, что буддизм – это секта или что Карма Кагью – это не буддизм, не выдерживает никакой критики. Конкретные обвинения обычно сводятся к тому, что у нас имеют место кровавые жертвоприношения, поклонение богине зла и групповой секс в извращенной форме.
Юридические проблемы возникают всегда, так как мы живем в бюрократическом государстве и решение юридических вопросов иногда длится очень долго. В Челябинске мы уже почти четыре года пытаемся зарегистрироваться, но каждый раз возникают какие-то маленькие детали в уставе, мешающие нам. В Краснодаре было то же самое, и нам пришлось обратиться в суд, после чего мы успешно зарегистрировались. Нас подпирает со спины большое количество людей, которые хотят практиковать буддизм и пользоваться его богатством, что удобнее и безопаснее делать после официальной регистрации.
– Как Вы относитесь к положению женщин в других религиозных традициях, например, в исламе?
Лама Оле Нидал:
– Что касается положения женщин в исламе, то это положение станет причиной того, что после продажи всей своей нефти им придется вернутся к торговле песком. В исламском обществе, к сожалению, не используется одна половина мозгов, а вторая половина – мужская – используется очень неэффективно. Общество, которое плохо относится к женщинам, никогда не достигнет мира и процветания.
– С точки зрения буддизма, какие шансы есть у женщин прийти к просветлению, и почему почти все буддийские лидеры – мужчины?
Лама Оле Нидал:
– У женщин такие же шансы, как и у мужчин. Причина того, что в буддийской иерархии больше мужчин, только в том, что женщины просто этого не хотят. У мужчин большая предрасположенность к иерархической структуре, а у женщин – к обучению в семейной атмосфере, но после того, как женщина рожает детей и возвращается к практике и к обучению, она уже обладает таким жизненным опытом, который превосходит все, и тогда женщины – великие учителя.
Мир представлен как взаимодействие женского и мужского принципов, причем женскому отводится центральное место.
– Как вы относитесь к клонированию?
Кати Хартунг, PR-директор буддийских центров, основанных Ламой Оле Нидалом:
– Мне не нравится эта идея. У каждого человека есть свои особые качества и индивидуальность, свой особый путь. В воспроизведении индивидуальности кроится большая опасность. Если есть один источник света, который светит и приносит пользу людям, то пять источников света уже не будут так восприниматься людьми. Я бы не стала этого делать.
Вечером того же дня в кинотеатре “Улан-Батор” Лама Оле Нидал прочел публичную лекцию о тибетском буддизме.
Ссылки по теме:
Андрей Терентьев. Буддизм в России
Интервью c Анатолием Соколовым на сайте "Нет наркотикам"
© Фото http://www.lama-ole-nydahl.org/