В понедельник на телеканале "Россия" начнется долгожданный показ сериала "Мастер и Маргарита". Наверняка мнения о нем будут самые разные, ведь у каждого из нас свой Мастер и своя Маргарита. Тем не менее еще до премьеры 10-серийного фильма многие критики уже назвали его телесобытием года. Ведь сделать фильм по материалам булгаковского романа до сих пор не удавалось никому из наших соотечественников, хотя попытки такие предпринимались неоднократно. Почему?
Владимир Наумов намеревался экранизировать "Мастера" вместе со своим другом и коллегой Александром Аловым. Их "благословила" Елена Сергеевна Булгакова, которая дала прочитать полное парижское издание романа. Но как рассказывал Наумов, однажды ему приснился сон. Умершая Елена Сергеевна явилась к нему и сказала, что фильм сниматься не будет...
Право снимать картину получил Элем Климов, которого поддержал председатель Госкино Ф. Ермаш.
Элем Климов
"Даже Тарковский не знал, как сделать кота, – рассказывал Элем Климов. – Я видел фильм Александра Петровича – это памфлет про Солженицына. Он взял кусочек романа... Мне не понравилось. Видел Вайду, где все происходит на свалке. Иуда звонит по телефону-автомату и доносит на Христа..."
Элему Климову, в начале перестройки ставшему первым секретарем Союза кинематографистов, удалось добиться разрешения поставить "Мастера и Маргариту".
Позднее он вспоминал: "Когда мы с братом делали сценарий, речь шла о том, что мы пишем "по мотивам романа" с полным уважением к автору. Так мы и работали – долго, сложно. И, естественно, очень волновались: как люди, которых мы уважаем, оценят наш труд?
Почему не вышло? Потому что это так называемое "сверхзвуковое кино" – то, которого еще нет. Технологий еще нет, их надо разработать. А старого кино я уже наснимался. Требовались большие деньги. Тогда я их не нашел..."
Эльдар Рязанов
Экранизировать роман Булгакова мечтал Эльдар Рязанов. Я позвонил мэтру. Его жена сообщила, что Эльдар Александрович на съемках с утра и до ночи. Ему не до интервью. Да и вообще, сказала она, никакой драматической истории с попыткой взяться за Булгакова не было. На эту тему есть запись в его дневнике 1985 года: "Февраль. Визит к секретарю ЦК КПСС М. В. Зимянину, ведающему идеологией. Прежде чем я попал к нему на прием, я месяца три пробивался через референта. Встреча все откладывалась и откладывалась. У меня, собственно, была одна просьба – разрешить мне постановку фильма по роману "Мастер и Маргарита". Зимянин сказал, что посоветуется. Это меня поразило – ведь он же главный по идеологии. С кем ему советоваться? Неужели такие, в общем-то, частные вопросы выносятся на Политбюро?
Март. Числа не помню. Заведующий отделом культуры ЦК КПСС В. Ф. Шауро – многолетний идеолог со стажем – увидел меня на каком-то нашем кинематографическом пленуме и подошел:
– "Мастера" ставить не будем! Есть решение! Не будем!
Я хотел узнать, кто это решил, почему отказ, и напросился на прием к заведующему культурой. Шауро как попугай твердил одно и то же: – Есть решение, "Мастера" ставить не будем! Не надо!
Я пытался разведать, кто, на каком уровне принял это решение, какие резоны для отказа, но Шауро был однообразен. Напуская на себя вид, будто он что-то знает, но не имеет права сказать, он повторял:
– Нет, нет! "Мастера" ставить не будем. Есть решение...
Подозреваю, он сам ничего не знал, где и кто решил, кто так распорядился. Скорее всего, Зимянин поручил ему передать мне отрицательное мнение о моей затее".
Геннадий Полока
"Шел 1963 год, когда я познакомился с Еленой Сергеевной Булгаковой. И однажды зашел такой разговор. "Мне кажется, – сказала Елена Сергеевна, – вы должны ощущать стихию Булгакова. Все в наших разговорах убеждает меня в этом. Не только соединение несоединимого, но и то, что вы так любите Москву, без чего поставить Булгакова нельзя". Я относился к Булгакову, к его личности, как к Гоголю, считал, что надо иметь моральное право прикоснуться к гению. Потом я был лишен права работать в большом кино, меня взяли художественным руководителем в телевизионное объединение "Экран". Началась перестройка, меня выбрали председателем Гильдии режиссеров. Элем Климов был председателем Союза кинематографистов, у нас были дружеские отношения. Я не читал климовский сценарий, его замысел улавливал из отдельных разговоров. Климов считал, что имеет право браться за Булгакова. Но его требования были высокие: в качестве основных персонажей он видел лучших артистов современности, даже составил список из восьми звезд американского, французского и нашего кино".
Российская газета: Вы видели фильм Юрия Кары?
Геннадий Полока: Не довелось, и, может быть, к счастью. Была еще картина Владимира Бортко "Собачье сердце". Это фильм одной интонации, но нет в нем булгаковского света. А ведь булгаковский мир второй половины его творчества вырос из московского советского искусства. Если не чувствовать этого, может получиться мизантропическое сочинение, полное презрения к человеку, что несвойственно Булгакову. Либо выйдет набор анекдотов.
РГ: Что вы ожидаете от фильма Владимира Бортко?
Полока: Честно говоря, боюсь. Со страхом жду, что мне придется это смотреть. Как я боялся фильма о Есенине, который недавно закончился. Не мог заставить себя его смотреть. Произведения гениальных писателей обречены на такую линию ремейков. Сколько раз ставили "Анну Каренину"? И еще экранизации будут. И "Мастера и Маргариту", думаю, будут ставить вновь.
Юрий Кара
Среди тех режиссеров, которым все-таки удалось создать свои версии "Мастера и Маргариты", были поляк Анджей Вайда, югослав Александр Петрович и наш Юрий Кара. Первые две экранизации были практически единодушно признаны неудачными. Фильм режиссера Юрия Кары, снятый более десяти лет назад, так и не вышел на экраны.
Кстати, Юрий Кара на просьбу корреспондента "РГ" прокомментировать предстоящий показ "Мастера и Маргарита" ответил отказом: "Не буду пиарить этот фильм..."
16.12.2005
Источник: Российская газета