Последние шаги руководства Русской православной церкви указывают на попытку сближения между православными и мусульманами при том, что в отношении к католикам сохраняется стратегия "глухой обороны".
Особого внимания заслуживают инициативы главы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. На днях он завершил визит в Йемен, где на самом высоком уровне обсудил вопросы взаимоотношений между православием и исламом. Кроме того, митрополит Кирилл предложил идею проведения саммита религиозных лидеров в Москве в июле 2006 года. По его мнению, у мировых религий есть серьезный потенциал свидетельства о необходимости созидать справедливую систему мироустройства, в которой бы учитывались различные культурно-религиозные традиции. Мирное соседство мусульман и христиан на протяжении столетий во многих странах Ближнего Востока, а также в странах СНГ дает представление о реальности построения такой же модели в мировом масштабе. Подготовка саммита религиозных лидеров уже, по сути, началась. В этих целях митрополит Кирилл недавно участвовал во встрече с послами ряда арабских стран, аккредитованными в Москве Саудовской Аравии, Йемена, Ирака, Катара, Ливана, Кувейта, Судана. Арабские дипломаты выразили полную поддержку инициативы развития христианско-мусульманского диалога.
Важно отметить, что митрополит Кирилл своими дипломатическими действиями фактически выполняет принятое еще в 2004 году решение Священного Синода РПЦ о развитии сотрудничества с арабо-мусульманским миром. Нетрудно заметить, что ранее подобный курс наметила также и католическая церковь (в период понтификата Иоанна Павла II). Новый глава католической церкви Папа Римский Бенедикт XVI решил продолжать конструктивный диалог с мусульманами. В этих целях в начале декабря он встретился в Ватикане с председателем Палестинской национальной администрации Махмудом Аббасом. Причем главе церкви и первому лицу государства Ватикан был сделан необычный подарок торжественно вручен паспорт еще не существующего Палестинского государства. Так или иначе, эта встреча продемонстрировала желание нового Папы осуществлять симметричную дипломатию на Ближнем Востоке и диалог как с иудеями, так и с мусульманами. Вторым "сигналом", указывающим на примирение католической церкви с исламом, стала серия проведенных по всему миру акций в связи с 40-летием Декларации "Ностра этате", третья часть которой впервые определила положительное отношение католицизма к исламской религии. В Москве в Совете муфтиев России в этой связи состоялась конференция "Ислам и христианство: на пути к диалогу" по сути дела, первая в истории России исламо-католическая конференция. В приветственных речах председателя СМР муфтия Равиля Гайнутдина и митрополита Тадеуша Кондрусевича были отмечены как великая и все возрастающая роль принятого 40 лет назад документа, так и необходимость сотрудничества католиков и мусульман России во имя гражданского мира и благополучия.
Казалось бы, ситуация ясна: во имя благой цели укрепления межконфессионального мира и сотрудничества РПЦ и католическая церковь как будто соревнуются между собой в налаживании диалога с исламским миром. Но тем большее удивление при этом вызывает то обстоятельство, что РПЦ продолжает упорно уклоняться от сближения с католической церковью. Несколько недель назад в Москве побывал секретарь Ватикана по отношениям с государствами архиепископ Джованни Лайоло. Прибыв в Москву, он упомянул две конкретные вещи, о которых хотел бы поговорить с российскими властями и руководством РПЦ: повышение статуса представительства Ватикана в Москве, которому давно уже пора стать посольством, и приглашение католиков в Общественную палату, куда их, как известно, не пригласили. Лайоло встретился с главой православной дипломатии митрополитом Кириллом, но встреча эта носила ритуальный характер и, как обычно, не дала весомых результатов. Задача другого папского эмиссара кардинала Мартино была еще сложней, чем у его предшественника. Ему предстояло напрямую встретиться с российской общественностью и в выигрышном свете представить ей социальную доктрину католической церкви. У кардинала была предусмотрена встреча с патриархом Алексием II, но она не состоялась. РПЦ отменила ее "по техническим причинам".
Что же касается вопроса о визите Папы Римского в Россию, то он и вовсе "повис в воздухе". Так что отношения Русской православной церкви и Ватикана находятся в патовом состоянии.
21.12.2005
Источник: Российские вести