"Идиотская" мода
"Россия" заявляет сериал "Мастер и Маргарита" как главное событие сезона. Тезисы таковы. Роман Булгакова представляется как идеальный материал для киноромана. Из Булгакова якобы нельзя выбросить ни одной сцены, ни одной реплики – все тут же рассыпается. А режиссер Бортко – молодец, с текстом классика работал очень бережно! Из этого вывод: формат телесериала и режиссер Бортко как будто специально созданы для "Мастера и Маргариты"! 200 съемочных дней. Лучшие студии компьютерной графики. 300 голых стриптизерш в сцене бала.
В запале договорились до того, что с экранизацией "Мастера…" может сравниться разве что "Война и мир" Бондарчука. И хотя еще 8 декабря режиссер утверждал, что сериал не готов к показу, 19 декабря состоялась премьера.
Раскритикованный в пух и прах "Есенин" отдыхает. "Россия" хочет повторить успех "Идиота". Два года назад этот сериал собрал все мыслимые призы и положительные отзывы. Происходило это, правда, на безрыбье. С тех пор жанр киноромана на ТВ сильно продвинулся. Есть и "Московская сага", и "Не родись красивой". Есть другие очень профессиональные вещи. Но сериал "Мастер и Маргарита" заявлен как нечто большее, и все ждут праздника настоящего кино. Подготовка к нему велась, как это принято в последнее время. "Россия", как и Первый, в этом сезоне почему-то практически отказалась от наружной рекламы. Но безудержные рекламные авансы, восхваление в анонсах и нелепые подробности производства, тиражируемые телевизионной прессой, остались. Посмотришь – как будто речь идет не об экранизации культового романа поколений, а о съемках какого-нибудь новогоднего "Огонька". Все уже знают, что актриса Ковальчук в роли Маргариты ходила в стальных трусах, туфлях и натерла себе ноги болтами. Раны не заживали несколько месяцев! Или вот еще. В сцене прилета Маргариты на шабаш Ковальчук очень боялась крыс, которые жили в пруду, где шли съемки. Очень интересно! Черные кони ада сделаны с коня, принадлежащего красавцу Невзорову, а Бегемот – это дрессированный кот Куклачева. Правда, кота изображали еще с помощью специальной электронной маски, а также актеров Семена Фурмана и Вано Мироняна. О как!
Мудрый Абдулов, который в фильме играет Коровьева, уже сетовал: мол, нельзя же так. Нельзя всем зрителям рассказывать, что он общается с каким-то виртуальным котом. Это ведь сказка, а не ерунда какая-то. А вот тот факт, что множество актеров, уже утвержденных на роль, отказались от съемок в картине, ерундой не кажется. Миронов отказался от роли Ивана Бездомного. По официальной версии, не захотел повторяться, имея в виду уже сыгранную роль Мышкина в "Идиоте" (?!). Янковский не захотел играть Воланда, но согласился на Понтия Пилата. В результате Воланда сыграл Басилашвили, а Пилата – Лавров. Калягин отказался от Берлиоза, хотя в экранизации "Мастера…" у режиссера Кары играл Бегемота. Это объяснимо. Берлиоз, как известно, лишается головы, что явно не к лицу Калягину – теперь руководителю пафосного московского театра. Зато вызывает вопросы участие в постановке таких записных гарантов рейтингов всех телесериалов подряд, как Галкин, Нагиев и тот же Абдулов. Уж больно они всем замылили глаз, а тут все же, хочется верить, особый случай.
На этот особый случай не устают намекать все кому не лень. И это тоже часть рекламной кампании под названием "сознательное использование мистического ореола". И вот мы узнаем, что Ковальчук перед тем, как ее утвердили на роль, всю ночь летала во сне. Режиссеру Бортко на Патриарших прудах (!) проходящий мимо человек сказал: "Ничего у вас не получится". И даже Безруков, играющий Иешуа, задается вопросом: "А чего это так подозрительно похолодало именно в тот день, когда меня снимали висящим на кресте и поливали из брандспойтов водой?".
В общем, не зря в последнее время слово "проект" в лексиконе телевизионщиков стало замещаться на "продукт". Вот и "Мастера и Маргариту" продают как продукт. Куском или в нарезку. В типографиях срочно напечатали дополнительные тиражи романа. Работает ноу-хау от "Идиота": отечественная классика приносит рейтинг и доход! Снимать фильмы-сериалы по нетленным произведениям среди киношников вдруг стало такой же модой, как среди бизнесменов иметь собственную бензоколонку.
Запустить в свое время "Идиота" было огромным риском для продюсеров. А теперь на российских киностудиях в работе целая библиотека классики, и ни у кого голова уже не болит. "Белая гвардия" – Миндадзе, "Анна Каренина" – Соловьев, "Мертвые души" – Лунгин, "Герой нашего времени" – Месхиев, "Доктор Живаго" – Прошкин. Солженицын написал сценарий "В круге первом", а Червинский – "Братья Карамазовы".
Ну что же, перед нами как раз тот редкий случай, когда коммерция напрямую способствует культуре. Только хорошо бы делать скидку. Достоевский и Булгаков – это все же не Донцова и Лукьяненко. А фильмы-сериалы по их произведениям – это не просто "продукт". Надо уважать чувства читающих не меньше, чем чувства верующих! Все это тоже достаточно свято, и у многих в голове есть свое кино про Мастера и Маргариту, про героя нашего времени и доктора Живаго. Леонид Якубович, например, недавно сказал, что ни в коем случае не будет смотреть сериал "Мастер и Маргарита". Не потому, что патриот своего Первого канала. Он боится разрушить тот мир, который и без экранизации канала "Россия" существует у него в голове.
