В этом году общественность Калмыкии будет отмечать 150-летний юбилей со времени открытия главного стационарного здания - сюме Дунд хурула и возникшего рядом с ним поселка Ханата Малодербетовского района. Основные мероприятия, посвященные этому событию, намечено провести в августе текущего года. О том, как проходит подготовка к этой знаменательной дате, наш корреспондент беседует с председателем правления общественной организации "Дунд хурул" Иваном Кимовичем Ботиевым и исполнительным директором Петром Цагановичем Дорджиевым.
- Петр Цаганович, вероятно, поселок Ханата возник как хотон, входивший в хурульный комплекс?
- Да, оседлые калмыцкие хурулы сохраняли тот же планировочный принцип, какой существовал у кочевых: все жилые дома монахов располагались по кругу, в центре же размещался храм. Дунд хурул был возведен на берегу живописного озера "Ик Хан", поэтому поселок, возникший рядом с ним и одновременно с ним, получил название Ханата.
- Сохранились ли какие-либо документы, дающие представление об архитектурном облике Дунд хурула?
- В книге "Очерки быта астраханских калмыков", вышедшей в 1893 году в Москве, И. Житецкий опубликовал чертежи храма "Кебюн-ламы". Они говорят о том, что главный сюме Дунд хурула был восьмигранным зданием с куполовидной крышей-субурганом. С четырех сторон его окружали портики, сработанные из дерева. Портики тоже были увенчаны субурганами, но меньшими по размеру. В расчлененных портиками проемах - вход в храм, а на остальных гранях основного здания находились стрельчатые окна.
- Дунд хурул был не только значительным религиозным центром дореволюционной Калмыкии. Он ведь имел огромное значение для сохранения и дальнейшего развития культурного наследия калмыцкого народа.
- Совершенно верно. При Дунд хуруле функционировала школа живописи, факультеты медицины и астрологии. Хурул имел богатую духовно-философскую библиотеку. Паломники из Дунд хурула неоднократно посещали Тибет. Так Дундхурульский Джиджятн-багши в 1756 году удостоился чести быть принятым самим его Святейшеством Далай ламой. На этой аудиенции Джиджятн-багши был вручен двухаршинный пергаментный свиток. А через 135 лет, то есть в 1891 году, этот свиток послужил пропуском в Лхасу для другого паломника из Дунд хурула - Бааза-багши Менкуджиева. Этот факт является наглядным примером духовной преемственности поколений, существовавший в Дунд хуруле. Бааза-багши являлся действительным членом императорского географического общества. По итогам своего путешествия в 1897 году он издал в Санкт-Петербурге книгу "Сказание о хождении в Тибетскую страну малодербетовского Бааза-багши".
Дунд хурул в разное время посетили и оставили заметки о нем многие выдающиеся личности. Это профессор Санкт-Петербургского университета А.М. Позднеев, востоковед-лингвист, сделавший в , 1903 году фотографический снимок Дунд хурула, Г.И. Рамстедт, профессор Варшавской Академии, научный руководитель Номто Очирова В.Л. Котвич, профессор-музыковед А.Д. Руднев, академик Санкт-Петербургского университета Б.Я. Владимирцов, писатель С. Марков, исследователь-этнограф И. Житецкий, археолог-профессор Л. Рыков, ученый-орнитолог В. Хлебников, отец великого русского поэта XX века Велимира Хлебникова, и многие другие.
- Иван Кимович, Вы являетесь председателем правления общественной организации "Дунд хурул". Расскажите о целях, которые поставила перед собой ваша организация.
- Сознавая, что природное, историческое, культурное и духовное наследие калмыцкого народа является неоценимым ресурсом социально-экономического и духовного развития республики, мы, выходцы из Дунд хурула, в марте 1999 года собрались в г. Элиста, пригласили руководителей СПК "Ханата" и организовали ООРК "Дунд хурул". Наша организация поставила перед собой две основные цели.
Это - разработать целевую комплексную программу социально-экономического развития поселков Ханата, Зурган и Унгн Тееряч под рабочим названием "Национально-культурное возрождение духовного наследия калмыцкого народа на базе исторического очага культуры Дунд хурула". Восстановить облик уникального исторического, архитектурного, культурного и культового памятника калмыцкого народа - Дунд хурула. Это требовало от нас системного подхода, нестандартных решений и серьезной команды. Команда была создана из числа земляков, в нее вошли специалисты-профессионалы по всем направлениям деятельности нашей организации.
- Удалось ли подготовить программу?
- Да, еще в 1999 году программа была подготовлена, и началась работа по ее реализации. Она включает в себя культурно-образовательную и экономическую стратегию возрождения сел Калмыкии. Главной задачей Программы является выявление истинного места и роли буддизма в истории культуры, знакомство с наивысшими достижениями древней и современной буддийской культуры на примере памятников архитектуры, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного и музыкально-хореографического искусства, народных промыслов, ремесел и национальной литературы. Данная программа содержит и механизм решения проблем с конкретными сроками, предполагаемыми затратами и ожидаемыми результатами. - Что на сегодня уже реализовано?
- Сегодня педагогический коллектив Ханатинской школы ведет научно-исследовательскую работу среди учащихся, сбор материалов по археологии, этнографии, истории, географии, фауне и флоре для издания "Энциклопедии села". Работа над проектом привела нас в стены Восточного факультета Санкт-Петербургского университета, руководство которого не только откликнулось на предложение о сотрудничестве, но и предложило за два года предоставить электронную версию всех публикаций о калмыках до 1917 года. Надо только оплатить затраты в сумме 360 тысяч рублей.
Участие наших представителей в научно-практическом семинаре "Российские немцы в содружестве с другими народами" позволило нам наладить контакт с немецким культурным центром имени Гете в Москве. Они оказывают нам содействие в поиске материалов этнографических экспедиций в Калмыцкие степи в 17-19 века, которые возглавлялись немецкими учеными.
Кроме того, в урочище Ханата установлено скульптурное изваяние Белого Старца с ротондой (авторы С. Ботиев и А.Санджиев), заложен фундамент будущего сюме. Завезен стеновой материал.
- Скажите, чем объясняется интерес к Дунд хурулу "Малой Грековки" - Калмыцкого филиала Ростовского художественного училища имени М.Б. Грекова?
- Педколлектив училища наряду с организацией художественного обучения проводит работу по охране и возрождению национальной культуры. Поэтому Дундху-рульский комплекс является отдельным дипломным проектом выпускников училища. В разработке будущих художников-дизайнеров находится эскиз историко-этнографического музея в п. Ханата.
Дунд хурул является фактически первым учебным заведением художественного образования на территории современной Калмыкии. Студентами училища организован поиск изображений четырех "Белых тар", созданных хурульными живописцами и переданные Бааза-багши в музей Российской Академии Художеств. Студенты училища занимаются поисками материалов, касающихся судьбы нашего земляка уроженца п. Унгн Тееряч майора Ивана Жигреева, личного адъютанта маршала Рокоссовского. Маршал уберег его от репрессий, забрав с собою в Польшу. Вернувшись на родину, Иван Жигреев долгое время работал директором киностудии имени Довженко. Все эти имена и биографии необходимо воскресить и оживить, чтобы на их примере наша молодежь знала историю и культуру своего народа.
"Бумбин Орн", 13 марта 2003 г.
[оригинал статьи]