Такого успеха в истории российского сериала еще не было. Рейтинги первых двух серий "Мастера и Маргариты" оказались выше, чем у Владимира Путина в новогоднюю ночь.
На российском телевидении продолжается эпоха экранизации классики. Первым грандиозным успехом стал "Идиот" по Достоевскому на канале "Россия". В Москве доля аудитории сериала в первый день показа составила почти 35%. Тогда все поняли, что деньги можно зарабатывать не только на юморе и бандитских сериалах, но и на произведениях из школьной программы. На НТВ, правда, "Дело о мертвых душах" оказалось провальным. В середине показа сериал сдвинули на ночь, чтобы не мешал зарабатывать деньги. Самая успешная серия добралась только до 9% доли аудитории. Недавно вышедший на Первом канале сериал "Есенин" не экранизация классики, но рассказ о жизни классика. Получилось 32% доли московской аудитории в первый день показа. У сериалов "Баязет", снятому по Пикулю, и "Штрафбат" тоже неплохие цифры. Но с успехом "Мастера и Маргариты" не сравнится ничто. В первый день показа сериал имел долю аудитории по Москве 59% при рейтинге 30%. Рейтинг новогоднего обращения президента в прошлом году был 28% при доле аудитории 53%.
До этого долю в 50% (причем не в Москве, а в целом по России) набирали лишь несколько телепроектов ежегодные новогодние концерты Максима Галкина и сериалы "Участок" и "Диверсант", немного недотянули до 50% фильмы "Титаник", "Азазель" и "Водитель для Веры".
На "Мастера" Владимира Бортко (именно он снимал в свое время не только знаменитое "Собачье сердце", но и "Идиота" для "России") канал выделил самый большой бюджет для сериального производства только на съемки более $5 млн. (на 10 серий). Обычно серия сериала прайм-тайм стоит около $150 тыс. Плюс обязательные расходы на промотирование сериала.
Рекламная кампания "Мастера и Маргариты" была вполне заметной, если оказалась бы единственной в городе, две буквы М на огненном фоне. Но на московских биллбордах в то же время появились и герои "Дневного дозора": чего, например, стоит острый язычок Жанны Фриске в роли ведьмы Алисы Донниковой. Масштабная рекламная кампания "Дневного дозора", совпавшая с показом "Мастера и Маргариты", имеет еще один, тайный смысл. "Мастер" снимался при участии руководства канала "Россия". "Дозор" детище гендиректора Первого канала. На борьбу за лидирующую позицию на рынке по итогам года "Россия" и "Первый" бросили лучшие силы. При этом получилось так, что вампиры и ведьмы из "Дозора" подогрели интерес к Булгакову. Он вышел первым.
Программирование телевизионной сетки одна из важных составляющих успеха. "Мастер" встал в прайм-тайм в обычную для российских премьерных сериалов линейку, после новостей и "Спокойной ночи, малыши". Стоять напротив финальных серий любимого зрителями российского "мыла" непросто: на Первом канале как раз заканчивался сериал "За все тебя благодарю". И программная дирекция "России" пошла на хитрости, создав для телезрителей условия благоприятного просмотра: во многих сериях, особенно в первых, вообще не было рекламы. В других ее показывали мало и лишь в конце. Первые серии вообще спарили, чтобы зацепить зрителя.
Другой важный момент сериал не имеет традиционного утреннего повтора. Специально, чтобы у зрителя не оставалось выбора: или смотри сейчас, или жди выхода на DVD. Есть и психологический эффект выхода сериала именно сейчас. Несмотря на то, что в книге все действие происходит летом, смотреть "Мастера и Маргариту" хорошо именно под Новый год. Телевизионное переложение романа на предновогодний телеэкран читается как новогодняя сказка.
Наша фантазия еще одна составляющая успеха. Булгаков не описывал подробно внешность многих своих героев. Поэтому Маргарита у каждого была своя. Как оказалось, актеров из "Мастера и Маргариты" необязательно было развешивать по городу, интерес к кастингу и съемкам активно подогревала пресса. Газеты вспоминали, как не вышла в свет экранизация режиссера Юрия Кары, о том, что на фильмах по "Мастеру и Маргарите" лежит заклятье. И дальше уже каждый шаг Владимира Бортко был под пристальным вниманием прессы. Ждали скандала. В результате экранизация была обречена на упреки, причем вне зависимости от того, как бы Бортко фильм ни снял. Снял близко к тексту обозвали бы киноверсией книги, напридумывал бы чего-нибудь, сказали бы правит классиков. С мелкими упреками можно соглашаться: Басилашвили староват и недостаточно "демоничен", кот Бегемот напоминает тюзовскую куклу, а Безруков, наверное, теперь навсегда останется Есениным.
26.12.2005
Источник: Профиль