После первых серий: неформатный Булгаков
– Вот уж когда начнется истинная дьявольщина – когда критики станут обсуждать фильм! Вот тогда только держись! – так говорил Александр Абдулов накануне премьеры "Мастера и Маргариты". Он прав, если дьявольщиной считать субъективные оценки актерской игры, которыми все спешат поделиться уже после первых серий. И хотя я по-прежнему считаю самого Александра актером, который и сам уже устал играть и зрителей утомил, все это не имеет большого значения, когда речь идет о "Мастере и Маргарите".
Не то чтобы я такая большая поклонница романа и вся благоговею, но прекрасно понимаю ажиотаж, который существует в обществе вокруг этого произведения, и уважаю сограждан за него.
На этой неделе мне стало приятнее жить в моей стране, где первые же серии по Булгакову собрали рейтинг 34% и долю 55,6% (в Москве). Я люблю этих актеров, каждый из которых при словах "Мастер и Маргарита" готов встать на колени и закатить глаза. И я представляю всех этих добрых людей, собравшихся у экранов, – ведь они же не глупее меня, они тоже понимают, о чем это все! По крайней мере, так хочется думать.
Создатели и прокатчики на массовое понимание, судя по всему, не очень рассчитывали. Отсюда и обилие звезд, и необычные попытки заинтересовать аудиторию, которая колебалась между "Мастером…" и "За все тебя благодарю" по Первому. Первые две серии в понедельник показали (невиданное дело) подряд и без рекламы. Это была не столько "подсадка" для зрителя, сколько следствие сомнений самого режиссера Бортко в "смотрибельности" именно первой серии. Длинные философские беседы Воланда, Берлиоза и Бездомного, а также Пилата и Иешуа – не лучшее начало для успешного телесериала. Да что там говорить, вряд ли даже половина из 34%, смотревших "Мастера…" в Москве, поняли, о чем это они. Но очевидно, что зритель заинтересовался! И не в последнюю очередь благодаря все тем же звездам – Басилашвили, Лаврову и Безрукову.
Уже один этот факт опровергает досужие рассуждения: мол, в подобную экранизацию не стоит приглашать звезд. Как раз и стоит. Это не самая худшая плата за массовый успех, который есть обязательное условие появления продукта на ТВ. Есть Вайда, который снял по мотивам "Мастера…" "Пилат и другие", и есть Бортко, который делает полноценную экранизацию. Подобное следует лечить подобным. Вот и Бортко большое литературное произведение воплотил в большой сериал, который по определению принадлежит к ТВ-культуре.
В телеверсии "Мастера…" – это больше сказка с экскурсами в библейские времена. Такому восприятию способствуют попсовые проходки Кота под музыку Корнелюка. (Причем последний слямзил главную тему у Сергея Курёхина. "Донна Анна" – это музыка к фильму "Господин оформитель".) Иванушка – дурачок в исполнении Галкина. Блестяще снятая, как умеет Бортко, сцена пробуждения Лиходеева с последующей отправкой его в Ялту. В общем, глубокая философия романа, о которой читатели не уставали рассуждать десятилетиями, телевидению не очень-то нужна. Здесь это называется неформат.
Отсюда понятно раздражение Бортко. Его мучили расспросами: не боится ли он мистического ореола романа? Или: это ж надо, фильм сняли – и никто не умер… Он отвечал: отстаньте, мол, не мешайте заниматься делом – и продолжал работать. Конечно, ему было известно, что "дьявольски" пропавшая копия "Мастера…" Кары никуда не пропадала. Просто фильм получился, как бы это мягко сказать... Да и что хорошего можно было снять в те годы? Без нормального бюджета и при полном бардаке.
Нынешние 10 серий обошлись "России" более чем в пять млн долларов. И то Кота явно не довели до ума, второй план или пустует, или сделан в экономрежиме. Артисты второго плана играют, как статисты, просто проговаривая реплики (сцена в Массолите). Тем не менее "Мастер…" – это и так уже финансово-творческий подвиг. Примите во внимание, что одну серию самой последней телевизионной муры сейчас принято готовить не менее чем за 100 тыс. долларов. А здесь всего в пять раз дороже – и почти шедевр!
P.S. Вокруг сериала уже появилась первая легенда. Булгаков когда-то перепугал своих друзей, когда читал им роман. Там были прямые намеки на Сталина и на то, что его режим поддерживает дьявол. Теперь создателям произведений искусства больше не надо просматривать их под лупой, опасаясь отправиться на каторгу. В последней экранизации "Мастера и Маргариты" Иешуа, проникновенно обращаясь к всесильному Пилату, говорит: "Собака – единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан… Окончательно потерял веру в людей… Нельзя же, согласись, всю свою привязанность поместить в собаку…". О какой собаке подумали в это время многие наши зрители? Правильно! И ничего. Ни Бортко, ни Добродееву лагеря, слава богу, не грозят. Москвичи изменились к лучшему. И все же осторожнее надо, чем черт не шутит…
Источник: Новая Газета